Экологические проблемы почв
Цели обучения: |
7.3.4.5 - классифицирует экологические проблемы почв и предлагает пути их решения. |
Цели урока: |
- определяет естественные и антропогенные экологические проблемы почв; - делает анализ на пути решения данных проблем. |
Критерий оценивания: |
- умеет классифицировать экологические проблемы почвы; - умеет предложить пути решения экологических проблем. |
Языковые цели: |
Чтение: читают текст учебника. Письмо: заполняют таблицу. Слушание: алгоритм выполнения заданий, слушают друг друга. Говорение: делают выводы, отвечают перед классом. Предметная лексика и терминология: эрозия, загрязнение почв, хранилища отходов, золоотвалы, рекультивация, заболачивание, опустынивание, засоление. |
Привитие ценностей: |
Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, любовь к малой родине, уважение, сотрудничество, труд и творчество, открытость и самообучение в течение всей жизни. |
Межпредметные связи: |
Экология, Биология, История. |
Использование ИКТ: |
Интерактивная доска, презентация, ресурсы сайта BilimLand |
Предварительные знания: |
3.4 Биосфера. Виды почв Казахстана. |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
|||||||||||||||
0–2 мин. (2 мин.) |
Приветствие. Организационный момент. Психологический настрой – «Круг пожеланий»: учащиеся становятся в круг и говорят друг другу хорошие и добрые пожелания. |
|
|||||||||||||||
Видеоролик – 1.40 3–8 мин. (5 мин.) |
Посмотр видеоролика с сайта BilimLand. Ученики должны определить тему и цели урока. Просмотрев видеоролик, они должны заполнить таблицу. ЗАДАНИЕ 1. «Экологические проблемы почв»
Дескрипторы: - Определяет естественные проблемы почв. - Определяет антропогенные проблемы почв. |
https://bilimland.kz/upload/content/lesson/15171/media/dbb85735fc464ed678f0cd1d2d4f71c1/content/script_00027/media/geo_kaz_04_27_01a. Приложение 1 |
|||||||||||||||
8–15 мин. (7 мин.)
Видеоролик – 1 мин.
15–20 мин. (5 мин.)
Видеоролик – 27 сек.
20–27 мин. (7 мин.)
Видеоролик – 2.51
27–30 мин. (3 мин.) |
ЭКСПЕРЕМЕНТ. Учащиеся, делая следующие эксперименты, должны определить виды эрозии почвы, при этом соблюдая правила безопасности и следуя инструкции учителя. 1 эксперимент – эрозия воды: · картонная бумага; · бутылка с водой (в крышке должно быть не большое отверстие); · 2–3 столовой ложка чернозема. Ученики насыпают чернозем на бумагу и капают водой с бутылки. 2 эксперимент – эрозия ветра. · 5–6 ложек чернозема (нужно сделать не большой холмик); · фен для сушки волос (нужно быть аккуратным при работе с феном, включать на малую скорость). ФИЗМИНУТКА. «Зарядка со смешариками». Просмотр видеоролика, учащиеся повторяют все движения. Учащиеся, внимательно наблюдая за эксперементами и прочитав текст, заполняют таблицу. ЗАДАНИЕ 2. Существует два вида эрозии почвы: ветровая и водная. Ветровая эрозия возникает в основном в степных засушливых районах, водная – только на склонах. Преобладание ветровой эрозии связано, во-первых, с равнинным рельефом большей части Казахстана, во-вторых, с частыми сильными ветрами и, в-третьих, с легким механическим составом почвы. Освоение таких земель требует очень ответственного отношения, так как это может привести к непригодности и потере почв. Водной эрозией почвы называют смывание проточной водой верхнего слоя почвы. Потоки воды после дождей и ливней, при таянии снега не успевают впитываться в почву, смывают ее частицы и образуют вымоины. При мощных потоках воды образуются глубокие промоины – овраги. Они уменьшают площадь пашни, создают неудобства для проведения полевых работ.
Дескрипторы: Обучающийся - определяет виды эрозии; - определяет районы распространения видов эрозии; - определяет причины видов эрозии; - определяет последствия видов эрозии. Просмотр видеоролика «Губительная деятельность человека»
ЗАДАНИЕ 3. Учащиеся, просмотрев видеоролик и пользуясь текстом учебника, отвечают на вопросы по ромашке Блума. Правильно ли я понял, что эрозия почвы бывает водная и ветровая? Назовите «+» и «–» деятельности человека, оказывающие плохое влияние на почву. Назовите отрасли, которые плохо влияют на почву. Что было бы, если бы человек не использовал почву в хозяйственной деятельности? Почему борьба с экологическими проблемами почв так важна для человечества? Кто основал национальную школу почвоведения и географии почв? Дескрипторы: - Знает виды эрозии. - Называет «+» и «–» деятельности человека оказывающие плохое влияние на почву. - Называет отрасли, которые плохо влияют на почву. - Определяет, что было бы, если бы человек не использовал почву в хозяйственной деятельности. - Определяет значимость экологических проблем почв для человечества. - Знает, кто основал национальную школу почвоведения и географии почв.
Просмотр видеоролика «Загрязнение Земли» ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Учащиеся решают тест с сайта BilimLand. Деградация почвы Что не является угрозой для почвы? - Защита почвы от загрязнения - Преобразование земель в строительные участки - Вырубка леса Тест 1 Для нормального роста растений должны быть следующие условия в почве. Укажите неверный вариант. - Должны быть питательные элементы, которые растение может впитать в себя - Должна быть вода, которую может впитывать растение - Для жизнедеятельности растение должно быть в необходимой степени обеспечено кислородом - Массовая структура почвы должна быть благоприятной - Должны быть вредные для растений соединения Тест 2 Укажите условие, ухудшающее органические свойства почвы и снижающее производительность лесов. - Деградация - Опустынивание - Заболачивание -Засоление - Снижение плодородности Тест 3 Как называется необратимый процесс изменения почвы и растений, превращающий местность в пустыню? - Опустынивание - Заболачивание - Засоление - Деградация - Снижение плодородности Тест 4 Как называется снижение плодородности почвы в результате воздействия ветра или потоков воды? - Почвенная эрозия - Засоление - Заболачивание - Опустынивание - Деградация Тест 5 Как называются химические соединения, используемые для защиты культурных растений от вредителей, паразитов, сорняков, болезней и микроорганизмов? - Бытовые сточные воды - Искусственные удобрения - Промышленные отходы - Пестициды - Неправильный дренаж |
Картонная бумага, бутылка, чернозем, фен, ведро или пластиковый контейнер
https://cloud.mail.ru/public/BNUK/knVxFT5p1 Задание ФО
Приложение 2
«Губительная деятельность человека»
Приложение 3
Загрязнение Земли https://twig-bilim.kz/ru/film/pollution-land
тест https://bilimland.kz/ru/courses/geografiya-ru/litosfera-i-zemnaya-kora/lesson/zagryazneniya-pochv
Приложение 4 |
|||||||||||||||
30–35 мин. |
РЕФЛЕКСИЯ. Учащиеся приклеивают стикеры и комментируют свой выбор. |
Стикеры |
|||||||||||||||
35–40 мин. |
ОЦЕНИВАНИЕ. Самооценивание и взаимооценивание по карточкам. Учащиеся оценивают себя, своих одноклассников и оставляют комментарий.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. § 34 прочитать, написать мини эссе «Какие экологические проблемы почв встречаются в Казахстане и какие пути их решения?»
Спасибо за урок. До свидания! |
Приложение 5 |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
На данном уроке дифференциация осуществляется по уровню мыслительных навыков. Этот прием основан на работе с текстом. Главным в работе с текстом является осмысление информации. Одним из основных приемов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.
|
На каждом этапе уроке используется формативное оценивание с дескрипторами. Также предусмотрено самооценивание знаний и умений учащихся при помощи лесенки успеха, который позволит учащимся определить, что было усвоено, а над чем еще необходимо поработать. Оценивание учителем осуществляется путем наблюдения, а также при помощи заданий на уроке, где предусмотрены определенные дескрипторы. |
Психологический настрой – «Круг пожеланий»: учащиеся становятся в круг и говорят друг другу хорошие и добрые пожелания. Физминутка «Зарядка со смешариками»: просмотр видеоролика, учащиеся повторяют все движения. |
Приложение 1
ЗАДАНИЕ 1
Экологические проблемы почв
Естественные |
Антропогенные |
|
|
Приложение 2
ЗАДАНИЕ 2
Прочитайте текст и заполните таблицу.
Существует два вида эрозии почвы: ветровая и водная.
Ветровая эрозия возникает в основном в степных засушливых районах, водная – только на склонах.
Преобладание ветровой эрозии связано, во-первых, с равнинным рельефом большей части Казахстана, во-вторых, с частыми сильными ветрами и, в-третьих, с легким механическим составом почвы. Освоение таких земель требует очень ответственного отношения, так как это может привести к непригодности и потере почв.
Водной эрозией почвы называют смывание проточной водой верхнего слоя почвы. Потоки воды после дождей и ливней, при таянии снега не успевают впитываться в почву, смывают ее частицы и образуют вымоины. При мощных потоках воды образуются глубокие промоины – овраги. Они уменьшают площадь пашни, создают неудобства для проведения полевых работ.
№ |
Виды эрозии почвы |
Районы распространения эрозии почв |
Причины эрозии |
Последствия |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
Дескриптор
Обучающийся
– определяет виды эрозии;
– определяет районы распространения видов эрозии;
– определяет причины видов эрозии;
– определяет последствия видов эрозии.
Приложение 3
ЗАДАНИЕ 3. Ромашка Блума
Приложение 4
Деградация почвы
Что не является угрозой для почвы?
- Защита почвы от загрязнения
- Преобразование земель в строительные участки
- Вырубка леса
Тест 1
Для нормального роста растений должны быть следующие условия в почве. Укажите неверный вариант.
- Должны быть питательные элементы, которые растение может впитать в себя
- Должна быть вода, которую может впитывать растение
- Для жизнедеятельности растение должно быть в необходимой степени обеспечено кислородом
- Массовая структура почвы должна быть благоприятной
- Должны быть вредные для растений соединения
Тест 2
Укажите условие, ухудшающее органические свойства почвы и снижающее производительность лесов.
- Деградация
- Опустынивание
- Заболачивание
-Засоление
- Снижение плодородности
Тест 3
Как называется необратимый процесс изменения почвы и растений, превращающий местность в пустыню?
- Опустынивание
- Заболачивание
- Засоление
- Деградация
- Снижение плодородности
Тест 4
Как называется снижение плодородности почвы в результате воздействия ветра или потоков воды?
- Почвенная эрозия
- Засоление
- Заболачивание
- Опустынивание
- Деградация
Тест 5
Как называются химические соединения, используемые для защиты культурных растений от вредителей, паразитов, сорняков, болезней и микроорганизмов?
- Бытовые сточные воды
- Искусственные удобрения
- Промышленные отходы
- Пестициды
- Неправильный дренаж
Приложение 5
ФИО |
Оценка |
Комментарий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИО |
Оценка |
Комментарий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФИО |
Оценка |
Комментарий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|