Рациональное природопользование
Цель: |
исследовать: рационально ли используются природные ресурсы на территории Казахстана, меры, применяемые для сохранения и улучшения окружающей среды. |
Задачи:
|
1. Развивать определённые оценочные суждения, нормы и социально значимые мотивы поведения человека по отношению к окружающему миру. Способствовать формированию: - «критического мышления», умения предвидеть последствия своего поведения и помочь в нахождении способов устранения причин неблагополучия объекта; - «экологической» рефлексии; - умений анализировать примеры отрицательного воздействия на природу; - умений и навыков использования программы MS Excel на уроках географии. 2. Углубить познания в области богатств недр земли нашего государства, разнообразия природных ресурсов и их использование, заострив особое внимание на природоохранной деятельности человека. Продолжить отрабатывать умения работать с цифровыми данными с использованием персонального компьютера для полного обеспечения информационного процесса. 3. Воспитывать эмпатические чувства- способность к пониманию эмоционального состояния других объектов природы и сопереживания им. |
Тип урока: |
урок получения новых знаний с элементами практикума на компьютере. |
Технология: |
применение компетентностно-ориентированных заданий, приемы критического мышления. |
Форма: |
классно-урочная, групповая, индивидуальная. |
Оборудование: |
физическая карта Казахстана, географические атласы, бланки для выполнения заданий, интерактивная доска, ПК, учебник: Бейсенова А., Карпеков К., Физическая география Казахстана, - А.: Атамұра, 2012г.
|
Структура урока.
- Психологический настрой на работу.
- Проверка домашнего задания.
- Формулирование темы и целей урока. Актуализация знаний, необходимых для успешной работы на уроке.
- Основной этап урока - изучение проблем природопользования и мер по сохранению и улучшению окружающей среды.
- Физминутка.
- Закрепление полученных знаний. Контроль.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока. Оценивание.
Ход урока.
I. Психологический настрой на работу.
Этапы урок |
Цель Результативность |
Виды деятельности |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
II. Проверка домашнего задания Прием критического мышления: «Толстые и тонкие вопросы»
Образовательный ресурс: «География»-«Особо охраняемые территории» - «охраняемые территории» |
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать критическое мышление Результативность: формирование познавательной компетентности |
Провожу беседу. -Что такое природные ресурсы? - Как классифицируются природные ресурсы? -Какими природными ресурсами богата территория Казахстана? -Почему возросло давление на окружающую среду в 20 веке? |
На вопросы учащиеся дают полный, содержательный ответ. Называют месторождения и одновременно сопровождают показом на карте. Выражают собственную точку зрения, констатируют факты. |
Цель: развивать самостоятельность мышления, стимулировать самостоятельную деятельность. Результативность: формирование самообразовательной компетентности |
Руковожу самостоятельной деятельностью учащихся. Контролирую индивидуальную работу. Фиксирую активность при работе в парах, свободный выбор рецензента, рекомендую взаимооценивание. |
Составляют схему «Классификация природных ресурсов»., отступая строчку для написания названия новой темы, но немного позже. Задание с ограничением времени каждого в тетради, после которого проговаривают материал друг другу в парах. |
|
III. Формулирование темы и целей урока.
Актуализация знаний, необходимых для успешной работы на уроке.
|
Цель: учить исследовательской работе. Результативность: формирование поликультурной компетентности |
Используя художественную литературу, воспитываю на примере высказывания выдающегося человека: «Великий полководец Александр Васильевич Суворов сказал: Всё может родная земля, напоить, накормить...Не может только защитить себя...» -В чём глубокий смысл данного высказывания? |
Учащиеся приводят массу примеров о том, что природные богатства человек использует для своих нужд, не задумаваясь о последствиях. Но выделяя необходимое из потока информации учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель нашего урока, записывают в тетради. |
Цель: отрабатывать умение делать выводы и обобщение Результативность: формирование информационной компетентности |
|||
IV. Основной этап урока - изучение проблем природопользования и мер по сохранению и улучшению окружающей среды.
|
Цель: учить оперировать знаниями, развивать гибкость использования знаний. Результативность: формирование познавательной, самообразовательной социальной компетентностей.
Цель: учить исследовательской работе. Результативность: формирование поликультурной компетентности.
Цель: обучать работе с информацией. Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей. |
1.Организую групповую работу (исследовательская лаборатория) 2.Предлагаю задания разного уровня. -Сегодня на уроке мы сможем добиться хороших результатов, если действовать будем в сотрудничестве, предлагаю вам поработать в группах. С учётом дифференцированного подхода предлагаю учащимся сначала самостоятельно сделать свой выбор той темы, с которой, как считает ученик, он справится. Но, если всё же кто-то пока затрудняется с выбором темы, я рекомендую: Более слабым учащимся (1 уровень): тему «Сохранение биологических ресурсов», 2 уровня: «Сохранение водных ресурсов», 3 уровня: «Сохранение рекреационных ресурсов», 4 уровня: «Сохранение земельных и минеральных ресурсов» |
В каждой творческой исследовательской лаборатории идёт ознакомление с научным материалом из самых разных источников,
|
затем выполнение заданий с доказательством, обоснованием проблемы. см.Приложение): Приложение 1. Тема. Проблемы природопользования. Сохранение минеральных ресурсов. Приложение 2. Тема: Проблемы природопользования. Сохранение водных ресурсов. Приложение 3. Тема. Проблемы природопользования. Сохранение биологических ресурсов. Приложение 4. Тема. Проблемы природопользования. Сохранение рекреационных ресурсов. Приложение 5. Тема. Проблемы природопользования. Сохранение земельных ресурсов. |
|||
|
|||
V. Физминутка
|
Цель: развивать эмоциональность речи, творческую деятельность Результативность: формирование компетентностного отношения к своему здоровью |
Организую |
Чётко, ритмично выполняют |
VI. Закрепление полученных знаний. Контроль.
Образовательный ресурс: «Видеоколлекция»-«Познавательный фильм» - раздел«Зеленая экономика» https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/zelenaya-ehkonomika |
Цель: закрепить знания учеников, формировать умения проверять, слушать, думать. формирование познавательной и коммуникативной компетентности. Цель: развивать воображение, умение абстрагироваться. Результативность: формирование интеллектуальной компетентности.
Цель: учить детей, опираясь на полученные знания, самостоятельно работать. Результативность: формирование социальной компетентности. |
-Каждая группа предоставляет своеобразный отчёт по результатам своих исследований: вам необходимо создать своеобразный лозунг, рекламу, призыв изучаемой сегодня темы, то есть вывод, который каждый из вас сделал во время исследования, должен прозвучать сейчас. -Во время защиты работ товарищей ваша задача состоит в том, чтобы в тетради, по ходу выступления, вы должны составить краткий тезис-план, т.о. «картина» будет общая, но у каждого своя. -Почему вопрос об охране природы должен решаться на государственном уровне? |
1.Работа с материалом учебника: Бейсенова А., Карпеков К., Физическая география Казахстана, - А.: Атамұра, 2013г. 2.Работа с презентацией и атласом. 3.Работа с дополнительной литературой. Творчески подошли к выполнению задания. 4.Свободно излагают мнения о важности решения вопросов охраны природы на государственном уровне, оперируют данными, полученными после просмотра познавательного фильма. |
VII. Рефлексия.
|
Цель: способствовать эмоциональному воздействию на учащихся. Результативность: Формирование поликультурной компетентности.
Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение самостоятельно подбирать доказательства и примеры из жизни. Результативность: формирование компетентности, которая оказывает содействие саморазвитию |
-В чём принципиальные отличия в стратегии использования возобновимых и невозобновимых природных ресурсов? Есть два направления использования человеком природных ресурсов. Назовите их после прослушивания отрывка из стихотворения Н.Заболотского: Два мира есть у человека: Один, который нас творил, другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Прелагаю вопросы для самооценки: -Что дало мне обсуждение работ товарищей? -Умею ли я васказывать и отстаивать свою позицию? -Понимаю ли я суть обсуждаемой проблемы? |
Высказывают свою точку зрения, ещё раз акцентируя внимание на вопросах сохранения природных ресурсов Казахстана. |
|
Цель: проверить знания учащихся согласно их уровню подготовки. Результативность: формирование интеллектуальной компетентности. |
С учётом дифференцированного подхода предлагаю: 1. Задание-обязательное для всех: §56, стр.252-253. На контурной карте отметьте районы Казахстана, подверженные экологическим кризисам, письменно в тетради объясните, какие виды деятельности человека привели к её возникновению. 2.Можете ли вы лично содействовать защите природной среды? Приведите примеры ваших конкретных действий. 3.Составьте слайд –программу(презентацию) по охране природы нашей местности.
|
Учащиеся выбирают (кроме 1задания) ещё одно, с которыми, как сами считают, справятся. |
IX. Подведение итогов урока. Оценивание.
Используемая литература:
- Конституция Республики Казахстан, Астана: Елорда, 2008г.
- Байсалов С.Б., Ильяшенко Л.В. 200 вопросов и ответов по охране природы. А.: Кайнар,1987.
- Чернихова Е.Я. Охрана, преобразование и рациональное использование природы. Хрестоматия. М.: Просвещение,1978.
- Горощенко В.П. Природа и люди. Хрестоматия. М.: Просвещение,1987.
- Чернова Н.М. Основы экологии. М.: Просвещение, 1995.
- Иващенко А.А. Сокровища растительного мира Казахстана. По страницам Красной книги. А.: Алматыкітап, 2005.
- Митяев И.Д., Ященко Р.В., Казенас В.Л. Удивительный мир беспозвоночных. А.: Алматыкітап, 2005.
- Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. М.: Дрофа,1999.
- Усиков В.В. и др. Экономическая и социальная география Казахстана. А.: Атамұра, 2009.
Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник. М.: Просвещение, 1992.
Приложение 1.
Тема: Проблемы природопользования. Сохранение минеральных ресурсов.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная компетенция (1,2 уровень):
Аспект 1: Планирование информационного поиска с использованием дополнительной литературы.
Аспект 2: извлечение информации из дополнительных источников.
Аспект 3: систематизирование извлечённой информации.
Аспект 4: точное изложение информации, вывод на основе полученной информации.
Коммуникативная компетенция (1,2,3 уровень):
Аспект 1: письменный – создание небольшого информационного банка самостоятельно в тетради с содержанием аргументации.
Аспект 2: диалог – прорабатывают в парах материал исследования, задают друг другу вопросы.
Аспект 3: самостоятельно готовят выступление – защита проделанной работы в исследовательской лаборатории.
Проблемная компетенция (1,2 уровень):
Аспект 1: Формулирует проблему, видит пути её решения
Аспект 2: Анализирует проблему.
Компетенция продуктивной творческой деятельности.
Аспект: Организация исследовательской работы учащихся.
Стимул: Если при добыче полезных ископаемых теряется около трети железной руды, 7,6% медной руды; извлечение нефти из пластов не превышает 30%; то к чему же может привести дальнейшее использование данного вида ресурсов.
Личностно-значимый познавательный вопрос (задачная формулировка):
- Каковы основные особенности месторождений рудных полезных ископаемых Казахстана?
- Используя карту атласа «Полезные ископаемые Казахстана» найдите месторождения нефти, газа и угля и впишите в таблицу на ПК в программе MS Excel.
- Проанализируйте карту учебника стр.74-75, что вы можете сказать о запасах минеральных ресурсов в Казахстане?
- Проверьте своё предположение и сделайте вывод о том, что при достаточных запасах минерального сырья в Казахстане данный вид ресурсов не обязательно строго контролировать при использовании и добыче.
Источники информации: 1. Рис.1 (график)
2.карта атласа 8 класса «Полезные ископаемые Казахстана».
3. учебник: Бейсенова А., Карпеков К., Физическая география Казахстана, - А.: Атамұра, 2013г.,стр.80-81
- Байсалов С.Б., Ильяшенко Л.В. 200 вопросов и ответов по охране природы. А.: Кайнар,1987., стр.28-30 статья «Сбережём недра родной земли».
Бланк для выполнения задания.
- _________________________________
- Таблица, выполненная на ПК в программе MS Excel.
- _________________________________
- Вывод:
Инструмент проверки:
Модельный ответ.
- Рудные полезные ископаемые встречаются в горных районах (в складчатых и скадчато - глыбовых областях) и на платформах, лишённых осадочного чехла, то есть на щитах. Многие месторождения Казахстана расположены близко друг к другу, что даёт возможность вести их комплексную разработку. Неглубокое залегание некоторых полезных ископаемых позволяет вести разработку открытым способом, что значительно удешевляет их добычу.
- Индивидуально на ПК. Данные, вписанные в таблицу следующие:
Полезные ископаемые |
Месторождения |
Нефть |
Макат, Досор,Узень, Тенгиз, Кумколь и др. |
Газ |
Карашыганак, Жетыбай, Жанаозен и др. |
Уголь |
Караганда, Экибастуз, Майкобене и др. |
- По запасам урана, хрома и марганца Казахстан занимает второе место в мире, в первой пятёрке – по запасам цинка, свинца, меди, вольфрама, молибдена и золота, в первой десятке – по запасам нефти, железа, олова.
- Использование старых и освоение новых месторождений полезных ископаемых оказывает влияние на состояние и других природных ресурсов (почвенный покров, подземные и поверхностные воды, леса, воздух и т.д.). Поэтому данные ресурсы необходимо добывать, использовать рационально, комплексно и эффективно.
Критерии оценки:
«5» - если вы правильно, содержательно ответили на все вопросы, построили и заполнили таблицу на ПК в программе MS Excel, дали обоснованный вывод.
«4» - если вы правильно ответили на три вопроса, в том числе построили и заполнили таблицу на ПК в программе MS Excel и попытались сделать вывод.
«3» - если вы правильно ответили на вопросы, в том числе построили и заполнили таблицу на ПК в программе MS Excel, но вывод отсутствует.
Приложение 2.
Тема: Проблемы природопользования. Сохранение водных ресурсов.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная компетенция (1,2 уровень):
Аспект 1: Планирование информационного поиска с использованием дополнительной литературы.
Аспект 2: извлечение информации из дополнительных источников.
Аспект 3: систематизирование извлечённой информации.
Аспект 4: точное изложение информации, вывод на основе полученной информации.
Коммуникативная компетенция (1,2,3 уровень):
Аспект 1: письменный – создание небольшого информационного банка самостоятельно в тетради с содержанием аргументации.
Аспект 2: диалог – прорабатывают в парах материал исследования, задают друг другу вопросы.
Аспект 3: самостоятельно готовят выступление – защита проделанной работы в исследовательской лаборатории.
Проблемная компетенция (1,2 уровень):
Аспект 1: Формулирует проблему, видит пути её решения
Аспект 2: Анализирует проблему.
Компетенция продуктивной творческой деятельности.
Аспект: Организация исследовательской работы учащихся.
Стимул: Если общие запасы воды на планете неисчерпаемы, то почему проблема пресной воды с каждым годом обостряется.
Личностно-значимый познавательный вопрос (задачная формулировка):
- По физической карте Казахстана определите, как распределены внутренние воды.
- Анализируя карту, заполните предложенную форму схемы.
- В нашем городе есть река Иртыш. Используя одноимённую презентацию, составь план природоохранных мероприятий. Обозначь, какой вклад можешь внести лично ты сам в выполнение намеченных мероприятий.
- Попробуйте раскрыть основное содержание проблемы «внутренние воды человек». Выдели в ней противоположности: 1) влияние внутренних вод на человека, значение вод в его жизни и деятельности; 2) влияние человека на воды, проблема сохранения водных ресурсов – изложите в выводе.
Источники информации: 1. Презентация «Река Иртыш», работа у ПК.
2. Карты атласа 8 класса «Внутренние водыКазахстана».
3. Учебник: Бейсенова А., Карпеков К., Физическая география Казахстана, - А.: Атамұра, 2013г., стр. 107
- Горощенко В.П. Природа и люди. Хрестоматия. М.: Просвещение,1987. Статья «Вода в природе», стр.76-78.
Бланк для выполнения задания.Гипотеза: Можно предположить, что решение проблемы пресной воды требует неотложных природоохранных мер:
1.
2.
3. План в свободном изложении
4.
Инструмент проверки:
Модельный ответ.
Гипотеза: Можно предположить, что решение проблемы пресной воды требует неотложных природоохранных мер, потому что с каждым годом происходит обмеление рек и озёр, возрастает расход воды в сельском хозяйстве, промышленности; непреднамеренное загрязнение вод; неблагоприятные изменения в почвах, растительном и животном мире.
1.
Внутренние воды на территории Казахстана распределены крайне неравномерно. В пустынной и полупустынной зонах рек и озёр мало, а в степной и лесостепной их значительно больше.
2.
- Произвольное изложение.
- «Внутренние воды человек»:
1) паводки, наводнения, лавины, сели.
2) Запасы воды на планете неисчерпаемы. Основу их составляют солёные воды Мирового океана, но их пока мало используют. В отдельных районах воды морей и океанов загрязняются нефтью, отходами бытовых и промышленных предприятий, выносом с полей удобрений и ядохимикатов. На примере Аральского моря, когда огромное количество соли, смешанной с сельскохозяйственными химикатами, поднималось с обнажённого морского дна и разносилось сильными ветрами на тысячи километров. Тысячи гектаров пахотной земли покрылись коркой соли, исчезли пастбища, многократно увеличилась повторяемость пыльных бурь.
Критерии оценки:
«5» - если вы правильно, содержательно ответили на все вопросы, дали обоснованный вывод.
«4» - если вы правильно ответили на три вопроса, допустив 2-3 ошибки, и попытались сделать вывод.
«3» - если вы ответили на вопросы, но вывод отсутствует.
Приложение 3.
Тема: Проблемы природопользования. Сохранение биологических ресурсов.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная компетенция (1,2 уровень):
Аспект 1: Планирование информационного поиска с использованием дополнительной литературы.
Аспект 2: извлечение информации из дополнительных источников.
Аспект 3: систематизирование извлечённой информации.
Аспект 4: точное изложение информации, вывод на основе полученной информации.
Коммуникативная компетенция (1,2,3 уровень):
Аспект 1: письменный – создание небольшого информационного банка самостоятельно в тетради с содержанием аргументации.
Аспект 2: диалог – прорабатывают в парах материал исследования, задают друг другу вопросы.
Аспект 3: самостоятельно готовят выступление – защита проделанной работы в исследовательской лаборатории.
Проблемная компетенция (1,2 уровень):
Аспект 1: Формулирует проблему, видит пути её решения
Аспект 2: Анализирует проблему.
Компетенция продуктивной творческой деятельности.
Аспект: Организация исследовательской работы учащихся.
Стимул: Если охрана каждого природного объекта должна быть согласована с охраной других природных компонентов, то существует ли необходимость в специальном (отдельном) контроле за численностью популяций, пород, видов и т.п растений и животных в Казахстане.
Личностно-значимый познавательный вопрос (задачная формулировка):
- Какие нормативные акты и с какой целью были приняты в годы независимости в Казахстане?
- Какие известные вам виды растений и животных Казахстана занесены в Красную книгу?
- В чём заключено правило региональности животного мира, раскрой основные аспекты этого явления (вывод).
Источники информации:
1. Конституция Республики Казахстан, Астана: Елорда, 2008г.
2. Карта атласа 8 класса «Растительный и животный мир Казахстана».
3. Учебник: Бейсенова А., Карпеков К., Физическая география Казахстана,
- А.:Атамұра, 2013г., стр. 252
4. Иващенко А.А. Сокровища растительного мира Казахстана.
По страницам Красной книги. А.: Алматыкітап, 2005.
5.Митяев И.Д., Ященко Р.В., Казенас В.Л. Удивительный мир беспозвоночных.
А.: Алматыкітап, 2005.
Бланк для выполнения задания.
1.
2.
3.
Вывод:
Инструмент проверки:
Модельный ответ.
- Конституция Республики Казахстан. Раздел 2 «Человек и гражданин» Статья 38: «Граждане республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам». Закон «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира». Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Это 303 вида рестений, 40 видов млекопитающих, 56 видов пернатых, 10 видов пресмыкающихся, 3 вида земноводных и 16 видов рыб.
- Архар, джейран, гепард, снежный барс, тянь-шанский бурый медведь, гепард, барханный кот, европейская норка, обыкновенное фламинго, кудрявый и розовый пеликан, чёрный и алтайский белый аист, лебедь-кликун, беркут, дрофа, филин, туркестанский улар и др.
- Правило региональности животного мира: один и тот же вид промыслового животного в отдельных районах нуждается в строгой охране, в других, при высокой численности, возможен интенсивный его промысел. Нет более губительного, чем интенсивное расходование ресурса там, где он в достатке, на основании того, что в других местах этот ресурс находится в избытке. Согласно правилу региональности обращение с одним и тем же природным ресурсом в разных районах должно быть различным и зависеть от того, как этот ресурс в данной местности представлен в настоящее время.
Вывод: Охрана природы должна быть комплексной, охраняться должна не сумма отдельных природных ресурсов, а природный комплекс, включающий различные компоненты. Сохранениес помощью лесной растительности нормального гидрологического режима местности – это и предупреждение эрозии почвы. Охрана насекомоядных птиц и рыжих лесных муравьёв –это одновременная охрана леса от вредителей.
Критерии оценки:
«5» - если вы правильно, содержательно ответили на все вопросы, дали обоснованный вывод.
«4» - если вы правильно ответили на три вопроса, допустив 1-2 ошибки, и попытались сделать вывод.
«3» - если вы ответили на вопросы с небольшими недочётами, вывод отсутствует.
Приложение 4.
Тема: Проблемы природопользования. Сохранение рекреационных ресурсов.
Задание направлено на формирование компетентностей:
Информационная компетенция (1,2 уровень):
Аспект 1: Планирование информационного поиска с использованием дополнительной литературы.
Аспект 2: извлечение информации из дополнительных источников.
Аспект 3: систематизирование извлечённой информа