Среда обитания животных
Среда обитания животных
| Цели и задачи | Познакомить учащихся со средами обитания животных и их отличительными особенностями. • Выяснить особенности приспособления организмов к среде обитания. • Учить систематизировать, выделять главное и существенное. • Развить умение анализировать, высказывать свои мысли, обосновывать их. • Формировать познавательный интерес к предмету. • Обучать решению простых экологических задач. • Продолжить обучение работе в группе |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Ход урока |
I. Орг. момент II. Актуализация опорных знаний На Земле существует около 2 млн. видов животных, которые распространены повсеместно. В любом природном сообществе: в лесу, степи или даже в пустыне обитают животные. - Можете ли вы назвать такое место на нашей планете, где не было бы животных? - Что такое среда обитания? III. Мотивация Но, рассматривая многообразие животных, следует отметить, что их распространение ограничено определенными рамками. Нам хорошо известно, что щука, например, обитает в водной среде, сокол ловит добычу в воздухе, а дождевой червь, питаясь листовым опадом, обитает в почве. Возникает вопрос: а что мешает этим животным освоить менее привычную среду обитания? IV. Постановка задачи урока Цель нашего урока – рассмотреть условия, определяющие распространение животных, отметить их взаимосвязь в природных сообществах. Просмотр презентации V. Систематизация и обобщение - Предположите, какие среды обитания есть? - А чем отличаются эти среды обитания? Рассмотрите рисунок учебника и отметьте, как приспособлены эти животные к соответствующей среде обитания? Но в пределах каждой среды обитания животные занимают те места, которые более благоприятны для их жизни. Поэтому существует понятие «место обитания» Вам также хорошо известно, что в любом природном сообществе животные связаны друг с другом в основном пищей, общими условиями обитания. • Эти птицы – чемпионы по скорости полёта среди птиц. Обычная для них скорость – 120 км/ч. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилёт означает наступление устойчивой тёплой погоды. • Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заострённые. В полёте они бывают до 19 ч. Ловят и едят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. • О каких птицах идёт речь? • В какой среде обитают? • Какие у них есть приспособления к обитанию в данной среде? Ответ – стриж Самое быстроногое из зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устаёт. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню. Какое это животное? В какой среде обитает? Какие у него приспособления к обитанию в данной среде? Ответ – гепард Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела. Какое это животное? В какой среде обитает? Какие у него приспособления к обитанию в данной среде? Ответ – дельфин. • Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание. • Какое это животное? • В какой среде обитает? • Какие у него приспособления к обитанию в данной среде? Ответ – крот. VI. Применение учебного материала Определение среды обитания « Кто здесь лишний?» Проверка задания Работа с учебником. Прочитайте текст учебника, выделите основные формы взаимосвязи животных в природе. -- Как хищник приспосабливается к тому, чтобы поймать жертву, а жертва, наоборот, избежать хищника и т.д.? Используя материал урока, расположите формы взаимоотношений животных в соответствии с их значимостью для организмов. Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-». VII. Проверка уровня обученности 1. - Чем отличаются понятия «среда обитания» и «место обитания»? 2. Определи среду обитания данных животных Животное Среда обитания камбала белка белый медведь жаворонок верблюд пингвин страус лебедь суслик 3. Угадай, у каких животных среда обитания – лес? 3 5 1 2 4 1. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Для зимы — другого цвета. Заяц 2. На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Волк 3. Рыжий маленький зверёк По деревьям прыг да скок. Он живёт не на земле, А на дереве в дупле. БелкаББелка 4. Огромная кошка по лесу скачет, В ушках серёжки она не прячет, Ей не скажешь слова – брысь, Потому, что это – рысь 5. Рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом. Лиса VIII. Информация о домашнем задании Стр. 146 - 147 читать Подготовить доклад о животных 1 и 4 гр. водной среды обитания 2 гр. почвенной среды обитания 3 и 5 гр. наземно - воздушной среды обитания IХ.Рефлексия (подведение итогов) Что вы узнали на уроке? Что было трудным для понимания? - Что было интересным? Итак, распространение животных ограничено определенными условиями, в живой природе все организмы сосуществуют друг с другом. |
Отзывы(0)