Разбор слова по составу. История школьных вещей.
Разбор слова по составу. История школьных вещей.
| Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 2.1.1.1 определять с помощью учителя опорные слова, фиксировать их; отвечать на закрытые вопросы. 2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. 2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова. |
| Развитие навыков | 1.1 Понимание содержания информации/ сообщения 2.3 Формулирование вопросов и ответов 3.8 Соблюдение грамматических норм. |
| Цели урока | определять опорные слова, фиксировать слова, отвечать на вопросы; формулировать вопросы по тексту, составлять мини – рассказ; разбирать слова по составу, подбирать однокоренные слова. |
| Критерии успеха | - находят информацию используя опорные слова, отвечают на закрытые вопросы; -формулируют вопросы по содержанию, отвечают на вопросы по содержанию прочитанного, составляют мини- рассказ; -определяют корень, суффикс, приставку, окончание; -подбирают однокоренные слова. |
| Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Состав слова, части слова, приставка, корень, суффикс, окончание, однокоренные слова, пословица. |
| Привитие ценностей | уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
| Межпредметные связи | литература, самопознание |
| Навыки использования ИКТ | использование ИКТ |
| Предварительные знания | Предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, перенос слов, ударные и безударные гласные, состав слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные и однокоренные слова. |
Ход урока
| Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
|---|---|---|
|
Эмоциональный настрой (1-2 мин) |
Создание положительного эмоционального настроя – Ребята, послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? - Покажите свое настроение. - Вы любите преодолевать трудности? – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. |
|
|
Начало урока (10 мин) |
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. АМО «Нестандартный вход в урок» Просмотр мультфильма «Школьные принадлежности» Прием «Доскажи словечко» (что ты будешь делать карандашами…, линейкой… ручкой… и . д.) – работа во время просмотра мультфильма -Я предлагаю вам окунуться в прошлое, подумать и ответить, откуда у нас появились школьные принадлежности? (ответы обучающихся) -Закончите предложение «Книга, линейка, ластик, тетрадь - это слова…(предметы) Сформулируйте тему урока. Чем мы будем заниматься? (мы узнаем о истории школьных вещей, будем работать со словами, выполнять задания) Стратегия «Ромашка» (К) на доске ромашка с отрывными лепестками. На каждом лепестке написан вопрос. На другой стороне схема. Ответив на вопросы обучающие составляют полную схему разбора слова по составу) - Что такое окончание? - Что такое корень? - Что такое приставка? -Что такое суффикс? - Какую роль в слове играют эти части слова? -Какие слова называются однокоренными? ФО «Сигналы рукой» |
https://www.youtube.com/watch?v=jXJ0zO-Cz_Q (время 1.55) ромашка на доске с отрывными лепестками |
|
Середина урока (20 мин) |
Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. Работа по учебнику. (К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений. Знание и мудрость украшают человека. Работа с пословицей по плану: 1. Чтение пословицы. 2. Объяснить значение непонятных слов . 3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит? 4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употребить данную пословицу (П) Прием «Стрелочки» Цель: Закрепление знаний предыдущих тем. домики подружка холодный лес переходы столы Дескриптор: -соотносят слова со схемами - выбирают лишнее слово |
|
|
Критерии успеха |
Соотносят слова со схемами, выделяют корень, окончание, суффикс, приставку, находят лишнее слово |
|
|
Минутка красивого письма |
ФО Самопроверка с доски. Самооценивание. Сигнальные карты «Светофор» Дескриптор: -зеленый цвет – без ошибок -желтый цвет – 1-2 ошибки -красный цвет – более 3 ошибок Дифференциация по выбору. Деление на группы по картинкам (ластик, книга, карандаш, ручка) Распределение ролей: лидер, тайм менеджер, секретарь, помощник секретаря, спикер. Правила работы в группе. 1.Не ссоримся 2.Слушаем друг друга 3.Выполняем работу сообща 4.Работаем на результат (Г) Алгоритм разбора слова по составу. -Задание: прочитать стихотворение и познакомиться с алгоритмом разбора слова по составу. |
|
|
Физминутка для глаз |
(Д, К) Физминутка для глаз. Рисование носом. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенные: указку, тетрадь, пенал, кисть и т.д. |
|
|
Работа по теме урока |
Работа по теме урока. Цель: развитие связной речи. АМО «Добывание информации. История школьных вещей» Дифференциация по ресурсу: (Г) - Найти, прочитать, составить вопросы по тексту; - составить мини- рассказ; - разобрать слово по составу и подобрать однокоренное слово. 1 группа – «Ластики» - история возникновения ластика (Энциклопедия) Ластик появился благодаря французскому путешественнику Шарлю Мари де ла Кондамину. Он обратил внимание на резину, которой пользовались индейцы. Это был каучук. Шарль привез каучук в Европу. До этого люди использовали вместо ластика мякиш. В 1839 году американец смешал каучук с серой и получил резину. Ластик отлично стирает простой карандаш, труднее стирает цветные карандаши. 1 группа –разбор слова по составу «Ластики» 2 группа – «Книги» - история возникновения книги (Интернет) Было время, когда на земле не было книг. Люди делали зарубки на деревьях, а пещерах, рисовали на скалах. Затем люди стали использовать глину. Из глины делали таблички, писали на них и обжигали в печи. Такие книги хранились в пещерах. В Дневнем Египте книги научились делать из папируса. На нем писали деревянными палочками. Затем появился пергамент. Его делали из кожи животных. Бедные люди писали на бересте. Первый лист появился в Китае. 2 группа –разбор слова по составу «Книги» 3 группа –« Карандаши» - история возникновения карандаша (Энциклопедия) В 13 веке люди пользовались серебряными палочками, которые были куском проволоки. Их хранили в футляре. В 14 веке появился «итальянский» карандаш из черного глинистого сланца. Слово «карандаш» переводится с тюрского языка как «черный камень». Современный карандаш состоит из графита, глины, сажи, крахмала и воды. В 1916 году японец Халкава изобрел механический карандаш, которым мы пользуемся сейчас. 3 группа –разбор слова по составу« Карандаши» 4 группа –«Ручки» - история ручки (карточка) В далёкие времена люди писали заостренными палочками из тростника. Для письма использовали гусиные перья. Затем гусиные перья заменили ручки с пером. Далее люди придумали ручку с чернилами. В настоящее время люди пользуются шариковыми, гелевыми и маркерными ручками. 4 группа –разбор слова по составу «Ручки» Отвечает спикер. 5 группа – «Линейки» (карточка) Сегодня для нас линейка – это обычная вещь. Ее используют во многих сферах жизни. Линейка просто незаменима для школьников. Линейки бывают разные по форме, величине, отметкам и многих других признакам. Но, кто-нибудь задумывался, откуда она появилась, какая история ее происхождения? Доказательством существования линейки еще в древние времена, стало ее нахождение на раскопках на территории древней Помпеи. Она представляла собой тщательно отструганную дощечку, которая помогала архитекторам в планировании сооружений. 5 группа - разбор слова по составу "Линейка" Проговаривание слов на казахском и английском языках. Қалам pen ручка Қарындаш pencil карандаш кітап book книга өшіргіш eraser ластик сызғыш ruler линейка АМО «Карусель» - обмен информацией по кругу. Спикеры рассказывают о найденном материале. Дескриптор: - находят текст - читают, составляют вопросы по тексту; - составляют мини - рассказ; Вывешивают слова на доску с объяснением. Дескриптор: -выделяют окончание -выделяют корень -выделяют суффикс -подбирают одно однокоренное слово ФО «Хлопки», самооценивание (внутри группы) взаимооценивание (друг друга) |
|
|
Критерии успеха |
Находят текст, составляют вопросы по тексту, составляют мини-рассказ, разбирают слово по составу, подбирают однокоренное слово |
|
|
Динамическая пауза |
(Д, К) Динамическая пауза. Раз - подняться, потянуться Раз - подняться, потянуться, Два – нагнуться , разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть. |
|
|
Практические задания |
Работа по развитию речи. Цель: развитие связной речи, выполнение практических заданий. Дифференциация по выбору заданий Деление на группы по разноуровневым заданиям (обучающиеся меняются местами, выбирая задания) 1 группа - задание высокого уровня – составить загадку о книге, используя рифмы ________________учу, _ ________________ молчу. _______________подружиться, ________________ учиться. (книга) Дескриптор: составляют загадку о книге. 2 группа задание среднего уровня – выписать однокоренные слова, выделить корень. Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут снег снегурки. Дескриптор: -выписывают слова -выделяют корень 3 группа –задание среднего уровня- распределить слова: в один столбик с приставкой, в другой все остальные и выделить корень. лесной перелесок лесок лесничий подлесок лесочек лесоруб Дескриптор: -распределяют слова в два столбика -выделяют корень 4 и 5 группа – задание низкого уровня- зачеркнуть лишнее слово в каждом столбике и выделить корень. Вода белка разлиновать Водяной побелка линия Водолаз белочка линять Водитель бельчонок линовать Дескриптор: -зачеркивают лишнее слово -выделяют корень ФО отвечает лидер, три другие группы поднимают сигнальные карточки. «Светофор» Дескриптор: -зеленый цвет – без ошибок -желтый цвет – 1-2 ошибки -красный цвет – более 3 ошибок |
|
|
Критерии успеха |
-составляют загадку о книге -выделяют корень в словах |
|
|
Пальчиковая физминутка |
(Д, К) Пальчиковая физминутка. Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.) |
|
|
Конец урока (8 мин) |
ФО: Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме. (И) вставить букву и разобрать по составу. Х_дит, перех_дить, зах_дит, пох_д Дескриптор. Обучающийся - вписывает гласную в корнях родственных слов; - определяет приставку, корень, суффикс, окончание в словах и выделяет их; |
|
|
Критерии успеха |
разбирает слова по составу |
|
|
Домашнее задание |
Дифференциация по выбору заданий. Цель: изучение дополнительного материала из разных ресурсов, развитие речи, воображения. (Т)Домашнее задание. Разноуровневые задания. Уровень А– найти информацию о тетради и составить два предложения. Дескриптор: -находит информацию о тетради -составляет два предложения Уровень В– найти информацию о линейке и представить в виде кластера. Дескриптор: -находит информацию о линейке -создает кластер Уровень С – найти информацию о истории портфеля и составить рекламу портфеля. Дескриптор: - находит информацию о портфеле -составляет рекламу портфеля |
|
|
Критерии успеха |
находят информацию и выполняют задания |
|
|
Итог урока |
Итог урока. Рефлексия. Многогранник «Блума» Мне понравилось на уроке…. Я узнал много нового о… Я могу похвалить себя за то ... . Я могу похвалить своих одноклассников за ... . Я могу похвалить учителя за…. - Если вам урок понравился и вы получили удовольствие от путешествия в прошлое нарисуйте смайлику улыбку уголками вверх. Если же урок не понравился или у вас что- то не получилось, то нарисуйте смайлику улыбку уголками вниз. |
многогранник Блума смайлы на магнитах |
Отзывы(0)