Среда обитания животных

Морозова Ильмира Тулебаевна
Морозова Ильмира Тулебаевна
Актобе
Хромтау
№4 Хромтау орта мектебі
Естествознание
Класс:
3 класс
Раздел:
Живая природа. Животные
Тема:

Среда обитания животных

24.12.2019
169
Скачать в PDF Скачать в WORD
Цели и задачи <p>Познакомить учащихся со средами обитания животных и их отличительными особенностями. </p><p>•&nbsp;&nbsp;&nbsp; Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания.</p><p> •&nbsp;&nbsp;&nbsp; Учить систематизировать, выделять главное и существенное. </p><p>•&nbsp;&nbsp;&nbsp; Развить умение анализировать, высказывать свои мысли, обосновывать их. </p><p>•&nbsp;&nbsp;&nbsp; Формировать познавательный интерес к предмету.</p><p> •&nbsp;&nbsp;&nbsp; Обучать решению простых экологических задач. </p><p>•&nbsp;&nbsp;&nbsp; Продолжить обучение работе в группе <br></p>

Ход урока

Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы

Ход урока

<p>I. Орг. момент </p><p>II. Актуализация&nbsp; опорных знаний На Земле существует около 2 млн.&nbsp; видов животных, которые распространены повсеместно. В любом природном сообществе: в лесу, степи или&nbsp; даже в пустыне обитают животные. - Можете ли вы назвать такое место&nbsp; на нашей планете, где не было бы животных? - Что такое среда обитания? </p><p>III. Мотивация Но, рассматривая&nbsp; многообразие животных,&nbsp; следует отметить, что их распространение ограничено определенными рамками. Нам хорошо известно, что щука, например, обитает в водной среде, сокол ловит добычу в воздухе, а дождевой червь, питаясь листовым опадом, обитает в почве. Возникает вопрос: а что мешает этим животным освоить менее привычную среду обитания?</p><p> IV. Постановка задачи урока Цель нашего урока – рассмотреть условия,&nbsp; определяющие распространение животных, отметить их взаимосвязь в природных сообществах.&nbsp;&nbsp;&nbsp; Просмотр презентации&nbsp;</p><p> V. Систематизация и обобщение - Предположите, какие среды обитания есть? -&nbsp; А чем отличаются эти среды обитания?&nbsp; Рассмотрите рисунок учебника и отметьте, как приспособлены эти животные к&nbsp; соответствующей среде обитания?&nbsp; Но в пределах каждой среды обитания животные занимают те места, которые более благоприятны для их жизни. Поэтому существует понятие «место обитания»&nbsp; Вам также хорошо известно, что в любом природном сообществе животные связаны друг с другом в основном пищей, общими условиями обитания.&nbsp;&nbsp;&nbsp; •&nbsp;&nbsp; &nbsp;Эти птицы – чемпионы по скорости полёта среди птиц. Обычная для них скорость – 120 км/ч. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилёт означает наступление устойчивой тёплой погоды. •&nbsp;&nbsp; &nbsp;Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заострённые. В полёте они бывают до 19 ч. Ловят и едят&nbsp; насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения.&nbsp; •&nbsp;&nbsp; &nbsp;О каких птицах идёт речь?&nbsp; •&nbsp;&nbsp; &nbsp;В какой среде обитают? •&nbsp;&nbsp; &nbsp;Какие у них есть приспособления к обитанию в данной среде? Ответ – стриж &nbsp;&nbsp; &nbsp;Самое быстроногое из зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устаёт. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню. &nbsp;&nbsp; &nbsp;Какое это животное? &nbsp;&nbsp; &nbsp;В какой среде обитает?&nbsp; &nbsp;&nbsp; &nbsp;Какие у него приспособления к обитанию в данной среде?&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Ответ – гепард &nbsp;&nbsp; &nbsp;Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела. &nbsp;&nbsp; &nbsp;Какое это животное? &nbsp;&nbsp; &nbsp;В какой среде обитает? &nbsp;&nbsp; &nbsp;Какие у него приспособления к обитанию в данной среде?&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Ответ – дельфин. •&nbsp;&nbsp; &nbsp;Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание. •&nbsp;&nbsp; &nbsp;Какое это животное?&nbsp; •&nbsp;&nbsp; &nbsp;В какой среде обитает? •&nbsp;&nbsp; &nbsp;Какие у него приспособления к обитанию в данной среде?&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Ответ – крот. </p><p>VI. Применение учебного материала Определение&nbsp; среды обитания&nbsp; « Кто здесь лишний?»&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Проверка задания&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Работа с учебником.&nbsp; Прочитайте текст учебника, выделите основные формы взаимосвязи животных в природе.&nbsp; --&nbsp; Как хищник приспосабливается к тому, чтобы поймать жертву, а жертва, наоборот, избежать хищника и т.д.? Используя материал урока, расположите формы взаимоотношений животных в соответствии с их значимостью для организмов. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».&nbsp; <br></p><p>VII. Проверка уровня обученности 1. - Чем отличаются понятия «среда обитания» и «место обитания»?&nbsp; 2. Определи среду обитания данных животных Животное &nbsp;&nbsp; &nbsp;Среда обитания камбала&nbsp;&nbsp; &nbsp; белка&nbsp;&nbsp; &nbsp; белый медведь&nbsp;&nbsp; &nbsp; жаворонок&nbsp;&nbsp; &nbsp; верблюд&nbsp;&nbsp; &nbsp; пингвин&nbsp;&nbsp; &nbsp; страус&nbsp;&nbsp; &nbsp; лебедь&nbsp;&nbsp; &nbsp; суслик&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp; 3. Угадай,&nbsp; у каких животных среда обитания – лес? &nbsp;&nbsp; &nbsp;3&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;5&nbsp; 1&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;2&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;4&nbsp;&nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; &nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp;&nbsp;&nbsp; &nbsp; 1. Не барашек и не кот,&nbsp; Носит шубу круглый год.&nbsp; Шуба серая — для лета,&nbsp; Для зимы — другого цвета.&nbsp;&nbsp; Заяц&nbsp; 2. На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Волк&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. Рыжий маленький зверёк По деревьям прыг да скок. Он живёт не на земле, А на дереве в дупле.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; БелкаББелка&nbsp; 4. Огромная кошка по лесу скачет, В ушках серёжки она не прячет, Ей не скажешь слова – брысь, Потому, что это –&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; рысь&nbsp;&nbsp;&nbsp; 5. Рыжая, с пушистым хвостом,&nbsp; живёт в лесу под кустом.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Лиса&nbsp; </p><p>VIII. Информация о домашнем задании Стр. 146 - 147 читать Подготовить доклад о животных 1 и 4 гр. водной среды обитания&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2 гр. почвенной среды обитания&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3 и 5 гр. наземно - воздушной среды обитания </p><p>IХ.Рефлексия (подведение итогов) Что вы узнали на уроке? Что было трудным для понимания? - Что было интересным? Итак, распространение животных ограничено определенными&nbsp; условиями, в живой природе все организмы сосуществуют друг с другом. <br></p>

Дополнительная информация

1. Различают две среды обитания: наземно – воздушную и водную.&nbsp;&nbsp; 2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.&nbsp;&nbsp; 3 Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 м, это помогает им лучше схватывать пищу. 4. Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живёт это животное в воздушной среде.&nbsp;&nbsp; 5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.&nbsp;&nbsp; 6. Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.&nbsp; Проверка задания.&nbsp; 1. -&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2.+&nbsp;&nbsp; 3. –&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4.–&nbsp;&nbsp;&nbsp; 5.+&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; 6. +&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; По описанию узнай, о какой среде идёт речь.&nbsp; •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению. •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Дом для животных, имеющих крылья. Лёгкая, неплотная среда. •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает. •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4. Ноги животных этой среды приспособлены к бегу, прыжкам. Проверка задания •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 1. Водная •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 2. Наземно – воздушная •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 3. Почвенная •&nbsp;&nbsp;&nbsp; 4. Наземно – воздушная <br>

Отзывы(0)