Части и целое
Части и целое
| Цели обучения (ссылка на учебную программу): | решать уравнения способом подбора и на основе связи сложения и вычитания; 1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «≠», «=», «>», «<»/ цифры /символ неизвестного числа (□) |
| Цели урока: | Создать условия для знакомства с понятиями "часть" и "целое"; продолжить работу по использованию знака "□" для обозначения неизвестного числа в ра¬венстве; развить умение определять неизвестное число методом подбора или на основе знания состава чисел, развить вычислительные навыки, коммуни¬кативные навыки при работе в группах и парах. |
| Критерии успеха: | К концу урока учащиеся смогут использовать знак "□" для обозначения неизвестного числа. Например: 6 + ❒= 10. |
| Привитие ценностей: | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
| Межпредметная связь: | Познание мира: профессии |
| Предыдущие знания: | Учащиеся знакомы с понятием "равенство с неизвестным числом" и применяют уже имеющиеся у них знания для определения значения неизвестного. |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Начало урока |
Создание положительного эмоционального настроя. У нас особенный день, Отбросим в сторону мы лень! Будем думать и смекать, Больше знаний добывать. - Ребята, мы продолжаем с вами путешествовать. А вот куда мы отправимся сегодня, вы узнаете, просмотрев фрагмент мультфильма. (Просмотр фрагмента мультфильма «Строим дом с мышонком») -Итак, мы отправляемся на строительную площадку. - Кто может объяснить, что такое стройка? (там строят различные здания) - А кто видел, как строят здания? - Скажите, люди каких профессий работают на стройке? (каменщики, крановщики, водители, кровельщики, штукатуры, маляры, плотники и др.) - Скажите, а из чего состоит дом? (из частей и целого) Формулирование темы и целей урока. Учащиеся при помощи учителя формулируют тему и цели урока: - Сегодня на уроке мы должны научиться определять части и целое. |
Фрагмент мультфильма «Строим дом с мышонком» Слайды |
|
Середина урока |
Практическое задание «Строим дом» (Г) - Представьте себя в роли строителей. Загадка: В нем с семьей мы живем. Это наш любимый … (дом) - Архитектор сделал вот такие проекты домов, которые вам нужно построить. У вас имеются части дома, вы должны построить целое (дом). Обговариваются критерии оценивания работы. (Учащиеся выполняют работу, взаимооценивание) Вывод: целое состоит из частей. Чтобы найти целое, нужно части сложить. - Архитектор запланировал построить возле дома забор длиной 20см. Одна часть забора уже готова (длина известной части 11см), вам необходимо подобрать вторую – неизвестную – часть забора. Помните, что необходимо строго придерживаться проекта и не нарушать размер. Длина целого забора должна составить 20см. - Обратите внимание на схему забора. Под схемой записано равенство с неизвестным числом: 11 + = 20 Учащиеся обсуждают в группах поставленную задачу и подбирают необходимый фрагмент забора. (Можно действовать методом подбора, подставляя к известной части различные фрагменты и проводя измерения, чтобы в сумме с известной частью это число составило 20. После проведения расчетов нужно выбрать недостающую часть забора). Результат записывают на ламинированные листы бумаги. Вывод: равенство может состоять из частей и целого. Равенство с неизвестным числом состоит из известной части, неизвестной части и целого. С помощью схемы можно изобразить числовое равенство. Физминутка. - Скажите, ребята, а человек может состоять из частей? Одна из частей – это голова. Погладьте себя по голове. Руки это тоже части. Сгибание в локтях. Ноги. Попрыгайте на одной ноге, на другой. Туловище. Сделайте наклоны. Человек – это целое. Прижмите все его части, встали красиво. А теперь тихо садитесь. Работа по учебнику. Экскурсия на стройку. Учащиеся рассматривают иллюстрацию, на которой изображены строительные материалы. Нужно определить по каждой картинке части и целое, составить равенства. Обсуждение варианта задания под буквой в). На картинке показано, что часть труб находится в кузове грузовика. - Сколько труб в кузове? Сделайте вывод: в равенстве 5 + □ = 7 одна из частей известная, а другая — неизвестная. 5 — это известная часть. □ — это неизвестная часть. 7 — это целое.
На стройке. (К) Обсуждение с учащимися, что они узнали из текста задания. – Какой высоты будет строящийся дом? (9 этажей.) Это целое. – Какая часть дома уже построена? (5 этажей.) Это известная часть. – Сколько этажей еще предстоит построить? Это неизвестная часть. Далее нужно составить равенство с неизвестным числом, найти значение неизвестного числа. Работа в тетради. Попробуй. (П) - Архитектор прислал на стройку схему строительства. Помогите строителю определить значения неизвестных чисел на схемах. Учащиеся составляют равенства по схемам. – Какая часть на схеме известна? – Какая часть неизвестна? – Что является целым? Учащиеся в парах составляют равенства по схемам и затем показывают их классу. Для работы они используют листы ламинированной бумаги и маркеры. Проводится взаимооценивание по образцу. |
Ресурсы: геометрические фигуры из цветного картона; полоски цветного картона длиной 5 см, 11 см, 9 см, 8 см, 7 см (по одному модулю каждого вида на группу); листы с изображением схемы к равенству 11 + □ = 20; листы ламинированной бумаги; маркеры. Учебник: Части и целое, с. 34—35. Ламинированные листы Рабочая тетрадь: Рабочий лист 30 «Составь равенства по схемам», с. 32 |
|
Конец урока |
Игра «Найди целое» Учащиеся получают карточки с числами. На обратной стороне карточки написано ключевое слово. Например, 5 (часть), 4 (часть), 9 (целое). Учащимся необходимо будет за время звучания музыки составить группу из трёх человек с таким условием, чтобы из их карточек можно было составить равенство, например: 5 + 4 = 9. Индивидуальная работа по карточке (ФО) Найти в равенстве целое и части. (Дифференцированное задание) |
Карточки с числами Карточка ФО |
|
Рефлексия |
Итог урока. Рефлексивное оценивание. - Достигли ли мы целей урока? Педагог предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. - усвоил новое задание и научился применять его на практике. - усвоил новое задание, но ему еще нужна помощь. - расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной. Таким образом, учитель анализирует принятие информации всем классом. Рефлексия урока. - Понравился урок, было все понятно. - Урок понравился, но есть вопросы. - Урок не понравился, материал не понял. Учитель приглашает детей встать в круг. - У нас дружный класс. Скажите, один ученик – это часть, или целое? (часть) А если мы возьмёмся за руки? (Это целое). Значит, мы сможем преодолеть все трудности. - Спасибо за работу. Урок окончен. |

Отзывы(0)