Белки. Строение, свойства, качественные реакции
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
10.5.1.3 знать значение аминокислот; 10.5.1.4 исследовать процесс гидролиза белков и доказывать наличие аминокислот в их составе. |
|
Цели урока: |
Учащиеся будут: - объяснять схему пищевой пирамиды; - знать, что 20 аминокислот существенные для жизни человека; - записывать структуру нескольких аминокислот и указывать на их связь с органическими кислотами; - проводить анализ реакции поликонденсации между аминокислотами с образованием белка; - используют бумажную хроматографию для разделения аминокислот и строят хроматограмму с помощью нингидрина. |
|
|
Навыки |
Критерии успеха |
10.5.1.3 знать значение аминокислот; |
Знание и понимание: |
- дает верное определение аминокислот; - правильно распределяет 8-10 аминокислот на заменимые и незаменимые. |
10.5.1.4 исследовать процесс гидролиза белков и доказывать наличие аминокислот в их составе. |
Критическое мышление и исследование: |
Учащийся достиг цели обучения, если: |
|
|
- разделяет аминокислоты с помощью бумажной хроматографии с использованием Нингидрина; - проводит расчёт значений Rf; - определяет аминокислотный состав раствора гидролизованного белка, сравнив полученные значения с опорными значениями Rf. |
Языковые цели: |
Учащиеся могут: знать о составе белков, о названиях некоторых аминокислот, объяснять амидную связь. Предметная лексика и терминология: заменимые и незаменимые аминокислоты, функциональные группы, карбоксильная и аминогруппы, бифункциональное соединение. Серия полезных фраз для диалога/письма: Пептидная или амидная группа образуется между…………………………………группами при реакции поликонденсации. Белки состоят из остатков…………. аминокислот; Пептиды, содержащие …….. …….. ……….. …………………., соединенных пептидными связями. Белки……………….. важная органическая молекула, ……………. … ……. ……аминокислотных остатков, соединенных пептидной связью. |
|
Привитие ценностей: |
- уважение друг другу при выполнении парной работы; - сотрудничество при групповой работе; - открытость выражения мыслей, идей при обсуждении вопросов; - труд и творчество при выполнении практической работы; - обучение на протяжении всей жизни. |
|
Межпредметные связи: |
межпредметная интеграция на уроке с предметом биология осуществляется через самообучение учащихся при выполнении домашнего задания: «Содержание белков, жиров, углеводов в продуктах питания». |
|
Предварительные знания: |
Соединения углерода 1 (6.3С) Поведение электронов в атомах (8.2A) Углерод и его соединения (8.4В) Структура элементов и соединений (9.1В) Введение в органическую химию (10.3А) Углеводороды (10.3B) |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||
Начало урока 7 минут |
Приветствие. Учащимся предоставлены ноутбуки. Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса twig-bilim.kz. «Основы питания: Белки». Индивидуальная работа. Учащимся раздать рабочие листы с тестовыми заданиями «RUTwig_Основы питания_Тест», на которые ответят во время просмотра видеоматериала «Основы питания: Белки». Вопросы: 1.Сколько процентов белков должно содержаться в нашем рационе? A – 10-15% B – 30-35% C – 50-55% D – 70-75% 2.Что из этих пищевых продуктов НЕ является источником белка? A – мясо B – рыба C – яйца D – сахар 3.В состав всех белков входят: A – углерод, азот и кислород B – углерод, азот и водород C – углерод, водород, фосфор и кислород D – углерод, водород, кислород и азот 4.Строительными материалами белков являются: A – аминокислоты B – сахара C – жиры D – углеводы 5.Что из перечисленного НЕ является функцией белков? A – рост и восстановление клеток B – гормоны C – ферменты D – термоизоляция 6. Во время пищеварения белки распадаются на: A – жирные кислоты B – глюкозу C – крахмал D – аминокислоты 7.Какое из этих утверждений НЕВЕРНОЕ? A – ферменты – это белки B – волосы состоят из белков C – белки могут быть источником энергии D – наш организм может синтезировать важные аминокислоты 8.Какое из утверждений о переваривании белков НЕВЕРНОЕ? A – переваривание белка начинается во рту B – соляная кислота в желудке расщепляет белки C – ферменты, называемые протеазами, расщепляют белки в желудке и кишечнике D – аминокислоты всасываются в кровь Обсуждение видеоматериала и дополнение ответов. Устное оценивание ответов учащихся. Поощрение учащегося, ответившего на все вопросы правильно. Подвести учащихся к теме урока: |
Интерактивная доска https://twig-bilim.kz/film/food-basics-proteins-6552/ «Основы питания: Белки» Рабочие листы
|
||||||||||||||||
Середина урока 8 мин |
Тема урока: Белки, строение, свойства, качественные реакции. Вопросы учащимся:
Обсуждая, направить учащихся на выведение цели обучения и критерии успеха. Учащиеся формулируют цели обучения, которую достигнут в течении урока и составляют словесный план достижения ЦО. Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса twig-bilim.kz. «Аминокислоты». Обсуждение с классом основных понятий, запись в тетради. Ключевые слова:
Парная работа Предоставить учащимся ноутбуки. Раздать листы с названиями и структурными формулами 20 аминокислот. Задание:
Использование информации с образовательного ресурса bilimland.kz «Раздел Белки. Белки в нашем рационе питания» Главную роль при составлении карты играют два момента: 1.ЦветИспользование цвета в процессе обучения значительно облегчает усвоение информации. Яркий цвет позволяет выделить нужные моменты, привлекая к ним внимание, включает творческое мышление и найти самую актуальную информацию. Например, выделение цветом важных моментов увеличивает внимание на 80%, а желтый цвет стимулирует мозговую деятельность. 2. ОбразыСвязывание содержания текста с возникающими образами помогает лучше понять сам текст. И чем больше мы устанавливаем связь между понятиями и образами, тем легче и быстрее они запоминаются. По окончании выполнения ментальной карты, выслушать на выбор две пары. Первая пара презентует заменимые аминокислоты, вторая пара – незаменимые аминокислоты. Обсуждение и дополнение ответов учащихся. |
Интерактивная доска https://twig-bilim.kz/film/glossary/amino-acid-5592/
https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/azotsoderzhashie-organicheskie-soedineniya/lesson/belki «Раздел Белки. Белки в нашем рационе питания»
Рабочий лист
http://start-for.ru/mentalnaya-karta-primery-sostavleniya/ «Ментальная карта – примеры составления»
|
||||||||||||||||
8 мин |
Групповая работа. Учащиеся получают информационные карточки. Обсуждая полученную информацию, делятся на три группы: «Аминокислота», «Белок», «Пептиды». Каждая группа, обсудив, отвечает на вопрос по названию группы:
Задание. Записать образования белка из аминокислот реакцией поликонденсации. 1-группа: образование дипепетида из глицина и аспарагиновой кислоты; 2-группа: образование дипепетида из цистеина и глутаминовой кислоты; 3-группа: образование дипепетида из аланина и лизина; Для выполнения задания учащиеся используют информационный материал с образовательного ресурса bilimland.kz, «Раздел Аминокислоты. Аминокислоты, содержащие в белках» После выполнения задания, группы объединяются в две команды и получают трипептид из данных аминокислот. Процесс взаимооценивания. Обзор учащимися ответов одноклассников. Обсуждение и дополнение ответов. |
https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/azotsoderzhashie-organicheskie-soedineniya/lesson/aminokisloty «Раздел Аминокислоты. Аминокислоты, содержащие в белках» |
||||||||||||||||
13 мин |
Парная работа. Предоставлены рабочие листы с ходом работы. Лабораторная работа «Определение наличия аминокислот в белке». Цель:………………………………………………….. Введение:................................................................ Гипотеза:................................................................. Методы:...................................................................Реактивы:................................................................Оборудование:........................................................Ход работы: Просмотр видеоматериала с образовательного ресурса Bilimland.kz. Записывают наблюдения в тетради. - Даны растворы аминокислот: глицина, изолейцина, серина, фениаланина. Запишите наблюдения. - Капля раствора наносится в нижнюю часть алюминиевого листа покрытого тонким слоем силикогеля. Запишите наблюдения. - На одинаковом расстоянии у основания листа одновременно нанесите каплю известных аминокислот. Дайте высохнуть листу. Запишите наблюдения. - Лист опустить в раствор, в составе которого содержится: 40% трихлорметана; 40% метанола,20% водного раствора аммиака. Запишите наблюдения. - Нанесенные точки аминокислот перемещаются с раствором с различной скоростью. Пятна достигают разной высоты. Запишите наблюдения. - Когда хроматограмма готова, опрыскивают ее раствором Нингидрина. Это соединение при высокой температуре дает окрашенные продукты. Запишите наблюдения.
Для определения применяют справо чную даннуюзначения Rf Вывод: аминокислоты можно различить и идентифицировать с помощью аналитического метода, называемого тонкослойной хроматографией. Теоретический материал.
Rf = Расстояние, пройденное чернилой / Расстояние, пройденное растворителем. Это называется Rf значением для конкретной чернилы, и различные чернила будут иметь разные значения Rf и, таким образом, их можно различать друг от друга. Все типы хроматографии зависят от перемещения (типа) растворителя, известной в качестве подвижной фазы, и от того, что удерживает компоненты смеси, известной в качестве стационарной фазы. В бумажной хроматографии подвижной фазой является вода, а стационарной фазой - бумага. |
Рабочая тетрадь Рабочий лист https://bilimland.kz/ru/courses/chemistry-ru/organicheskaya-ximiya/azotsoderzhashie-organicheskie-soedineniya/lesson/aminokisloty «Раздел: Аминокислоты» |
||||||||||||||||
Конец урока 37-39 мин |
В конце урока учащиеся проводят рефлексию по целям обучения, критериям успеха. - Я научился(лась) выполнять расчеты ………..................................................................... - Я узнал(а) о строении белка ………………………………………………………….. - Мне остался непонятным процесс исследования строения………………………………………………. - Мне необходимо поработать с учебным материалом………………………………………….. |
Рабочая тетрадь |
||||||||||||||||
Домашнее задание 40 мин |
Для закрепления материала, решить задачи №1, 4, 5 с образовательного ресурса itest.kz. «Раздел Тестовые вопросы», подраздел «Расчетные задачи по теме Углеводороды»
|
Рабочая тетрадь |