Степень окисления
Цель урока: знать понятие о степени окисления. Научить находить степени окисления по формуле вещества и составлять формулы бинарных соединений по степени окисления. Познакомить с началами номенклатуры химических соединений.
Задачи:
Образовательная: расширить понятие валентность и валентные электроны с позиции степени окисления, уметь определять степени окисления металлов и неметаллов в соединениях с различными видами химической связи (ковалентная неполярная и полярная, ионная связи).
Развивающая: Развитие аналитического, критического мышления. Развить интеллектуальные и познавательные умения учащихся: выделять существенные признаки и свойства, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, внимание через сравнения, обобщения, выделение главного при изучении нового материала, умение использовать периодическую систему как справочный материал
Воспитательная: Воспитание положительного отношения к знаниям, развитие духа коллективизма. Формирование познавательного интереса к предмету, содействовать воспитанию у учащихся организованности, умения организовывать взаимопомощь при работе в парах, соревновательного духа при выполнении упражнений.
Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной поддержкой с использованием ресурсов Bilimland.
Методы и методические приемы: стратегии CLIL, самостоятельная работа.
«Железо ржавеет не находя себе применения, стоячая вода гниет или замерзает на холоде, а ум человека, не находя себе применения, чахнет».
Леонардо Да Винчи
Ход урока
Время |
Этапы урока, виды работ |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
10 мин |
Warm up Разогрев Использование Visual organiser |
1. Что вы помните о порядковом номере атома? 2. Если мы знаем, сколько протонов имеет атом, что мы можем предсказать о количестве электронов? Почему равны (достичь стабильности) 3. Каждый атом каждого элемента имеет энергетические уровни. Как определяем количество энергетических уровней? 4. Нарисуйте диаграмму энергетических уровней для натрия и хлора - нарисуйте 3 круга вокруг ядра натрия и хлора - по внутреннему кругу, не более 2 e- - на следующем круге, максимум 8 e- - Пока у нас 10 е -, всего у нас 11 и 17 - для химической реакции, которые могут произойти, энергетический уровень должен быть вполне полон или пуст, должен отдать 1e-или увеличение до 8e - для успешной реакции - сравните и сделайте вывод 5.Используя Phet interactive simulation, если у вас получилось по описанию, переходите на литий. Обсудите сходство между Na и Li, между Na и Cl 6.Какая частица образуется, если натрий и литий не досчитают у себя на последнем энергетическом уровне одного электрона, а атома Cl «излишек» электронов? Ваши предположения и размышления.
|
Заранее учащиеся на айфон и смартфоны закачивают Phet interactive simulation далее Build an Atom Данные приложения доступны и бесплатны https://phet.colorado.edu/en/simulation/build-an-atom Задание 5 выполняют, используя симулятор Предполагаемые ответы учащихся на вопросы: 1. У каждого химического элемента в периодической системе имеется … 2. Порядковый номер показывает число…. и…… 3. Количество энергетических уровней определяем по номеру…. 4. У атома натрия порядковый номер…заряд ядра…, количество протонов…., количество электронов…, количество нейтронов… Количество энергетических уровней равно…. Натрий это металл, так как количество валентных электронов равно… натрий в основном…электроны, чтобы принять устойчивую конфигурацию. 5. Сходство в количестве …электронов и равно… 6. Образуется…заряженная частица, называемая… |
10 мин |
Стадия вызова «Мысли по аналогии». Понятие «степень» где вы изучали это понятие? На что похоже? Что показывает степень числа в математике и степень в химии? Предложите гипотезы.
|
Постановка проблемы в виде дискуссии. Обсуждение предложенных гипотез, озвучивание темы урока и постановка цели урока. Гипотезы: Это число электронов отданных или присоединенных Приобретение заряда иона или условного заряда это есть устойчивость Зачем атомам соединяться в молекулы? Беглое чтение параграфа §44 учебника Химия Н.Н. Нурахметова стр.156-158
|
Отвечают на вопросы. Работа в паре, а затем в группе. Запись темы урока в тетради и составление кластера Задания:
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Заряд + или – Постоянная и переменная Отдача и присоединение электронов Биэлементные соединения (на первом месте стоит элемент ЭО которого меньше, а на втором месте у кого больше). Электроотрицательность |
12 мин |
Стадия осмысления. Этап усвоения новых знаний. Понятие о степени окисления атома в химическом соединении. Работа в группах
|
1.Учитель предлагает https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/neorganicheskaya-ximiya/ehlementy-i-ix-soedineniya/lesson/stepeni-okisleniya-perexodnyx-metallov посмотреть ресурс 1 Степени окисления переходных элементов Степени окисления железа и меди. Задание: Как вы думаете, посмотрев расположение элемента в периодической системе, почему железо и медь имеют переменную степень окисления? 2. Учитель организует работу по составлению определению степени окисления элементов, используя ресурс Виртуальная лаборатория. https://bilimland.kz/ru/content/lesson/9815-obrazovanie_molekul Каждой группе задание с ресурса собрать – создать молекулы следующих молекул H2O, O2, H2, CO2, N2. Определите степени окисления. Сформулируйте правило: какое значение степени окисления имеют простые вещества, и как можно определить степень окисления первого элемента в биэлементных веществах, зная степень окисления второго элемента. 3.Для одаренных детей: собрать из ресурса http://bilimland.kz/ru/content/lesson/9815-obrazovanie_molekul «большие молекулы» следующие вещества: O3 CH3OH CH3Cl CH2Cl2 CH3NH2. Как Вы думаете, почему степень окисления у углерода бывает разной? 3.Учитель рассуждает вместе с учащимися, как определяются степени окисления по готовым формулам. |
1. Учащиеся просматривают ресурс, прослушивают высказывания учащихся и записывают свой ответ на вопрос тетради. 2. Учащиеся определяют, используя знания электроотрицательности, степени окисления элементов, составляют формулы, дают названия бинарным соединениям. 3. Учащиеся определяют степени окисления элементов по формулам. Работа выполняется в тетради и дублируется на доске.
|
3 мин |
Этап закрепления новых знаний. |
Учитель организует выполнение задания практического модуля для одаренных и талантливых детей, корректирует поведение, при необходимости исправляет ошибки. Задание: Посмотрите видео с ресурса «дихроматный вулкан» и определите степени окисления в бихромате аммония(NH4)2Cr2O7 . Расставьте степени окисления в уравнении реакции (NH4)2Cr2O7→Cr2O3+4H2O+N2 Какие элементы в соединениях изменили степени окисления? |
Учащиеся, работая на интерактивной доске, поочерёдно определяют степени окисления элементов в бинарных соединениях. Одновременно остальные учащиеся выполняют эту работу в своих тетрадях. Сильные ученики объясняют тем учащимся, кто не справился с заданием. Составляют алгоритм определения степени окисления для не бинарных соединений. |
3 мин |
Взаимопроверка. Одаренные и талантливые дети помогают найти ошибки и помогают в преодолении ошибок |
Учащиеся выполняют задания в тетради, обмениваются тетрадями, выставляют оценки по критериям: 1 задание - оценка «удов» 2 задания - оценка «хорошо» 3 задания - оценка «отлично» |
|
5 мин |
Рефлексия «Синквейн». Обсуждение в паре, а затем в группе. Выступление групп. |
Учащиеся записывают в тетради. |
|
2 мин |
Домашнее задание |
Написать эссе: Почему металлы проявляют положительную степень окисления, а неметаллы отрицательную степень окисления согласно критериям эссе. Данное эссе состоит из четырех частей.
|
Каждый критерий предлагается оценивать максимум в 2 балла, что означает, что каждое эссе учитель может оценить максимум в 6 баллов. Оценка достижений учащегося в соответствии с критериями. Критерий Оценки (2 балла) А. Знание и понимание теоретического материала Учащийся определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры. В. Анализ и оценка информации Учащийся умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, применяет категории анализа, дает личную оценку рассматриваемой проблеме. С. Логика построения суждений Учащийся полно, последовательно излагает материал, не допускает логических ошибок, не нарушает абзацного членения теста. |