Архитектура и скульптура, города тюрков в период раннего Cредневековья в VI-IX веках
Цели урока: |
сформировать представление о развитии архитектуры и скульптуры, городах тюркских племен на территории Казахстана в период раннего средневековья. |
Обучающие: |
сформировать представление об архитектуре и скульптуре как о неотъемлемых элементах культурного наследия тюрков. Дать определение таким понятиям, как «Архитектура», «Скульптура», «Шанырак», «Кереге», « Уыки», «Рабат», «Шахристан», «Цитадель», «Балбал», «Менгиры». |
Развивающие: |
выявить причинно-следственные связи между кочевым и оседлым видами хозяйства и особенностями строительного искусства, скульптуры. Отражение в скульптуре тюрков традиций захоронений сакских племен. Привить учащимся навыки самостоятельной и совместной работы в группе. |
Воспитательные: |
эстетическое воспитание учащихся, расширение кругозора знаний учащихся, продолжить развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся. |
Технологии: |
-интерактивные технологии, -здоровьесберегающие, -поэтапное формирование умственных действий, -технология развивающего обучения, -система преподавания истории как предмета , формирующего личность. - технология работы в малых группах. -технология сотрудничества. |
Методы: |
репродуктивный, сравнительный анализ, интерактивные методы, поисковые, исследование, дифференцированный подход в обучении, межпредметная интеграция с географией, всемирной историей, словесный, диалог. |
Тип урока: |
урок изучения новой темы.
|
|
политическая карта Республики Казахстан, ACTIVBOARD, проектор, флипчарт, электронный носитель для общеобразовательных школ, раздаточный материал с трехуровневыми заданиями, ресурсы (ЦОР) https://bilimland.kz/ и www.iTest.kz (Достижения казахского народа) |
Ход урока
Этапы урока |
Содержание |
Ресурсы |
1. Мотивационно- организационный Психологический 2 минут |
Вступительное слово. Погружение в тему, через разбор эпиграфа. Определение цели урока. |
Флипчарт1.
|
2. Этап актуализации опыта и обобщения знаний 2 минут Задачи: - обеспечить мотивацию учения; - включение учащихся в деятельность по определению целей - актуализировать опорные знания и способы деятельности |
1. Понятие об архитектуре, скульптуре. Архитектура ( лат. язык architectura, греч. язык architectonike)- строительное искусство, зодчество, искусство проектировать и строить, художественный характер постройки. Скульптура ( лат. язык sculptura )- один из видов пространственных искусств, ваяние, создающий объемные изображения из глины, воска, высеченных из камня, вырезанных из дерева, а также совокупность таких изображений. Запись понятий в рабочую тетрадь.
3.Работа по карте- 3 минуты - демонстрация учителем на карте средневековых городов, существовавших в VI- IX вв. (слайды). Рассказ учителя сопровождается коллективным заполнением схемы учащимися.
Результаты работы: города тюрков как центры торговли и ремесла, выполняли административную, торгово-экономическую, культурную функцию и, в основном, располагались на трассах Великого Шелкового пути: - на реках Южного Казахстана - Сырдарья, Шу и Талас, -в Жетысу (Семиречье). Города на территории получили развитие благодаря расположению на трассах Шелкового пути. В XIII веке города пришли в упадок из- за нашествия Шынгысхана. |
Диалоговое общение
Учащиеся предлагают ответ на заданный вопрос
ЦОР
|
3. Этап - подготовки к активной учебно-познавательной деятельности 5 минут Задачи: -подготовить учащихся к деятельности; -активизация познавательных мотивов пред стоящей деятельности -обеспечить систематичность и преемственность знаний. |
Первичное закрепление. Размышление – работа в парах- 2 минуты -почему дома средневековых горожан были, в основном, белого цвета? -почему заборы- дувалы домов должны были быть высокими? -почему монгольские войска Чингисхана 5 месяцев не могли взять город Отрар (Фараб), а Каирхану- правителю Отрара удавалось 1 месяц укрываться в цитадели? -почему оконные проемы вырезались не в боковой стене, а на потолке? -какие функции выполняли бани - хаммамы?
|
|
4. Этап усвоения и применения новых знаний посредством системного анализа 10минут Задачи: -развитие умений работать с текстом учебника, -структурировать изучаемый материал - анализировать полученные данные. |
Закрепление нового материала: 10 минут. рефлексия знаний учащихся -задания выполняются одновременно на ноутбуках.
|
Определяют вопросы системного анализа. Флипчарт 3 - Заполнение СЛС: Анализ Влияющие факторы Основное содержание Проблемы Новые слова Исследование Итог Флипчарт 4, 5. Флипчарт 6.
|
5. Этап проверки полученных знаний 10 минут Задачи: -установить осознанность полученных знаний |
Первичное закрепление. Размышление -2 минуты -Почему на территории тюркских каганатов, исповедующих тенгрианство, возводились буддийские храмы, христианские храмы, мусульманские мечети? -Почему религиозные сооружения тюркского периода был увенчаны голубыми куполами? -Почему с середины X века у тюркских домов крыши плоской формы? -В современном религиозном зодчестве прослеживается традиция поклонения Тенгри. Догадайтесь, о чем идет речь? - С какой целью возводились сардобы над колодцами? |
Флипчарт 7
|
6.Этап закрепления, применения знаний 5 минут Задачи: –установить правильность выполнения заданий |
Закрепление на основе электронного тестирования 5 вопросов (www.iTest.kz) Учитель подводит итоги, выставляет оценки. |
Решение тестов в течении 5 мин. - анализируют и делают вывод |
7.Этап оценивания, д/з 5 минут Задачи: – подведения итогов |
Оценки (на основе устного опроса, карточки, тестирование).
|
Флипчарт 8 Д/З: пар.45. глоссарий |