Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»
Русская литература
Класс:
8 класс
Раздел:
Дети и взрослые
Тема:
Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»
27.12.2019
143
4
Цели обучения | 8.2.3.1 выделять в тексте произведения элементы композиции, объяснять значение вставных эпизодов. 8.1.6.1. давать аргументированный ответ на проблемный вопрос, используя цитаты. |
Предварительные знания | Это первый урок при изучении повести Ч. Айтматова «Первый учитель». Активизация знаний осуществляется через работу в парах и группе, в процессе которой учащиеся находят дополнительную информацию о жизни и творчестве Ч. Айтматова.Также учащиеся, опираясь на полученные ранее знания, будут выделять композиционные элементы в повести «Первый учитель». |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (8 мин) |
1.1. Стартер. Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены герои произведений Ч. Айтматова. Учащиеся будут письменно отвечать на вопрос: Как вы думаете, кто является героями произведений Ч. Айтматова? Используется прием «Письмо по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. 2. Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цели урока: определять особенности композиции повести. отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста. | |
Середина урока (26 мин) |
2. 1. женщин). 2. Расскажите о творчестве писателя. Учащиеся поочередно выступают. После каждого выступления задают друг другу 1 «тонкий» и 2 «то лстых» вопроса. Ч. Айтматов Повесть Ч. Айтматова «Первый учитель». –Какой смысл вкладывает писатель в понятие «первый учитель»? -Какие черты личности Дюйшена выявляются писателем в рассказе о жизни героя? (слайд: кадр из фильма) . Ч. Айтматов рисует самое тяжелое для Киргизии и для всей страны время 1924 год. Гражданская война закончилась, нов стране разруха. Начинается культурная революция в Киргизии, а первые шаги всегда трудные…Место действия : глухой аил, отсталая масса людей. Именно в это время в аиле начинает учительствовать малограмотный сын беднейшего декханина, в недавнем прошлом красноармеец – Дюйшен. – В чем же заключалась сила Дюйшена? ( слайд: кадр из фильма) -.Какие черты характера проявляет учитель? Это позиция человека, наделенного светлым умом, большим благородным сердцем, беспокойной совестью , выбравшего самый трудный участок – борьбу за души людей. Школа Дюйшена – это родник, из которого черпают особые знания – политические, нравственные, духовные.» Поражают слова, сказанные его ученицей, потрясенной великодушием Дюйшена : Индивидуальная работа. Учащиеся работают над поиском дополнительной информации 1. Расскажите о самых ярких страницах биографии Ч. Айтматова. Подготовьте историческую справку о жизни киргизского народа до революции(о правах Критерий: отвечать на проблемный вопрос, используя цитаты из текста. Дескрипторы: 1. Работает над поиском дополнительной информации. 2. Анализирует полученную информацию и на ее основе готовит сообщение. 3. Отвечает на «тонкий» и «толстые» вопросы. 4. Приводит примеры из проанализированных текстов. Ф взаимооценивание по дескрипторам. Анализ композиции Стратегия «Копилка вопросов» - Как жители аила встречают Дюйшена? (С недоверием, глумлением и враждебностью баев, ещё чувствующих себя хозяевами жизни.) - Как Дюйшен готовил школу к открытию? Как учил первых своих учеников? - Какими чертами характера наделён Дюйшен? (Наивен, неопытен, но при всех своих промахах “первый учитель” заражает своим энтузиазмом, смелостью, благородством, когда вступает в опасную и неравную борьбу с противником.) - В каких эпизодах проявляется жестокость и непримиримость ко всему, что враждебно новым жизненным началам? (Текст: “Значит, вы против этой бумаги, где сказано об обучении детей… Отвечай!” Он выкрикнул слово “отвечай” с такой звенящей, гневной силой, что оно, как пуля, прорезало теплынь осенней тиши и, словно выстрел, отозвалось коротким эхом в скалах”.) - В каких эпизодах проявляется благородство, любовь к детям? (На руках переносит детей в школу через зимний ручей, не останавливается ни перед какими лишениями и трудностями – лишь бы учить детей, жертвует любовью к Алтынай, боясь помешать её большому будущему, которое чутко угадывает.) - Какой эпизод служит преддверием отчаянной борьбы за спасение девушки от замужества-рабства? (На одинокого всадника в степи нападают волки, и Дюйшен рвётся в одиночку сразиться со стаей хищников, терзающих загнанную лошадь.) - Где проявился героизм учителя? (Он избавляет Алтынай от грозившей ей судьбы – навсегда остаться рабыней мужа-бая, сделаться похожей на свою предшественницу, встреченную в байской юрте. Текст: “Её потухшие, подобно холодному пеплу, глаза смотрели, ничего не выражая. Бывают собаки, забитые ещё со щенячьего возраста”. Учитель едва не погиб в стычке с “двуногими волками”, но всё же вырвал из-под власти бая свою ученицу. “Ты думаешь, что истоптал её, как траву, погубил её? – бросает он насильнику. – Врёшь, прошли твои времена, теперь её время…”) - Какова дальнейшая судьба Алтынай? (Индивидуальное задание.) - Почему Алтынай больше не приезжала в свой аил? - Забыла ли она своего учителя? (Случай в поезде.) - Расскажите о дальнейшей судьбе учителя. (Индивидуальное задание.) - Что послужило причиной для написания этой истории? (Спустя много лет туповатые и самодовольные люди посмеивались над тем, что были времена, когда Дюйшена “всерьёз считали…учителем”.) - А вы считаете Дюйшена учителем? Почему? (Его школа и впрямь послужила для многих прекрасной стартовой площадкой. “С бугра, где стояла наша школа, - вспоминает Алтынай, - открывался глазам прекрасный мир весны”.) - Да, поистине весенний мир, дали будущего открывались глазами детей и подростков, понявших из страстных речей Дюйшена, что настало новое время - их время. Писатель не побоялся рассказать трудную правду о дальнейшей судьбе первого учителя, для которого школа “на бугре” оказалась высшей жизненной точкой. Критерий: выделяет в тексте произведения элементы композиции, объясняет значение вставных эпизодов. Дескрипторы: 1. Выделяет в произведении экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, эпилог. 2. Объясняет значение отдельного эпизода для сюжета; 3. Комментирует особенности композиции. ФО оценивание учителем. Аналитическая беседа по повести. 1. Ваше впечатление о повести? 2. Какова тема? Идея произведения? 3. Какова композиция повести? 4. В каком году происходят описываемые события? (1924год) 5. Что вы знаете об этом периоде нашей истории? (Сообщение учащегося.) 6. Кто главные герои повести? При каких обстоятельствах мы с ними знакомимся? 7. От чьего лица ведётся основное повествование? (Алтынай Сулайманова – академик.) 8. Как жители аила относятся к Алтынай Сулаймановой? (С уважением.) К Дюйшену? (С пренебрежением.) 9. Расскажите о появлении Дюйшена в ауле. |
Приложение:
Открыть файл
КСП 8 кл Русская литература
Отзывы(0)