Cообщение отправлено!
Благодарим за обратную связь!
Государство Караханидов 942 – 1210гг
Назыкенова Бибигуль Сапарбековна
СКО, село Подольское, Подольская СШ
9797
517
История Казахстана
Тема:
Государство Караханидов 942 – 1210гг
Ссылки, источники: |
учебники, карта, ресурсы интернета, сайт BilimLand. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая цель: | узнать об истории развития государства Караханидов в 942 – 1210гг. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результаты обучения: | Ученики знают: 1) Термины: тегины, илик – правители уделов, беки – родоправитель, нукеры – родовая аристократия, воины, орда – ставка хакана, икта-земельный надел, иктадар или мукта – землевладелец, вакуф-земельный надел религиозного учреждения, коммендация-передача земли под покровительство сильного для защиты. 2) Имена правителей: Сату Богра-хан – основатель, Муса – сын Сатука, который объявил гос религией ислам, Мухаммед-шах Текеш – правитель Хорезма, подчинивший Западное ханство Караханидов, Кучлук – найманский хан, подчинивший Восточную часть. 3) Даты: 942-1212гг – время существования государства Караханидов 955г – приход к власти Мусы. 960г – объявление ислама государственной религией. 30-е гг XII в – вторжение каракитаев. 1040г – разделение государства Караханидов на две части. 1212г – нападение Мухаммеда Текеша на Западную, а Кучлука – на Восточную часть государства. 4) Племена: жикил, ягма, карлуки, огузы, кангюи, уйсуны. 5) Территорию: От Жетысу до Испиджаба, до Кашгара 6) Общественный строй: Х(К)ак(г)ан---тегин, илек ханы, беки, нукеры. Советники и везиры. 7) Виды землевладения: Икта; захваченные территории, на которых собирались налоги; земли, выделяемые государством; вакуфы. 8) Виды угнетения населения: Сбор налогов с земель мелких землевладельцев, коммендация; выделение человека для военной службы; повинности на феодалов. 9) Столицы: -Восточное (Жетысу и Восточный Туркестан) – сначала Орда (Кара Орда, Куз Орда), затем Кашгар. -Западное (Мавераннахр) – сначала Узгенд, затем – Самарканд. 10) Политическую историю: Межродовые распри, исламизация, разделение на В и З части, вторжение каракитаев, нападение Хорезма и захват Зап. Части, захват Кучлуком Вост. части 11) Особенности хозяйственной культуры и жизни: -оседлое земледелие, садоводство, бахчеводство близ городов, -полукочевое и полукочевое скотоводство в степных, горных районах, холмистой местности. -ремёсла и гончарное мастерство, -торговля -строительство в арабском стиле, -строительство бань. -рост численности жителей в городах. -взаимосвязь тюрков с согдийцами в обычаях, традициях, языке, одежде. Ученики умеют: получать информацию в различных источниках, преобразовывать, анализировать, синтезировать её; оценивать исторические процессы и делать выводы о развитии средневекового государства Казахстана; работать в команде, дисциплинировать себя и презентовать своё творчество. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ключевые идеи, значимые для занятия |
Компьютер, проектор, интернет-ресурсы, ватманы, фломастеры, клей, оценочный лист. Оценочный лист
Баллы «20-18б» - 5 «18-14б» - 4 «10-5б»-3 |
Ход урока
Этапы | Время | Виды заданий и действия учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1.Организационный момент | 2 мин. | Приветствие учащихся. Приветствие! На трех языках Сәлеметсіз бе балалар! good morning! Здравствуйте! 1.Психологический настрой учащихся на урок: Прием « Желаю тебе»: Встали в круг, Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: • желаю (соприкасаются большими пальцами); • успеха (указательными); • большого (средними); • во всём (безымянными); • и везде (мизинцами); • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) |
Дети выполняют инструкции учителя | ||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний | 4 мин. | Использование интерактивной доски. 1 ученик. Сайт https://itest.kz/ru Выберите правильный ответ. В 552 году борьбу тюрков против Жужанского каганата возглавил – каган Сулук Бумынь Истеми Бильге Арабо-китайское нашествие и междоусобицы подорвали Тюргешский каганат и он пал под натиском кипчаков огузов караханидов кимаков карлуков Атлахская битва 751г. имела большое историческое значение т.к. арабы оставили пределы Семиречья китайские войска оставили пределы Семиречья был заключен мир в пользу Китая арабы были изгнаны из Маверанахра прекратились междоусобицы Период существования Карлукского каганата 942-1210 гг. 552-603 гг. 756-940 гг. 603-704 гг. 704-756 гг. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись своему тотему медведю лисе волку архару лошади Деление на группы по картам. Карта разрезается и дается каждому ученику, ученик ищет свою группу. |
1. Устные ответы учащихся . 2. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока и цель урока. 3. Рассаживаются по группам. Проверяют готовность к уроку. |
||||||||||||||||||||||||
2. Осмысление | Учитель направляет деятельность учащихся на постановку целей урока и на формулировку темы урока. Государство Караханидов (942 – 1210гг) Постановка целей к уроку « Корабль успехов»: - научиться добывать знания из предложенных ресурсов об образовании, узнать новую тему. Учитель: Мы будем с вами создавать программу новостей о государстве Караханидов. Каждая группа получает задание по определённой теме. Ребята необходимо подготовить текст для новостей и презентацию. Времени на работу – 10 минут. Времени для презентации новостей – 10 минуты. Учитель организует работу учащихся. На предыдущем уроке было дано опережающие домашние задание узнать о караханидах. 12) ТЕРМИНЫ тегины, илик – правители уделов, беки - родоправитель, нукеры – родовая аристократия, воины, орда- ставка хакана, икта-земельный надел, иктадар или мукта-землевладелец, вакуф-земельный надел религиозного учреждения, коммендация-передача земли под покровительство сильного для защиты. 13) ИМЕНА ПРАВИТЕЛЕЙ: Сату Богра-хан – основатель, Муса – сын Сатука, который объявил гос религией ислам, Мухаммед-шах Текеш – правитель Хорезма, подчинивший Западное ханство Караханидов, Кучлук – найманский хан, подчинивший Восточную часть. 14) ДАТЫ: 942-1212гг – время существования государства Караханидов 955г-приход к власти Мусы. 960г – объявление ислама государственной религией. 30-е гг XII в – вторжение каракитаев. 1040г – разделение государства Караханидов на две части. 1212г – нападение Мухаммеда Текеша на Западную, а Кучлука – на Восточную часть государства. 15) ПЛЕМЕНА: жикил, ягма, карлуки, огузы, кангюи, уйсуны. 16) ТЕРРИТОРИЮ: От Жетысу до Испиджаба, до Кашгара 17) ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ: Х(К)ак(г)ан---тегин, илек ханы, беки, нукеры. Советники и везиры. 18) ВИДЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ: Икта; захваченные территории, на которых собирались налоги; земли, выделяемые государством; вакуфы. 19) ВИДЫ угнетения населения Сбор налогов с земель мелких землевладельцев, коммендация; выделение человека для военной службы; повинности на феодалов. 20) СТОЛИЦЫ: -Восточное (Жетысу и Восточный Туркестан) – сначала Орда (Кара Орда, Куз Орда), затем Кашгар. -Западное (Мавераннахр) – сначала Узгенд, затем – Самарканд. 21) ПОЛИТИЧЕСКУЮ ИСТОРИЮ. Межродовые распри, исламизация, разделение на В и З части, вторжение каракитаев, нападение Хорезма и захват Зап. Части, захват Кучлуком Вост. части 22) ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ и КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. -осёдлое земледелие, садоводство, бахчеводство близ городов, -полукочевое и полукочевое скотоводство в степных, горных районах, холмистой местности. -ремёсла и гончарное мастерство, -торговля -строительство в арабском стиле, -строительство бань. -рост численности жителей в городах. -взаимосвязь тюрков с согдийцами в обычаях, традициях, языке, одежде. Составление презентации 1 группа – «Политическое положение государства» 2 группа – «Развитие хозяйственной и культурной жизни» Физминутка « Waka, Waka!!!» - 2 минуты Защита каждой группы. 8 минут После выполнения работы в ходе презентаций делаются выводы о значении государства Караханидов в истории средневекового общества и современного нам периода.
Задание 1 группе. Написать синквейн. - 4минут Караханиды 1 строчка – 1 существительное, тема 2 строчка – 2 прилагательных к теме 3 строчка – 3 глагола к теме 4 строчка – фраза, основная мысль темы 5 строчка – 1 существительное, итог темы Сопоставьте 2 группе - 4 минут
дополнительный материал на повторение для закрепления. (клубок ) Задание № 2. «Историческое письмо». Работа с интерактивной доской 2 человека. 2 минуты Впишите пропущенные слова. Западный каганат занимал в основном среднеазиатские земли и состоял из . Западно-Тюркскому каганату и Восточно-Тюркскому каганату приходилось отстаивать свою самостоятельность от . Кюль-Тегин – выдающийся тюркский раннего средневековья. Тюргешам во главе с Сулук-каганом приходилось вести постоянную борьбу с и отражать экспансию. Задание №3. Работа с интерактивной доской 2 человека 2 минуты Укажите верны ли эти утверждения.
Закрепление новой темы стратегия «Горячий стул» - 5 минут 1 Назовите титул правителя Караханидского государство? 2 Кто был родоначальником династии Караханидов? 3. Назовите территорию Караханидского государство? 4 Назовите сталицу Караханидов? 5 Что такое икта? 6 Кто такие илак и тегин? |
Записывают цель урока на стикерах и вешают на корабль успеха | |||||||||||||||||||||||||
3. Рефлексия | Прием «Дерево Блоба» - 2 минуты Выставление оценок. 1 минута |
||||||||||||||||||||||||||
4. Последующие задания и чтение (д/з) | 1. Прочитать параграф 23. записать в тетрадь термины, выучить наизусть даты, термины, имена. | 1. Прочитать параграф 23 |
Сообщить об ошибке