Программирование линейных алгоритмов
Цели обучения: |
7.3.2.1 записывать алгоритм на языке программирования; 7.3.3.2 записывать линейные и разветвляющиеся алгоритмы в интегрированной среде разработки программ (С/С++, Python, Delphi, Lazarus и т. п.)). |
Цели урока: |
- актуализировать и закрепить ранее изученный материал, научиться составлять линейные алгоритмы и программы на языке программирования Паскаль; - развитие алгоритмического мышления, умения применять полученные знания при решении задач различной направленности; - понимать применение условных операторов; - использовать условные операторы в проектах. |
Критерии успеха: |
- умеет составлять блок-схемы на представленные задачи; - умеет правильно пояснить порядок действий, записанных в виде блок-схем; - умеет представлять условный оператор в виде блок-схемы. |
Языковые цели: |
Формулируются для неязыковых предметов: писать короткие отчеты для представления своих проектов перед классом. Определите языковые цели, включая примеры лексики и фраз. * Для решения задачи мы использовали…, так как… * Для наглядного представления данных можно… * Для создания диаграммы, сначала нужно…, затем… Лексика и терминология, специфичная для предмета: * алгоритм, среда программирования, язык программирования; * код, операторы, ввод/вывод, идентификатор, переменная; * условие, выбор. |
Привитие ценностей: |
Обучение на протяжении жизни. |
Межпредметные связи: |
Математика, физика. |
Предварительные знания: |
Алгоритм, представление алгоритма в виде блок-схем. |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 3 мин |
Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих, знакомимся с темой и целями урока. |
Презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 мин |
Повторение ранее изученного материала: • Что такое алгоритм? Ответ: Алгоритм – конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату. • Назовите виды алгоритмов. Ответ: Линейный, разветвляющийся, циклический. • В какой форме записываются алгоритмы? Ответ: Словесная, графическая, программная. · Кто такой исполнитель? Ответ: это объект, который выполняет алгоритм. Что такое команда? Ответ: Это указание исполнителю выполнить отдельное действие. |
Презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания 3 мин |
Оцените себя, выставьте оценки в карту оценивания (оценка выставляется за итоговый тест). Проверка домашнего задания с использованием ресурса www.bilimland.kz Информатика – 6 класс – Запись алгоритма блок-схемами – https://bilimland.kz/ru/home#lesson=16757 (учащиеся выполняют упражнение 1,2, тест) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока 7 мин
20 мин |
Рассмотрите блок-схему. Как вы думаете, какой алгоритм приведен? Выход на тему урока. Какие цели вы для себя поставите?
Изучение нового материала: Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой.
ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы: • присваивания; • ввода; • вывода. 1. Оператор присваивания • А: = В; где А – переменная, В – выражение. Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y: = 2x + 4. 2. ОПЕРАТОР ВВОДА Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид: ReadLn(A1,A2,…,An); – где A1,A2,…,An – имена переменных. При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn. Readln; – переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter. 3. ОПРЕАТОР ВЫВОДА WRITE(B1,B2,…,Bn); где B1,B2,…,Bn – выражения типов: Integer, Char, Real, String, Boolean. Значения типа Integer– выводятся в обычной форме в виде целого числа. Значения типа Real – в простейшем случае выводятся в форме с порядком, при этом мантисса содержит 7 цифр. WRITELN(B1,B2,…,Bn); – отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
Работа в парах. Выдача индивидуальных оценочных листов.
Оценочный лист
8–7 б – достиг, 6–4 б – были затруднения, но я справился, 3–1 б – не достиг 1 задание «Галерея». Записать имена людей на портретах. Рассказать о них. 2 задание. «Имя переменной». Каждая пара описывает по три имени.
3 задание. «Тип переменных». Каждая пара определяет тип переменной 4 задание. Подсчитайте блоки задач. За сколько блоков Золушка справится со своими заданиями? Задача1. «Прямоугольник» Соблюдение техники безопасности за компьютером
Задача 2. Практическая работа за компьютером Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры. - Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.) - Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S = A + B) - Запишем алгоритм графическим способом. - Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале. Program primer4; { Заголовок программы } Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных } Begin { Раздел операторов} Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор вывода} Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры} S:=A+B; {оператор присваивания} Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения} Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода} End. {конец программы} |
Презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 мин |
Работа в парах. Выполнить задание: По методу «Синквейн» закрепляет урок. «Алгоритм» Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. 1. Алгоритм 2. Точный, понятный.
|
Презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 мин |
Подведение итогов урока. - Над какой темой работали? - Достигли ли вы своей цели на уроке? - Какие операторы включают линейные программы? - Назовите операторы ввода? - Назовите операторы вывода? - Что было трудным для вас? Рефлексия «Лестница успеха» подпишите стикеры и напишите, справились вы с заданиями. Домашнее задание: Напишите программу Нахождения диаметра окружности. Ответ представить в виде блок-схемы. |
Презентация |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Все учащиеся научаться строить блок-схему с условным оператором. Большинство учащихся научаться пользоваться решать задачи на условный оператор Более способные учащиеся в своих проектах будут применять вложенные условия (возможно и составные условия). |
Устная похвала учителя, самооценивание, учитель проверяет о наличии условного оператора в проектах учащихся. |
ТБ и правила поведения в классе при работе за ПК. Физминутка |