Сюжет и герои сказки В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее...»
Сюжет и герои сказки В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее...»
Цели урока | Все учащиеся смогут: - определить в "Сказка о царе Берендее..." элементы композиции; - определить качества, характеризующие одного из героев, привести в подтверждение своей точки зрения цитаты из сказки. Большинство учащихся смогут: - объяснить взаимосвязь структурных частей сказки; - составить оценочные вопросы для раскрытия одного из образов героев сказки. Некоторые учащиеся смогут: - объяснить смысл кульминации в сказке и процессе развития авторской мысли; - составить интерпретационные вопросы для раскрытия одного из героев сказки. Критерии оценивания - дает характеристику героям; - выделяет в тексте произведения элементы композиции. Языковая цель. Учащиеся смогут строить высказывания в соответствии с нормами языка. Уровень мыслительных навыков. Средний: знание, понимание, применение. Привитие ценностей Данный урок направлен на развитие культуры взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь, находчивость и справедливость. Межпредметные связи. Межпредметная интеграция на уроке с изобразительным искусством и самопознанием будет реализована через иллюстрирование эпизода, умение определять качества человеческого характера. Навыки использования ИКТ. Использование видеоролика. Предыдущее обучение. На предыдущем уроке учащиеся ознакомились с фактами биографии В.А. Жуковского, историей создания произведения, содержанием литературной сказки "Сказка о царе Берендее..." |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока. (5 минут) |
Учитель приветствует учащихся, желает успеха на уроке. Совместно с учащимися формулируются цели, определяют критерии успеха. Психологический настрой "Подарите мне улыбку". Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим друг другу. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы «Будем заниматься очень важным делом».....). Прием "Один лишний". Задание. Рассмотрите иллюстрации. - какая из представленных иллюстраций на ваш взгляд лишняя? Почему? - Подумайте и ответьте о чем сегодня будем говорить на уроке? (называют тему урока). -Какую цель хотели бы достичь на уроке? Критерии оценивания: - характеризовать героев сказки; -уметь выделять в тексте произведения элементы композиции. 1. Стратегия "Две правды - одна ложь" (проверка домашнего задания) Коллективная работа. Задание. Учащимся предлагают в течение 2 минут составить два правдивых утверждения и одно неправдивое по фактам биографии В.А. Жуковского. Зачитывают утверждения, остальные учащиеся угадывают "лживое утверждение". Формативное оценивание: аплодисменты, словесное поощрение учителя. |
|
начало урока (5 минут) |
2. Прием графический органайзер "Линия событий" Работа в парах. Задание. Соотнесите цитаты текста с основными элементами сказочной композиции- зачином, завязкой, кульминацией, развязкой. Дескрипторы: Соотносит цитаты из текста соответствующие основным элементам сказочной композиции: - зачину - завязке - кульминации - развязке. Проводится взаимопроверка. Формативное оценивание: "Согласен - не согласен " комментарии учителя. Обобщающие вопросы: 1. Почему именно данную цитату мы определяем как кульминацию? 2. Как взаимосвязаны структурные части между собой? Как происходит развитие авторской мысли? |
Текст сказки «Сказка о царе Берендее…» |
середина урока (8 минут) |
3. Дифференцированное задание по уровням сложности. Деление на 3 гомогенные группы (желтый- низкий уровень, синий - средний уровень, зеленый - высокий уровень) Задание для 1 группы: Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки "Сказка о царе Берендее...", аргументируйте свой выбор, подкрепляя словами из текста. Дескрипторы: - изображает понравившийся эпизод; - приводит аргументы; - подбирает слова. Задание для 2 группы: Восстановите последовательность событий, докажите свой выбор, подкрепляя текстом. 1. Пирог. Возвращение в царство Берендея. 2. Бегство Ивана и Марьи. Мудрость Марьи-царевны. 3. Свадьба Ивана да Марьи. 4. Иван в прекрасном городе. Марья на свадьбе Ивана. 5. Встреча с Марьей-царевной. Подземное царство. 6. Царь Берендей и его жена. Подземное царство. 7. Встреча царевича в лесу с "чудным стариком". Дескрипторы: - имеет общее представление о художественном произведении; - восстанавливает последовательность событий. Задание для 3 группы. Обсудите вопросы, разделите их на "тонкие" и "толстые". Дайте ответы на них. Определите в вашей группе самого внимательного читателя. 1. Как произошла встреча царя Берендея со "страшной образиной". 2. Что попросила "образина" взамен берендеевой жизни? 3. Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя Берендея? 4. Как попадает Иван-царевич в царство Кощея? Кого он встречает на пути? 5. Кто помогает Ивану-царевичу выполнить три задания Кощея? Какие это задания? 6. Что увидел царь, когда вернулся в своё царство? 7. Какое решение принял царевич, после того как отец ему всё рассказал? 8. По какой примете Иван-царевич узнал Марью-царевну среди других сестер? 9. Во что превращалась Марья-царевна в ходе сказочного действия? 10. Как Марья-царевна перехитрила слуг и гонцов? Дескрипторы: - обсуждает вопросы; - делит вопросы на "тонкие" и "толстые"; - отвечает на 10 вопросов; - оценивает ответы одноклассников, определяет самого внимательного читателя. Формативное оценивание: "Свет молнии" учащимся предлагается выразить свое отношение о услышанном одним словом: увлечен, узнал, полезно, интересно, увлекательно. |
|
2 минуты (8 минут) |
Физминутка. 4. Прием "Персонаж на стене". Перераспределение в гетерогенные группы по способу (1,2,3,4) . Задание. (выбор персонажа происходит путем жеребьёвки) царь Берендей, Кощей Бессмертный, Иван-царевич, Марья-царевна. В течение 4 минут на флипчарте контуром изобразите персонаж; - внутри напишите качества, характеризующие героя, подкрепляя цитатами из текста. - за контуром напишите вопросы, которые вы бы хотели задать герою. Спикер от каждой группы в течение 14 минуты презентует свою работу. Дескрипторы: - изображает персонаж; - приводит цитаты из текста, характеризующие главного героя; - задаёт вопросы главному герою. Формативное оценивание: "3 П" (полно- потому что...., понятно- потому что....., правильно- потому что....) |
|
10 минут |
Прием "Письмо герою". Индивидуальная работа. Учащимся предлагают написать 3-х минутное письмо одному из герою сказки: Царю берендею, Кощею Бессмертному, Ивану- церевичу, Марьи-царевне. В паре зачитывают письма и выбирают понравившееся , аналогично происходит в группе. Затем от каждой группы выступают по одному ученику. Дескрипторы: - пишет письмо; - лаконично выражает свои мысли; - кратко передает содержание сказки; Формативное оценивание: "Плюс-минус- интересно". |
|
конец (2 минуты) |
Рефлексия. "Билет к выходу" Ответьте на вопрос: что вы узнали сегодня, что поможет вам? Домашнее задание по выбору: 1. Выучите понравившийся эпизод из 8 строк. 2. Подберите и запишите 4-5 пословиц и поговорок о сказке. 3. Сочините синквейн о понравившемся герое. |
Отзывы(0)