Виды моделей
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке: |
научить определять виды моделей, а также научить учащихся описывать информационные модели. |
Цели урока: |
изучить основные виды моделей и их назначение, познакомиться с классификацией моделей, научиться создавать информационные модели. |
Критерии успеха: |
Знание и понимание: знают виды моделей, могут определять, к какому классу относятся те или иные модели. Применение: используя знания, полученные на данном уроке, могут описывать информационные модели, а также создавать компьютерные модели в графическом редакторе Paint. |
Привитие ценностей: |
уважение к труду кого-либо и друг к другу; обеспечение безопасной работы учащихся с компьютерами. |
Предварительные знания: |
понятие модели и моделирования. Работа в графическом и текстовом редакторе. |
Ход урока |
||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||
Начало урока 7 минут |
Организационный момент. Учитель: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте ребята! На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием модель и моделирование. Для того чтобы получить новые знания мы вспомним, что изучали на прошлом уроке. Но для начала, у каждого учащегося есть лист оценивания с критериями, в котором вам необходимо ставить напротив задания знак «+», если вы выполнили правильно и принимали участие в ответе, если же нет, то «-». Для начала подпишите эти листы. А теперь разделимся на группы. Учащиеся: у учащихся возле своего компьютера есть заготовленный значок, после они группируются по этим значкам. 1 группа 2 группа 3 группа На уроке применяются стратегии критического мышления. Учитель: Для того чтобы мы вспомнили основные понятия и выводы по теме «Модель и моделирование», у каждой группы есть листок с вопросом. Ваша задача – ответить на вопрос и передать его другой группе (1 группа передает 2 группе, 2 группа – 3-ей, а 3 группа 1-ой), таким образом, вы должны ответить на все вопросы, а листы должны вернуться к той группе, где были изначально. Затем, после того как вы ответите на вопросы, в каждой группе вам необходимо выбрать капитана команды, который будет защищать свои ответы. Вам дается 5 минут на выполнение заданий. Учащиеся: приступают к ответам на вопросы. 1 группа Что такое модель? Ответ учащихся: «Модель – это упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении». Что влияет на созданную модель? Ответ учащихся: Что моделируют (объект моделирования). Зачем моделируют (цель моделирования). Кто моделирует (субъект моделирования). 2 группа Что такое моделирование? Ответ учащихся: Процесс построения модели называется моделированием. Приведите примеры моделей (по два, не повторяться). Глобус, манекен, кукла, кораблик игрушка, географическая карта, портрет. 3 группа Что может являться субъектом моделирования? Ответ учащихся: субъектом моделирования может быть только человек. Составьте схему моделирования. Ответ учащихся: цель моделирования, выбирают субъект моделирования и объект моделирования, который будут исследовать или создавать. Учащиеся: каждый учащийся в листах оценивания ставит себе «+» или «-» в зависимости от того, правильно ли выполнил задание или нет. |
Значки для разделения групп, карточки с вопросами для проверки знаний. |
||
Середина урока ( 28 минут)
3 мин.
5 мин.
5 мин.
3 мин.
2 мин.
10 мин.
|
Учитель: молодцы ребята! Очень хорошо подготовились к уроку. Вы называли примеры моделей: глобус, карта и т.д. А для того, чтобы определить к какому виду относятся данные модели, мы познакомимся с новой темой «Виды моделей», узнаем, какие классы моделей существуют. А также вы научитесь определять вид моделей и их существенные признаки, для этого воспользуемся ресурсами bilimland.kz и посмотрим видеоурок. Учащиеся: присаживаться за свое рабочее место (за компьютеры), одевают наушники и запускают сайт bilimland.kz., переходят на вкладку «объяснение» Учитель: открываем тетради запишете число и тему урока и поработаем над конспектом. Для этого перейдите в следующую вкладку «Текст», внимательно прочитайте его, а также перейти во вкладку «Глоссарий» и сделайте для себя необходимые записи основных понятий. Учащиеся: открывают тетради, записывают число и тему урока, далее читают текст и записывают основные понятия. Учитель: для закрепления нового материала перейдите на вкладку упражнение 1, и выполнив переходите на следующие. Учащиеся: выполняют упражнение поочередно, так же они могут проверить свои ошибки и выполнить снова данное упражнение. Учитель: Из просмотренного видеоролика и выполненных упражнений вы уже знаете, на какие классы делятся модели. Что представляют собой информационные модели, материальные, что такое образные модели и что же такое символические. А теперь давайте снова поработаем в группах (учащиеся занимают места по группам). Учитель: Приглашаю подойти капитанам каждой группы и выбрать задание. Учащиеся: Капитаны каждой группы вытягивают из коробочки карточку с заданием. Учащиеся: капитан каждой группы получает задание и выполняют задание. Ответы учащихся Карточка №1. Мальчик, запускающий бумажный самолетик. Модель: бумажный самолетик. Вид модели: материальная. Существенные свойства объекта: крылья, корпус, их взаимное расположение, умение летать. Карточка №2. Авиадиспетчер. Модель: светящаяся точка на экране. Вид модели: информационная, образная. Существенные свойства объекта: скорость и высота полета, направление и вид движения (взлет, посадка, разворот), взаиморасположение с другими самолетами. Карточка №3. Кассир по продаже авиабилетов. Модель: план посадочных мест самолета. Вид модели: информационная, образная. Существенные свойства объекта: расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест. Учащиеся: каждый учащийся в листах оценивания ставят себе «+» или «-» в зависимости от того, правильно выполнили задание или нет. Практическая работа за компьютером Учитель: Молодцы ребята вы очень хорошо поработали в группе. А теперь присаживайтесь каждый на свое рабочее место. Выполним тест в ресурсе bilimland.kz. Откройте вкладку тест и ответьте на вопросы. После выполнения тестов в своих листах оценивания отметьте, на сколько вопросов вы ответили правильно. Учащиеся: запускают тест и отвечают на вопросы. В листах оценивания ставят количество правильных ответов. Учитель: очень хорошо ребята, вы сегодня постарались на славу! Вы знаете, ребята, что создание модели зависит от самого человека, от его авторства. Давайте посмотрим, как у вас получиться показать на примере свою творческую натуру. Ну а для этого вам необходимо создать информационную модель «Схема расстановки мебели в кабинете информатики». На рабочем столе у вас есть файл «Кабинет информатики» (приложение 1), откройте его с помощью графического редактора Paint. Используя инструменты повернуть, отразить, копировать, вставить расставьте мебель по своему усмотрению. Учащиеся: открывают файл и приступают к практической работе. Учитель: данную работу вы оцениваете следующим образом, если вы успели все выполнить, т.е. создать модель, то ставим «+», если нет, то «-». |
Ссылка на видеоурок по теме «Виды моделей» https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/6-klass/lesson/vidy-modelej
Ссылка на вкладку «глоссарий» https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/6-klass/lesson/vidy-modelej
Ссылка на вкладку «упражения» https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/6-klass/lesson/vidy-modelej
Карточки с заданиями.
Ссылка на вкладку тест https://bilimland.kz/ru/courses/informatika-ru/6-klass/lesson/vidy-modelej
Электронный файл «Кабинет информатики» (приложение 1)
|
||
Конец урока 5 минут |
Учитель: а теперь, ребята, запишите домашнее задание: выучить конспект урока. И подсчитайте количество плюсов вместе с выполненным тестом. Учащиеся: подсчитывают количество баллов и сдают листочки. Учитель: спасибо за урок ребята, вы сегодня отлично поработали! До свидания! |
|
||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности. |
||
В данном уроке для развития одаренности учащихся применяется работа с видеоинформацией (например, развитие не только визуальной памяти, но и аудиальной). Ученик должен услышать ответ и записать его (видеоресурс Bilimland). Дифференцированные задания практического характера (создание таблицы расходов) также позволят более сильным ученикам применить больше функций, так как их на это направляют задания, которые постепенно усложняются. Работа в парах для оказания помощи при выполнении практической части и взаимооценивания. Помощь учителя в процессе выполнения практической части. Развитие исследовательских способностей реализуется в домашнем задании (исследовать, как тратится время, и отразить его в таблице) |
При устном обсуждении необходимо фиксировать ответы учащихся, наблюдая за их индивидуальным ростом. К концу урока выполнение теста из данного ресурса (ресурс Bilimland). |
Регламентировано время работы за ПК. Будут ли учащиеся развивать свои навыки ИКТ во время данного урока? Да, так как они параллельно учатся работать с онлайн ресурсами . Какие возможности для развития ценностей присутствуют в данном уроке? Академическая честность, сотрудничество, уважение. |
||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|||
|
Приложение 1