Понятие о композиции в интерьере. Топиарий
Цель урока: |
учащиеся смогут, используя подручный материал, создать топиарий. |
Критерий успешности: |
Я смогу: - изготовить основу шар; - изготовить букет из цветов; - наклеить готовые элементы на основу; - закрепить шар к стволу «карандаш». Все учащиеся смогут: сделать основу и форму топиария. Большинство учащихся научатся: скреплению основных заготовок к основе дерева. Некоторые учащиеся смогут: продекорировать топиарий. |
Оснащение урока: |
инструкционные карты, ручные иглы, ножницы, нитки разных цветов, заготовки для изготовления цветов, «ствол», искусственные листья, ткань для основы, ткань для оформления ствола, ваза. |
План урока: |
|
Ход урока
1. Организационный момент |
Проверяется готовность к занятию и организация рабочего места. Долгожданный дан звонок – начинается урок! Объявление темы и цели урока: используя подручный материал, создать «Топиарий». Если вы посмотрите на интерактивную доску, то вы увидите замечательный фильм «Земля – наш дом», источником которого является twig-bilim.kz –. https://twig-bilim.kz/ru/film/pollution-land . |
2. Объяснение материала |
На предыдущем уроке мы с вами научились из салфеток изготавливать красивые сказочные цветы. - А теперь подумайте, где их можно применить? (предполагаемые ответы: украшение для одежды, украшение прически, украшение для штор, создание картин...). - А какие свойства бумаги мы учитывали и использовали при изготовлении цветов? - У нас остается очень много ненужных вещей, которые отправляются на мусорку, можем ли мы подарить им вторую жизнь? - Например, бумага – где ее можно применить? Сегодня я познакомлю вас с топиарным искусством – мы на уроке изготовим европейское дерево, которое украсит наш кабинет. Какие навыки применим для изучения данной темы? А какова история возникновения топиарного искусства? Сегодня мода на дерево счастья все больше входит в наши дома. Топиарий – это композиция из самых разных материалов (чаще в форме шара) на ножке. За основу можно взять что угодно, начиная с живых цветов и листьев и заканчивая лентами, крупой, камешками, песком и прочим. Посмотрите, какие материалы, используемые при изготовлении топиарий, вам знакомы? Посмотрите, какое разнообразие материалов применяется в изготовлении топиарий: ленты, искусственные цветы, остатки ткани, крупа, бумажные салфетки, ракушки и самые разнообразные вещи. Для его создания можно использовать любимое платье или свадебные декор и цветы, остатки любого текстиля, ленточки, салфетки, искусственные фрукты, ракушки… Топиарий прекрасно смотрится и на подоконнике, и отлично украсит свободный угол любой комнаты, создаст уют. Украсит интерьер любой комнаты. Сделать такое декоративное дерево может любой, даже если вы никогда подобными вещами не увлекались. |
3. Практическая работа |
Вводный инструктаж при практической работе - Для изготовления топиарий нам нужна газета, заготовки, ствол для дерева, горячий клей. - Давайте вспомним правила обращения с ножницами. - ПТБ с горячим клеем. - Давайте вспомним этапы техники изготовления. 1. Изготовление основы – шар. 2. Изготовление букета из цветов. - Затем, по мере изготовления цветов, каждый будет подходить и также прикреплять изготовленные цветы. Я, конечно же, буду рядом и буду помогать в создании нашего деревца. Кто понял, что делать, покажите класс, кто нет – помашите рукой. Текуший инструктаж Проследить за правильностью выполнения работы. Чего достигли дети на данный момент урока? Физ.минутка - Встали, все покачались как деревья (раскачивание рук в разные стороны, вперед назад, вправо, влево). Соблюдайте правила ТБ. Инструкционные карты по изготовлению цветов на столах. - Порядок выполнения работ – перед вами. - Приступаем. Не забываем про дружбу, взаимовыручку и взаимоуважение. |
Выполнение изделий |
Приступайте к самостоятельной работе по намеченному плану. 1. Изготовление основы – шар 2. Изготовление цветов из салфеток 3. изготовление и закрепления ствола (выяснение целей и задач у учащихся, показ и закрепление техник выполнения поставленных задач). 4. Изготовление топиария (наклеивание готовых элементов на основу) Заключительный инструктаж. Дети делают, учитель помогает, контролирует, комментирует. Чего достигли на данный момент урока? Исправить ошибки. |
4. Итог урока |
- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока? - Какие навыки работы вы приобрели? - Давайте пройдемся по технологической карте. · организация рабочего места; · выполнение правил ПТБ; · принятие учебной цели; · выбор способов деятельности; · работа в парах; · планирование практической работы. |
Взаимооценивание Критерий: аккуратность – 1 балл; своевременное окончание работы – 1 балл; соблюдение ПТБ – 1 балл; изготовление цветов – 1 балл; законченное дерево – 1 балл. Итого 5 баллов. |
|
Рефлексия Тебе понравилось работать? Что понравилось делать? Какие трудности возникли в работе? Предварительный просмотр изделий. |
|
5. Домашнее задание |
Продумать и подготовить необходимый материал для подставки топиария, доделать работу. |
6. Уборка рабочего места. |
|
Краткая история Топиарий
Словари определяют понятие Топиарий (topiary) как искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников. Слово имеет латинские и греческие корни: латинское topia – фреска с изображением ландшафта, topiarus – более подходящее – садовод. А греческое слово topis означает – усадьба.
Уже только тот факт, что слово топиари имеет столь древние корни, говорит о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки крон.
Искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре. Таким образом и получили распространение симметричные геометрические сады с прямыми дорожками, фонтанами, декоративными бордюрами и, конечно же, аккуратно подстриженными кустами и живыми изгородями.
А немного восточнее долины Нила искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира – висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Несомненно, что топиарное искусство, достигшее невероятных высот за время развития человеческого общества, взяло свое начало с аккуратно подстриженных миртовых деревьев.
Во время римской экспансии на Ближний Восток топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. Это объясняет появление внутренних двориков и симметричных цветочных клумб в римских поселениях на территории всей империи вплоть до Британии.
С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей.