Экзотермические и эндотермические реакции. Лабораторный опыт №4 «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии»
Химия
Класс:
8 класс
Раздел:
Знакомство с энергией в химических реакциях
Тема:
Экзотермические и эндотермические реакции. Лабораторный опыт №4 «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии»
28.01.2020
207
0
Цели обучения (ссылка на учебную программу): | 8.3.1.3 -знать, что экзотермические реакции идут с выделением теплоты, а эндотермические реакции с поглощением теплоты. |
Цели урока: | <p><b><i>Все учащиеся: </i></b>понимают, что при химических реакциях теплота затрачивается или поглощается; знают и отличают, что такое экзотермическая и эндотермическая реакция. </p><p><b><i> Большинство учащихся:</i></b> приводят несколько примеров эндо- и экзотермических реакций.</p><p><b><i>Некоторые учащиеся:</i></b> понимают, что энергия химических соединений сосредоточена главным образом в химических связях, окажут помощь и поддержку менее способным учащимся. </p> |
Языковые цели: | <p><i style="font-weight: bold;">Языковые цели: </i>используя специальную лексику и терминологию задавать и отвечать на вопросы относительно экзотермических и эндотермических реакций.</p><p><b><i>Предметная лексика и терминология:</i></b></p><p> Количества теплоты, изменение энергии, экзотермическая реакция, эндотермическая реакция, энергия химических соединений, термохимические уравнения. </p><p><b><i> Серия полезных фраз для диалога/письма: </i></b></p><p>При протекании любой реакции происходит ... или ... теплоты.</p><p> Реакции бывают ... / с ... теплоты /, ... / с ... теплоты /.</p><p> Химические уравнения, в которых указывается ... эффект, называются ... . </p> |
Критерии успеха: | <p><i>Учащиеся достигли цели, если:</i></p><p> - объясняет, что при химических реакциях теплота затрачивается или поглощается;</p><p> - определяет экзотермическую и эндотермическую реакции; </p><p> - приводит несколько примеров эндо- и экзотермических реакций </p> |
Привитие ценностей: | <p>Уважение к природе, понимание последствий воздействия различных горючих на окружающую среду. Стремление к вносу своей лепты по уменьшению парникового эффекта </p><p><b><i>Общенациональная идея «Мәңгілік ел» </i></b></p><p> Экономический рост, основанный на индустриализации и инновациях. </p><p> Формирование интереса детей к изучению химической науки в будущем и самообразованию способствует становлению интеллектуального потенциала Казахстана, конкурентно способного поколения. ( 4 - ценность «Мәңгілік Ел») </p> |
Межпредметная связь: | Физика |
Предыдущие знания: | <p>Знание процесса горения (7.4A) </p><p> Знание углекислого газа и угарного газа (7.4C) </p><p> Знание об изменении энергии в процессе плавления и кипения (7.1C) </p><p> Знание об экзотермической природе процесса кристаллизации (7.3C) </p> |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
---|---|---|
Начало урока (5 минут) |
<p><b>Организационный момент.</b></p><p><b> Просмотр видеоматериала «Изменение энергии в ходе процессов» </b></p><p> Как вы думаете, каких целей мы должны достичь? </p><p> Сопровождаются ли химические реакции изменением энергии? </p><p> Все ли они идут с выделением энергии? </p><p> Есть ли у них обратные примеры? </p><p> О чем мы будем говорить сегодня на уроке? </p><p> Как вы думаете, каких целей мы должны достичь? </p><p><b> Тема урока «Экзотермические и эндотермические реакции». </b></p><p><b> Цель: </b>знать, что экзотермические реакции идут с выделением теплоты, а эндотермические реакции с поглощением теплоты. </p> | <p>https://bilimland.kz/ru/subject/ximiya/8-klass/termoximicheskie-reakczii-ehkzotermicheskie-i-ehndotermicheskie-reakczii</p><p> Слайд 1-3 </p> |
Середина урока (30 минут) |
<p><b>Демонстрация материалов ресурса BilimLand «Изменение энергии в ходе химических реакций».</b></p><p> В результате реакций горения выделяется свет и тепло, которые мы можем увидеть и почувствовать. В результате некоторых других химических реакций теплота, наоборот, затрачивается или поглощается, и мы можем почувствовать понижение температуры. В этом случае мы можем говорить также о выделении или поглощении энергии. </p><p> Энергия химических соединений сосредоточена главным образом в химических связях. </p><p><b><i>Чтобы разрушить связь между двумя атомами, требуется затратить энергию, а когда химическая связь образуется, энергия выделяется.</i></b> Убедимся в этом, выполнив лабораторную работу.</p><p style="text-align: center; "><i><b> Выполнение лабораторного опыта №4 «Химические реакции, сопровождающиеся изменением энергии» </b></i></p><p> • Раздать ученикам листы с текстом лабораторной работы.</p><p> • Раздать химическое оборудование и реактивы, обеспечить возможность проведения учащимися лабораторной работы. </p><p><b> Цель:</b> (<i>Учащиеся формулируют самостоятельно).</i></p><p> Повторение правил техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами.</p><p style="text-align: center; "><b> Ход работы:</b></p><p> 1. Взаимодействие карбоната натрия с разбавленной уксусной кислотой. </p><p> 2. Растворение твердого гидроксида натрия в воде.</p><p> 3. Растворение хлористого калия в воде. </p><p> 4. Реакция между лимонной кислотой и гидрокарбонатом натрия. </p><p> 5. Взаимодействие магния с разбавленной серной кислотой</p><p><b> Вывод: </b> (<i>Учащиеся формулируют самостоятельно). </i></p><p> Когда в результате химической реакции при образовании новых связей выделяется энергии больше, чем потребовалось для разрушения "старых" связей в исходных веществах, то избыток энергии высвобождается в виде тепла. </p><p><i> Например:</i> CH4 + 2O2 =CO2 + 2H2O + 880,90 кДж/кмоль </p><p> Такие реакции называются <i><b>экзотермическими</b></i> от латинского "экзо" - наружу (имея в виду выделяющуюся энергию). </p><p> В других случаях на разрушение связей в исходных веществах требуется энергии больше, чем может выделиться при образовании новых связей. Такие реакции называются <i><b>эндотермическими </b></i>(от латинского «эндо» - внутрь).</p><p><i> Например: </i> CаСО3 =CаO + СО2 - 165,3 кДж/кмоль </p><p> Какие экзотермические или экзотермические реакции вы можете назвать? </p><p><i><b> Уравнения химических реакций, в которых вместе с реагентами и продуктами записан и тепловой эффект реакции, называются термохимическими уравнениями. </b></i></p><p><b> Выполнение тестовых заданий (источник – образовательный ресурс BilimLand): </b></p><p><i><b> 1.Термохимические уравнения – это...</b></i></p><p> a) реакции, протекающие самопроизвольно </p><p> b) уравнения химических реакций, в которых указывается тепловой эффект</p><p> c) уравнения химических реакций, в которых указывается, что образуется газ </p><p> d) уравнения химических реакций, в которых указывается, что образуется осадок </p><p> e) реакции, протекающие лишь при нагревании </p><p><b><i> 2. Экзотермические реакции – это...</i></b></p><p> a) реакции, протекающие с поглощением газов </p><p> b) реакции, протекающие с выделением газов </p><p> c) реакции, протекающие с выделением теплоты </p><p> d) реакции, протекающие с поглощением ультрафиолетового света </p><p> e) реакции, протекающие с поглощением теплоты </p><p><i><b> 3. К эндотермической реакции относится </b></i></p><p> a) гашение извести </p><p> b) восстановление меди из оксида меди (II) </p><p> c) взаимодействие оксида фосфора (V) с водой </p><p> d) разложение хлората калия </p><p> e) горение бензина </p><p><b><i> 4. Какие из предложенных уравнений отображают эндотермический процесс? </i></b></p><p><b><i> 1. CH4(г)+2O2(г) = CO2(г) + 2H2O(г) = -892 кДж/моль</i></b></p><p><b><i> 2. 2H2O(ж) = 2H2(г) + O2(г) = +286 кДж/моль </i></b></p><p><b><i> 3. 2PH3 + 4O2 = P2O5 + 3H2O = –2440 кДж/моль </i></b></p><p> a) 1 и 2 b) 1, 2 и 3 c) 1 и 3 </p><p>d) 2 и 3 e) только 1 </p><p><b><i> 5.Приведены уравнения реакций.</i></b></p><p><b><i> 1. CaO + H2O = Ca(OH)2 </i></b></p><p><b><i> 2. 2HgO = 2Hg + O2 </i></b></p><p><b><i> Определи тип, к которому относятся данные реакции.</i></b></p><p> a) 1 – экзотермическая, 2 – эндотермическая </p><p> b) 1 – эндотермическая, 2 – экзотермическая </p><p> c) обе реакции экзотермические </p><p>d) обе реакции эндотермические </p><p><b> Взаимопроверка</b> (правильные ответы выведены на экран), <b>самооценивание</b> (метод пяти пальцев). </p><p><i> Учащиеся сдают рабочие листы с лабораторными работами на проверку. </i></p> | <p>Слайд 4 <a href="https://bilimland.kz/ru/subject/ximiya/8-klass/termoximicheskie-reakczii-ehkzotermicheskie-i-ehndotermicheskie-reakczii" target="_blank">https://bilimland.kz/ru/subject/ximiya/8-klass/termoximicheskie-reakczii-ehkzotermicheskie-i-ehndotermicheskie-reakczii</a><a href="https://bilimland.kz/ru/subject/ximiya/8-klass/termoximicheskie-reakczii-ehkzotermicheskie-i-ehndotermicheskie-reakczii" target="_blank"></a></p><p><br></p><p>Слайд 5 </p><p> </p><p>Слайд 6-7 </p><p><b> Реактивы:</b> карбонат натрия, разбавленная уксусная кислота, хлорид калия, лимонная кислота, гидрокарбонат натрия, магний, разбавленная серная кислота. Пробирки, штатив для пробирок. </p><p>Карточки с инструкцией (Рабочий лист – приложение 1) </p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p> Слайд 8-10</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p> </p><p> Карточки с заданиями</p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p><br></p><p> Слайд 11 </p> |
Конец урока (2 минуты) |
<p><b>Домашнее задание: </b></p><p>§ 22 учить.</p> | Слайд 12 |
Рефлексия (3 минуты) |
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? - Достигли ли мы целей урока? | Слайд 13-14 |
Приложение:
Открыть файл
Презентация к уроку
Отзывы(0)