Учитель робототехники Том Ноах: «Создайте, затем совершенствуйте»

Учитель робототехники Том Ноах: «Создайте, затем совершенствуйте»

На днях прошел I Республиканский отборочный этап Чемпионата мира по робототехнике «VEX Robotics» среди учащихся школ со всего Казахстана. Команды победителей отправятся на Чемпионат мира в США в апреле текущего года.

VEX Robotics Competition — открытая площадка, где молодые люди могут проявлять творческий и инженерный потенциал. Мы побеседовали с организатором соревнования от Назарбаев интеллектуальной школы физико-математического направления города Алматы, учителем робототехники Томом Ноах, который уже третий год преподает курс для школьников.

— Том, раскажите, пожалуйста, что представляет собой предмет робототехники и для чего он нужен?

Робототехника заключается в понимании сути роботов и их механизмов, которые в целом могут работать без человеческого контроля. Эта наука включает в себя целый ряд образовательных дисциплин, не только математику, физику, а также развивает критическое мышление, коммуникативные способности, умение совместно работать и другие навыки, необходимые студентам и школьникам.

— Расскажите про вашу победу на соревнованиях в Лондоне по робототехнике. Как вы готовились и как все прошло?

Соревнования в Лондоне были одними из самых успешных среди международных соревнований, которые я посещал с казахстанскими студентами. Мы заняли второе место в каждой категории соревнования. Готовились к конкурсу пару месяцев, а до этого работали и занимались с этими же школьниками несколько лет подряд. Таким образом, могу с уверенностью сказать, выступили хорошо, так как наша подготовка — это многолетний опыт.

— Как вы оцениваете подготовку команд НИШ из Алматы к соревнованиям?

Я требовательно отношусь к своим ученикам и наблюдаю, чтобы они уделяли достаточное количество времени подготовке и профессионально относились к сбору и программированию роботов.

— По каким критериям оценивают команды в данном соревновании?

В соревнованиях VEX есть несколько способов оценки команд. Главная задача соревнований — сотрудничество с другими командами и совместная работа для достижения конкретных целей. В IQ этапе команды совместно работают, чтобы конкурировать с двумя другими командами: получается, на арене соревнуются по 4 робота одновременно. Например, есть оценочные баллы для дизайна, креативности, конструирования роботов и т. д.

— Какова главная цель VEX Robotics Competition?

VEX — лучшая в мире платформа для студентов, которая предоставляет возможность не только учиться, практиковать физику и математическое программирование, но и путешествовать, знакомиться с другими ребятами. Знакомства, путешествия, сотрудничество, общение на разных языках — все эти навыки развиваются с помощью робототехники и, конечно же, VEX, потому что это международный конкурс, в котором принимают участие 50 стран.

— Какие советы вы можете дать участникам VEX Robotics Competition?

Одна очень важная вещь, которую я хотел бы сказать каждому ученику, — это наш лозунг: «Создайте, затем совершенствуйте». У большинства учеников удивительные идеи. Но у всех один минус — они хотят делать все подряд. Есть ребята, которые планируют создать робота с десятью руками. Я говорю им: «Окей, помедленнее. В первую очередь сделай одну руку, а затем, шаг за шагом, начни делать вторую, третью и так далее». Что бы ты не делал, сделай это идеальным и фантастическим.

— Есть мнение, что в будущем многие профессии будут заменены роботами. А как вы считаете?

Вообще многое было сказано о промышленной революции. Говорили, что машины, компьютеры и интернет заменят людей. Я считаю, что в целом, как мы видим из истории, новые изобретения просто частично меняют работу, облегчая ее. Роботы не смогут заменить всех людей, они только меняют какие-то сферы деятельности.

— В чем разница между робототехникой для детей и профессионалов?

К сожалению, я не профессионал в этой области, тем не менее, могу сказать, что ученики, выбравшие это направление, смогут построить профессиональную карьеру с теми знаниями, которые они приобретают сейчас. Как мы видим, сегодня очень много разных роботов: упрощенные, автономные. Робототехника для детей изучает базу и фундамент данной науки. Здесь ученики делают свои первые шаги в робототехнике.

— Какие конструкторы выбрать?

Это зависит от целей и разных платформ. Если вы ищете более простой способ построения на логическом программировании, выберите LEGO Monster, если вам нужен более эффективный механизм построения, вы можете выбрать VEX.

— Как вы считаете, является ли робототехника перспективной сферой деятельности для учеников?
Робототехника сегодня – актуальная сфера, предлагающая целый ряд разнообразных профессий. Ученики, выбравшие это направление, могут усовершенствовать такие навыки, как креативность, критическое мышление и коммуникация.

— В каких вузах ученики, выбравшие сферу робототехники, могут обучаться?

Конечно, в мире немало крупных технических университетов как MIT. Робототехника — новое направление, находящееся в постоянном развитии. Исходя из этого, нельзя конкретно ответить на этот вопрос.

Спасибо за интервью, Том! Удачи вам во всем!

 

Беседовала Назерке Муса