Что такое фольклор?

Могунова Валентина Владимировна
Могунова Валентина Владимировна
Северо-Казахстанская
с. Новомихайловка
Новомихайловская СШ
Обучение грамоте
Класс:
1 класс
Раздел:
Традиции и фольклор
Тема:

Что такое фольклор?

10.02.2020
70
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели обучения (ссылка на учебную программу):

1.2.1.1 Определять, о ком/о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор. Высказывать отношение к прослушанному, обосновывать его простыми предложениями.

1.2.1.2 Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение)

1.2.6.1 Распознавать текст-повествование, жанры по их особенностям (сказка, рассказ, стихотворение), стили (художественные и нехудожественные тексты) с помощью учителя.

1.3.6.1 Писать простые предложения/тексты (сообщение, поздравление, письмо и т.д. с помощью учителя).

1.3.10.1 Различать, использовать в письменной речи слова-предметы, слова- признаки, слова-действия и изменять их по числам.

Цели урока:

Все учащиеся смогут:

Закрепить ранее изученные буквы.

Развивать фонематический слух и звукопроизносительные навыки. Писать строчные и заглавные буквы. Развивать мелкую и крупную моторику.

Большинство учащихся смогут:

Рассказать и привести примеры устного народного творчества. Анализировать тест, выделять отличительные особенности жанра. Разгадать кроссворд.

Продолжить пословицу, объяснить ее смысл. Выбрать и записать слова, подходящие к понятию.

Некоторые учащиеся смогут:

Дать определение понятию «герой». Назвать народных героев.

Рассказать легенду, миф, предания о героях страны.

Языковые цели:

Трехъязычие: сәлеметсіз бе балалар, hеllochildren, здравствуйте, ребята

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Устное народное творчество, фольклор, загадки, пословицы, заклички, потешки,  считалки, сказки, небылицы, мифы, предания, легенды.

Полезные выражения для диалогов и письма:

-Что ты знаешь о фольклоре? Какие жанры устного народного творчества ты знаешь? Кого можно назвать героем? 

Ожидаемый результат:

Смогут:

-узнать, что такое фольклор

-узнать, что относится к устному народному творчеству

-определять жанр фольклора

- рассказать, кто такой герой

Критерии успеха:

-разгадывают кроссворд

-придумывают считалку

-выполняют звуко-буквенный разбор

-составляют кластер

-составляют синквейн

заполняют карту истории

Привитие ценностей:

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Навыки использования ИКТ:

Музыкальная физминутка «Котики» 

Межпредметная связь:

Взаимосвязь с предметами:  самопознание, познание мира, естествознание, музыка, математика

Предыдущие знания:

Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: а, у, и, о, ы, м, т, н, л, с, р, ш, сочетание -ши-, к, п, б, б-п, г, г-к, д, д-т, з, з-с, ж, сочетание -жи-, е, е, в, й, ь - показатель мягкости, э, я, ю, х, ц, ч, щ.

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Начало урока

(5 минут)

1). Организационный момент.

2). Психологический настрой.
Приветствие на 3 языках

Создание положительного эмоционального настроя.

Игра «Вот так!» / после каждой строки дети говорят: «Вот так!»/

-Как живешь?

-Как идешь?

-Как бежишь?

-Как ночью спишь?

-Как берешь?

-Как даешь?

-Как молчишь?

-Как грозишь?

-Будем учиться.

-будем трудиться.

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Артикуляционная гимнастика, речевая зарядка (скороговорки).

 Проворонила ворона вороненка.

- Что мы произносили? Для чего она нужна?

-Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать?

Объявление темы и цели урока.  /сможете/

-узнать, что такое фольклор

-узнать, что относится к устному народному творчеству

-разгадать кроссворд, составить кластер

- составить синквейн, придумать считалку

Середина урока

(28 минут)

Работа над новой темой.

(К) Просмотр презентации о фольклоре.

Работа по учебнику.

(К, И) Детям предлагается рассказать о фольклоре, используя подсказки из учебника. / читают вслух и объясняют/

Трехьязычие: повторение.

(К, П) Чтение считалки, придумывание своей считалки по образцу.

Раз, два, три, четыре, пять…..

ФО - У-у, «Смайлики»

(К, И) Определение жанров (пословица, стихотворение).

(К, Г) Анализ пословицы:

«Батыр умирает - имя оставляет, трус умирает - ничего не оставляет».

(К, И) Под руководством учителя дети исследуют, по каким признакам можно отличить сказку от легенды.

-Чтобы узнать, как по - другому можно назвать батыра, мы отгадаем кроссворд.

(К) Кроссворд «Что это за жанр?»

1. Висит груша, нельзя скушать.

2. Одна юная нимфа любила спускаться с небес, чтобы поплескаться в тёплых прибрежных водах океана. Однажды на берегу, она увидела красивого юношу, который рыбачил на своей старенькой лодке. Прошло несколько дней,  она вновь захотела увидеть  рыбака,  каждый день выходившего в море, несмотря на жалкий улов. Любопытная нимфа приблизилась к нему и спросила: «Зачем ты каждый день выходишь в море?». Юноша объяснил, что его мать больна и ему необходимы деньги на лекарства, а рыбу он продает на рынке.
3. Четыре брата.

       У одной матери было четыре сына. Всем хорошо удались сыновья, только друг друга не признавали. Ничего схожего между собой не находили.

       - Уж если, - говорит один брат, - кого и вздумаю я братом назвать, так только лебяжий пух или вату.

       - А я, - говорит второй брат, - на стекло похожу. Только его и могу своим братом назвать.

       - А я белому дыму брат, - говорит третий. - Недаром нас путают.

       - А я ни на кого не похож, - сказал четвертый брат. - Только слезы могу я в братья взять.

       Так и по сей день спорят четыре родных брата: белый Снег, синий Лед, густой Туман и частый Дождик. Друг друга братьями не называют, а матушку – воду все четверо родимой матерью величают.

4. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

5. Черепаха хвост поджала, вслед за зайцем побежала,
    Оказалась впереди. Кто не верит-выходи.

з

а

г

а

д

к

а

 

 

л

е

г

е

н

д

а

 

п

р

е

д

а

н

и

е

 

п

о

с

л

о

в

и

ц

а

с

ч

и

т

а

л

к

а

 

(Д, К) Музыкальная физминутка «Котики»

Беседа о том, кого можно назвать героями.

Учитель показывает фото народных героев

(И) Звуко-буквенный разбор слова «герои».

ФО – «Градусник»

Дескрипторы:

1.Делает звуко-буквенный разбор

2.Ставит ударение

3.Делит слово на слоги

(К, Г) Составление кластера.

Герой (какой?) 

ФО - Г-Г, «Две звезды,  1 пожелание»

Работа по учебнику.
(К, Г) Проводится обсуждение ранее прочитанной сказки «Кот, лиса и петух».
 - «Можно ли кота назвать героем?»   
Работа по сказке

(Г) Первая и третья группы заполняют «Карту истории» / заполнить таблицу: название, герои, обстановка, проблема, решение, событие/. А вторая группа  составляет  синквейн о петухе.

Карта истории

название

герои

обстановка

 

 

проблема

решение

событие

 

 

Примерный синквейн

               Петух

Любопытный, общительный

Выглядывает, слушает, жалуется
Он не послушал кота
Доверчивость

ФО - Г-Г, клеящиеся смайлики
Все  работы вывесить на доску, сделать общий анализ
ФО- «Апплодисменты»

Презентация о жанрах фольклора

Учебник, с.12-13
Пропись, с.45

Карточки с началом считалки





 



 

Кроссворд на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фишки для разбора,           1 у доски

 

 

 

 

Фломастеры,

Листы бумаги

 

 

 

 

 

 

 

Готовые шаблоны

 

Конец урока

(2 минуты)

Прием «Закончи предложение».
Фольклор-это... .

К устному народному творчеству относятся... .

слайд

Рефлексия

(5 минут)

Прием «Гора знаний».

Каждый ребенок приклеивает человечка на ту высоту горы, где его место по полученным знаниям.




Гора знаний

шаблоны человечков


Отзывы(0)