Природа и свойства альфа- бета- и гамма-излучений
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
|
|
Цели урока: |
Учащиеся будут:
|
|
|
Навыки |
Критерии успеха |
(9.4C) знать и понимать свойства радиоактивного излучения |
Знание и понимание: |
- правильно указывает природу радиоактивного излучения, - выводит заряд и делает выводы о проникающей способности для альфа-, бета- и гамма-распадов. |
Языковые цели: |
Учащиеся могут: устно описать характеристики альфа, бета и гамма радиации и ядерного распада. Предметная лексика и терминология: радиоактивность, ядерный распад, период полураспада, альфа/бета/гамма радиация, фундаментальные частицы, атомные ядра, стабильные/нестабильные, радиоактивный Серия полезных фраз для диалога/письма: Альфа/бета/гамма радиация это … Радиоактивный (ядерный) распад возникает, когда.. Распад продолжается до/прекращается когда… Уравнение для /альфа/бета/ /гамма распада это… |
|
Привитие ценностей:
|
|
|
Межпредметные связи: |
Межпредметная интеграция на уроке с предметом физика осуществляется при рассмотрении ранее изученных свойств урана. С предметом биология осуществляется при изучении влияния изотопов урана на организм человека и окружающую среду. |
|
Предварительные знания:
|
Строение атома (1) (6.4C) Строение атома (1) (7.1B) Примеры химических реакций: Периодическая таблица (7.2B) Формулы и химические уравнения (8.3A) |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||
Начало урока 0-5мин
|
Приветствие. На входе в класс учащиеся получают информационные карточки. Обсуждая полученную информацию, находят общее между карточками и делятся на три группы. Группы: «Альфа», «Бета», «Гамма». Информационные карточки:
Групповая работа. Каждая группа объясняет информацию с карточки применимо к названию группы. Прием «Соответствие» Цели:
Действия учителя: запись на доске ключевых слов и понятий. Обсуждение и дополнение ответов.
|
Рабочие листы Информационные карточки Теоретический материал https://bilimland.kz/ru/ - lesson=11364
|
||||||||||||
Середина урока 5 мин
|
Тема урока: Природа и свойства альфа- бета, и гамма-излучений. Вопросы учащимся:
Обсуждая, направить учащихся на выведение цели обучения и критерии успеха. Учащиеся формулируют цели обучения, которую достигнут в течении урока и составляют словесный план достижения ЦО. Парная работа. Предоставить учащимся ноутбуки для введения данных в таблицу Ехсеl. Задание. Постройте график протон- нейтронной кривой для всех известных элементов. Обязательно на кривой отметить свинец. Каждая пара получает задание. По цепочке:
Для первых 20 элементов, которые они знают, кривая практически прямолинейная. Выполняя задание, отвечают на вопросы.
После выполнения задания, учащимся необходимо сделать вывод о зависимости стабильности ядра от строения атома ;
Вывод: Чем больше ядро, тем менее стабильными они становятся и имеют тенденцию распадаться – этот процесс называется радиоактивностью. |
Рабочая тетрадь
|
||||||||||||
9 мин |
Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность.
Проговорить с учащимися значение работ ученых для развития радиохимии:
Индивидуальная работа. Просмотр видеоматериала «Виды радиоактивного распада». При просмотре видеоматериала учащиеся составляют схему в тетради. Заполняют необходимой информацией.
На следующем этапе урока учащиеся выполняют задания с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность. Выполнение заданий. Парная работа Предоставить учащимся ноутбуки для выполнения задания с образовательного ресурса Bilimland.kz . https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/obshaya-ximiya/stroenie-atoma/lesson/radioaktivnost Задание 1. Задание 2
Вывод. Ядра радиоактивных изотопов нестабильные. Они имеют избыток энергии, которая высвобождается в виде α-, β-или γ-излучений. Испуская излучение, радиоактивные изотопы постепенно превращаются в другие изотопы. Этот процесс называется радиоактивным распадом.
|
|||||||||||||
5 мин |
Предоставить учащимся ноутбуки для выполнения задания с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность. Радиоактивный распад. Парная работа. В классе 3 пары выполняют задание 1; 3 пары-задание 2. После выполнения задания обсуждение ответов. Запись в тетради схемы радиоактивного распада.
|
|||||||||||||
10 мин |
Просмотр видеоматериала «Химический элемент уран» с образовательного ресурса «Видеоколлекция», раздел «Учебные фильмы». Перед просмотром видеоматериала учащимся предоставляются рабочие листы для заполнения таблицы. Заполняют таблицу во время просмотра видеоматериала.
Обсуждение увиденного материла. Вывод:
|
|||||||||||||
Конец урока 35-39 мин |
В конце урока учащиеся проводят рефлексию по целям обучения, критериям успеха.
|
Рабочая тетрадь |
||||||||||||
Домашнее задание 40 мин |
Подготовить сосбщение о регионах Казахстана с повышенной фоновой радиацией
|
Рабочая тетрадь |
Дополнительная информация |
|||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? На протяжении всех этапов урока, оценивание проводится через устную и письменную рефлексию, взаимооценивание при выполнении заданий с образовательного ресурса Bilimland.kz. Дифференциация заданий прослеживается с разделения учащихся на группы по информационным карточкам, при применении приема «Соответствие». Дифференциация на стадии вызова позволило учащимся узнать информацию о радиоактивном излучении. В ходе выполнения заданий просматриваются работы учащихся, при необходимости оказывается помощь, как со стороны учителя, так и более способных учащихся. Способные учащиеся помогают при выполнении заданий по схеме распада изотопа висмута и урана. И объясняют своим одноклассникам период полураспада радиоактивных изотопов. |
Межпредметные связи Физика, биология Техника безопасности |
|
Дифференциация Все учащиеся будут: применять новую терминологию при выполнении заданий, объяснять процесс радиоактивности Большинство учащихся будут: объяснять протон- нейтронную кривую для известных элементов Некоторые учащиеся смогут: в полной мере оценить уникальность свойств урана, объяснять его значение в нашей повседневной жизни. |
На уроке используется методика повторения, объяснения и закрепления материала через выполнение заданий разной формы: выполнение задания на соответствие, заполнение таблицы о уране, составление схемы по радиоактивному распаду, устная рефлексия, письменная рефлексия. Оценивание навыков учащихся проходило на каждом этапе урока. Разнообразные виды деятельности на уроке: работа с информационными картинками, самостоятельная работа с заданиями образовательного ресурса Bilimland.kz. «Радиоактивность. Радиоактивный распад», направлены на то , чтобы, все учащиеся усвоили, повторили и закрепили материал. Используемые ресурсы соответствовали возрастным особенностям и потребностям учащихся. При наблюдении за работой учащихся увидела степень понимания и оценивания материала. Разные виды деятельности: индивидуальная, парная, групповая работы, развивают у учащихся навыки совместной работы, уважение друг другу и сотрудничество. Самостоятельная работа с ресурсами направляет учащихся на самообучение. На уроке создана позитивная и коллаборативная среда, где учащиеся открыто выражают свои мысли, идеи. Дополняют ответы, исправляют ошибки и формулируют выводы по изучаемому материалу. При процессах самооценивания и взаимооценивания учащиеся соблюдают этику, слушают ответы других и корректно дополняют. |
Здоровьесберегающие технологии Техника безопасности при работе с ноутбуками, активные приемы Используемые физминутки и активные виды деятельности Активные приемы: создание позитивной и коллаборативной среды, психологический настрой. Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке. Работа с ноутбуками проводится при соблюдении правил ТБ |
|
Рефлексия по уроку. Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО?Если нет, то почему?Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||
Цели обучения соответствуют учебной программе. Практическая часть урока реализована после обсуждения теоретических основ. Учащиеся проговаривают цели обучения и составляют словесный план изучаемого материала. Отступлений от плана урока не было. Тайм-менеджмент был выдержан. Аргументация учащихся была полной и правильной. Тема достаточно понятная для каждого учащегося, и ответы соответственно были полными.
|
|||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1. Выполнение заданий с образовательного ресурса Bilimland.kz. Радиоактивность. Радиоактивный распад. 2. Построение графика протон- нейтронной кривой для всех известных элементов в таблицу Ехсеl на ноутбуках. Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
2. Учитывать индивидуальные способности учащихся; Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
|||