Асхат Аймагамбетов о проблемах, выявленных во время посещения школьных столовых и мерах, предлагаемых для их решения
367
0
0
24.05.2022
Для меня важно часто ездить по регионам и посещать как сельские, так и городские школы. Встречи с учителями, школьниками, родителями показывают, как на практике реализуются решения, принимаемые министерством.
Не секрет, что у министерства в части школ, колледжей и детских садов нет реализационных функций. Их финансирование, организация и реализация работы, назначение и увольнение руководителей – все это законом закреплено за акиматами. Поэтому вдвойне важно держать «руку на пульсе».
Один из актуальных вопросов, который я отметил для себя, посещая школы в различных регионах, это работа школьных столовых.
В этой части есть несколько проблем, которые взяты на контроль и решаются на уровне нормативных правовых актов.
1. Ранее мы утвердили требование по безналичной системе оплаты в
столовых. В этом есть несколько преимуществ. Это гигиенично и
способствует быстрому продвижению очереди. Также отсутствие
наличности у детей защищает их от возможных рисков. И родителям легче
контролировать расходы. Но зачастую системы для безналичной оплаты
отключают и не используют.
2. Стоимость буфетной продукции.
0,5 литра воды за 300 тенге в школьной столовой или пирожки и
булочки по цене, превышающей стоимость в кулинариях и магазинах,
вызывают вопросы. Разница в цене одной и той же продукции в одном и том
же городе может составлять 50-70%.
3. Некоторые регионы увлеклись передачей столовых через ГЧП
частным предпринимателям. Мы поддерживаем развитие ГЧП. Но порой это делается для того, чтобы избежать проведения конкурсов и напрямую (лет на 10-15) передать столовую предпринимателю.
Во-первых, мы настаиваем на том, чтобы проводился конкурс, а не частная финансовая инициатива (ЧФИ) без конкурса. Во-вторых, важно, чтобы сумма вложения была адекватной, а не символической, к примеру, 5-7 млн тенге. Важно помнить о качестве предоставляемых услуг и понимать, что средства будут расходоваться на закуп холодильников, плит, столов, стульев и др. То есть предприниматель будет вкладывать в свое же дело. В-третьих, мы ратуем за установление разумных сроков работы. Заключение договоров на 15-20 лет при заложенной сумме в 5-7 млн тенге вызывает вопросы.
4. Продажа в школьных столовых продукции, запрещенной приказом Минздрава (к примеру, фастфуд, газированные напитки, чипсы и т.д.). Сотрудники нашего министерства выехали в несколько регионов и выявили такие факты в ряде школ. В особенности в Туркестанской области. При наличии подобных фактов необходимо незамедлительно обращаться в органы СЭС.
В министерстве была создана рабочая группа для решения этих проблем на нормативном уровне. И мы уже инициировали ряд дополнений в законодательство, в рамках которых закрепляются специальные нормы.
Нормы по регулированию цен на буфетную продукцию в столовых, по проведению открытых и прозрачных конкурсов на разумный временной период при ГЧП, обеспечение безналичной оплаты и должного качества питания. Мы понимаем, что нужно считаться и с интересами предпринимателей, но для нас всегда в приоритете дети. А значит – защита их прав и интересов.
Министерство продолжит работу по отмеченным направлениям.
https://www.facebook.com/1120704037/posts/pfbid031sWiwjxXYpo3Qxf7nXVpFXSgkvGKRWwSqaLTzgBQ73Gug7memmrBz3CWXgRrSgCLl/?d=n
Ссылка на источник:
МОН РК