Образ Лидии Михайловны в рассказе В. Распутина «Уроки французского»
Русская литература
Класс:
8 класс
Раздел:
Дети и взрослые
Тема:
Образ Лидии Михайловны в рассказе В. Распутина «Уроки французского»
10.03.2020
172
7
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 8.2.5.1. Характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий. 8.3.1.1. Участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора. |
Цели урока: | <p>Все учащиеся будут: характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения; участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора. </p><p> Большинство учащихся будут: сравнивать и анализировать поступки противоположных персонажей, составляя кластеры и заполняя таблицы, используя опорные схемы, используя прием «Диаманта». </p><p> Некоторые учащиеся будут: анализировать действия и поступки героев от лица персонажа произведения; выражать позицию автора, аргументируя свою точку зрения. </p> |
Языковые цели: | Учащиеся будут анализировать поступки героев произведения В. Распутина, составлять характеристики персонажей. Обращение к тексту позволит учащимся сопоставить противоположные образы, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. Предметно-специфический словарь и терминология: образ, персонаж, сюжет, композиция, антитеза, аргумент Полезный набор (ы) фраз: «Я считаю, что …», «В данной ситуации я бы …», «По моему мнению …», «Подтверждением этому является…» |
Ожидаемый результат: | Учащиеся будут характеризовать героев произведения, их поступки, мотивы поведения, значение имен и фамилий, участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора. |
Критерии успеха: | <p>Характеризует героев произведения, их поступки и мотивы поведения, аргументируя свою точку зрения и подтверждая ее цитатами из текста.</p><p>Участвует в обсуждении произведения, оценивает поступки героев и позицию автора</p> |
Привитие ценностей: | Любовь к литературе как к особому виду искусства, чувство уважения к профессии учителя |
Навыки использования ИКТ: | Фрагменты художественного фильма «Уроки французского» 1978 г. «Мосфильм» реж. Евгений Ташков, электронная презентация |
Межпредметная связь: | Русский язык, история |
Предыдущие знания: | Учащиеся знают текст произведения, знакомы с историей жизненного и творческого пути В. Распутина, историей создания произведения понятиями «образ», «персонаж», «сюжет», «композиция», «антитеза» |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (10 мин) |
<p>Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой - прием «Добрые пожелания» Каждый учащийся по цепочке передает соседу доброе пожелание, состоящее из одного слова (1 мин) </p><p>Проверка домашнего задания Написать развернутый ответ от лица мальчика на вопрос «Почему я начал играть на деньги?» Опрос 2-3 учащихся (3 мин) </p><p> Взаимооценивание - прием «Большой палец» </p><p> К АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ </p><p> 1.Учащимся предлагается посмотреть отрывок из фильма «Уроки французского» 1978 г. реж. Е. Ташков.</p><p> Перед просмотром учитель ставит проблемный вопрос «О ком из героев рассказа сегодня на роке пойдет речь?» </p><p> После просмотра учащиеся отвечают на вопрос (Лидия Михайловна) (отрывок 15,33 – 16,10 мин) (2 мин) </p><p> Учитель сообщает цели урока. </p><p> 2. Прием «Корзина идей» И подобрать и записать 4-5 слов или словосочетаний, характеризующих Лидию Михайловну (1 мин) </p><p> П в паре обсудить и записать на стикерах 3 наиболее подходящих характеристики для Лидии Михайловны (1 мин) Каждая пара клеит на «Корзину идей» свои 3 характеристики (2 мин) </p><p> В конце урока будут выбраны наиболее подходящие 8-10 характеристик. </p><p> 3. Учитель знакомит учащихся с презентацией «История публикации и прототипы» (1 мин) </p> | <p>Художественный фильм «Уроки французского» 1978 г. «Мосфильм» реж. Евгений Ташков </p><p>Стикеры </p><p> Электронная презентация </p> |
Середина урока (26 мин) |
<p>К Просмотр отрывка из фильма «Уроки французского» (54,47 мин – 57,20 мин) (3 мин) </p><p>Заполнение таблицы у доски (2 мин)</p><table class="table table-bordered"><tbody><tr><td>Поведение и речь</td><td>Черты характера</td><td>Условия жизни, быт </td></tr><tr><td><br></td><td><br></td><td><br></td></tr></tbody></table><p> П Работа с текстом </p><p> Задание №1: прочитайте фрагменты </p><p> 1. «Разговор Лидии Михайловны с мальчиком после уроков об игре на деньги» </p><p> 2. «Линейка» </p><p> Используя органайзер «Два кружка», сравните поведение Лидии Михайловны и Василия Андреевича (директора школы). </p><p>Какой художественный прием использует автор при описании этих персонажей?</p><p><br></p><table class="table table-bordered"><tbody><tr><td>Критерии</td><td>Дескрипторы</td></tr><tr><td>Сравнивает персонажи произведения</td><td>1.составляет кластер;</td></tr><tr><td><br></td><td>2.выделяет общие черты;</td></tr><tr><td><br></td><td>3. находит отличия у персонажей;</td></tr><tr><td><br></td><td>4. указывает, что автор использует художественный прием антитезу при создании данных образов.</td></tr></tbody></table><p><br></p><p> ФО взаимооценивание по критериям «Лестница достижений» </p><p> (Пары меняются своими работами с соседними и оценивают работу по критериям) </p><p> Задание №2 (по выбору учащихся) </p><p> П 1. Заполните таблицу «Верно – неверно». </p><p> 2. Используя прием «Две правды, одна ложь», охарактеризуйте Лидию Михайловну и директора школы. </p><p> 3. На основе составленного кластера, противопоставьте образ Лидии Михайловны образу Василия Андреевича, используя прием «Диаманта» </p><p> ФО, оценивание со стороны учителя «Линейка успеха» </p><p> Физминутка </p><p> Учащиеся получают карточки с названием сортов яблок, делятся на группы. </p><p> Кубанские яблоки – уровень А (учащиеся с низкой мотивацией). </p><p> Апорт – уровень В (учащиеся со средней мотивацией). </p><p> Антоновка – уровень С (учащиеся с низкой мотивацией)</p><p> Г </p><p>Задание </p><p> 1 группа (уровень А): используя приемы «Демонстрация персонажа на стене» и «Авторский стул» проанализируйте эпизод «Спор о посылке».</p><p><br></p><table class="table table-bordered"><tbody><tr><td>Критерии</td><td>Дескрипторы </td></tr><tr><td>Анализирует эпизод произведения </td><td>1.распределяет информацию на главную и второстепенную;</td></tr><tr><td><br></td><td>2. составляет кластер; </td></tr><tr><td><br></td><td>3. владеет приемом «Авторский стул»;</td></tr><tr><td><br></td><td> 4. излагает информацию от лица персонажа.</td></tr></tbody></table><p> <br></p><p> 2 группа (уровень В): проанализируйте финальный фрагмент рассказа «Игра в замеряшки», составьте «График эмоций» Лидии Михайловны.</p><p><br></p><table class="table table-bordered"><tbody><tr><td>Критерии </td><td>Дескрипторы </td></tr><tr><td>Анализирует эпизод произведения</td><td>1.определяет эмоции персонажа;</td></tr><tr><td><br></td><td>2. составляет кластер; </td></tr><tr><td><br></td><td>3. владеет приемом «График эмоций»</td></tr></tbody></table><p> <br></p><p> 3 группа (уровень С): с помощью таблицы «За» и «Против» выразите авторскую позицию по отношению к поступку Лидии Михайловны, аргументируйте свою точку зрения.</p><p><br></p><table class="table table-bordered"><tbody><tr><td>Критерии </td><td>Дескрипторы </td></tr><tr><td>Определяет авторскую позицию </td><td>1.анализирует поведение героя; </td></tr><tr><td><br></td><td>2. оценивает поступок с позиции «за» и «против»;</td></tr><tr><td><br></td><td>3. выражает авторскую позицию;</td></tr><tr><td><br></td><td>4. аргументирует ответ.</td></tr></tbody></table><p><br></p><p> </p><p> Презентация работ </p><p> ФО учителем словесная оценка «Плюс – минус - интересно» </p> | <p>Художественный фильм «Уроки французского» 1978 г. «Мосфильм» реж. Евгений Ташков </p><p>Фрагменты текста «Разговор Лидии Михайловны с мальчиком после уроков об игре на деньги» и «Линейка» (Приложение 1) </p><p>Опорная схема органайзер «Два кружка» (Приложение 2) Таблица (приложение 3) </p><p><br></p><p>Опорная схема по составлению Диаманты (Приложение 4) видео </p><p> Карточки с указанием сорта яблок (Приложение 5) </p><p> Фрагменты текста «Спор о посылке», «Игра в замеряшки» (Приложение 6); </p><p>ватманы, маркеры </p> |
Конец урока (2 мин) |
<p>Возвращение к «Корзине идей», совместное обсуждение записанных характеристик, выбор наиболее подходящих.</p><p> Домашнее задание по выбору учащихся: </p><p>1. Дать письменный развернутый ответ на вопрос: «Были ли в моей жизни случаи, когда мне помог учитель?» </p><p> 2. Составить Синквейн со словом «учитель». </p><p> 3. Провести анкетирование-опрос среди школьников старших классов: каким они видят учителя будущего? </p> | |
Рефлексия (2 мин) |
<p>Рефлексия:</p><p>На стикерах в форме яблок желтого и зеленого цвета выразить свое отношение к поступку Лидии Михайловны «Я думаю, что Лидия Михайловна поступила …» Затем прикрепляют стикеры к иллюстрации с изображением ящика, получается посылка с яблоками. </p> | Стикеры в форме яблок желтого и зеленого цвета, иллюстрация с изображением ящика для посылок. |
Приложение:
Открыть файл
приложение 1
Открыть файл
приложение 2
Открыть файл
приложение 3
Открыть файл
приложение 4
Открыть файл
приложение 5
Открыть файл
приложение 6
Отзывы(0)