Климат. Изменения климата
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | Ч 1 Понимание информации. Ч 4 Формулирование вопросов и оценивание. СГ8 Построение собственного высказывания на заданную тему. |
Цели урока | Понимать главную и второстепенную информацию прочитанного. Формулировать вопросы на основе прочитанного текста, делать выводы и заключения. Строить монологи-описания, монологи-повествования, монологи-рассуждения на заданную тему, которые должны включать не менее 2-х микротем, на основе блогов, плана, схем, иллюстраций и т.д. |
Языковые цели | ИЯ 3– действительные и страдательные причастия. |
Критерии успеха | Демонстрирует понимание одной основной идеи в тексте и одной части второстепенной информации. Составляет тонкие и толстые вопросы. Строит монолог на тему «Изменение климата» |
Привитие ценностей | Привитие норм морали, навыков общения и взаимодействия в разных видах деятельности. |
Межпредметные связи | Тема урока тесно связана с предметом география, биология. |
Здоровье и соблюдение техники безопасности. Предыдущее обучение |
Валеологический компонент «Активные точки на ушах» Это первый урок раздела «Климат. Изменения климата». Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах и в 1 четверти, в том числе и на тех, которые сфокусированы на восприятии и оценке аудио/визуальных материалов, на анализе прочитанного текста. |
Ход урока
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Деятельность учащихся | Ресурсы | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Начало урока 10 мин. |
Стадия вызова Просмотр учебного видеоролика «Что такое климат?» Стратегия «Пазлы». С помощью разрезанных иллюстраций, на которых изображены Солнце, вулкан, лед, земля, класс делится на 4 группы. |
Учащиеся совместно с учителем составляют цели урока | https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/geografiya/lesson/chto-takoe-klimat |
||||
Середина урока 25 мин. |
Стадия осмысления Задание 1. Прочитайте и составьте вопросы к тексту. Прием «Тонкие и толстые вопросы».
Задание 2. Выпишите причастия. Тексты Солнечное излучениеИзменение солнечной активности на протяжении последних нескольких столетий. Солнце является основным источником тепла в климатической системе. Солнечная энергия, превращённая на поверхности Земли в тепло, является неотъемлемой составляющей, формирующей земной климат. Если рассматривать длительный период времени, то в этих рамках Солнце становится ярче и выделяет больше энергии, так как развивается согласно главной последовательности. Это медленное развитие влияет и на земную атмосферу. Считается, что на ранних этапах истории Земли Солнце было слишком холодным для того, чтобы вода на поверхности Земли была жидкой, что привело к так называемому «парадоксу слабого молодого Солнца». ВулканизмОдно сильное извержение вулкана способно повлиять на климат, вызвав похолодание длительностью в несколько лет. Например, извержение вулкана Пинатубо в 1991 году существенно повлияло на климат. Гигантские извержения, формирующие крупнейшие магматические провинции, случаются всего несколько раз в сто миллионов лет, но они влияют на климат в течение миллионов лет и являются причиной вымирания видов. Вначале ученые полагали, что причиной похолодания является эмитированная в атмосферу вулканическая пыль, поскольку она препятствует достигнуть поверхности Земли солнечному излучению. Однако измерения показывают, что большая часть пыли оседает на поверхности Земли в течение шести месяцев. ЗемлепользованиеСущественное влияние на климат оказывает землепользование. Орошение, вырубка лесов и сельское хозяйство коренным образом меняют окружающую среду. Например, на орошаемой территории изменяется водный баланс. Землепользование может изменить альбедо (альбе́до — характеристика диффузной отражательной способности поверхности) отдельно взятой территории, поскольку изменяет свойства подстилающей поверхности и тем самым количество поглощаемого солнечного излучения. Например, есть причины предполагать, что климат Греции и других средиземноморских стран поменялся из-за масштабной вырубки лесов между VII в. до н. э. и началом н. э. (древесина использовалась для строительства, кораблестроения и в качестве топлива), стал более жарким и сухим, а те виды деревьев, которые использовались в кораблестроении, не растут больше на этой территории. ОледененияЛедники признаны одними из самых чувствительных показателей изменения климата. Они существенно увеличиваются в размерах во время охлаждения климата ( «малые ледниковые периоды») и уменьшаются во время потепления климата. Ледники растут и тают из-за природных изменений и под влиянием внешних воздействий. В прошлом веке ледники не были способны регенерировать достаточно льда в течение зим, чтобы восстановить потери льда во время летних месяцев. Задание 2Стратегия «Карусель». |
||||||
Конец урока 5 мин. |
3. Стадия рефлексии Метод «Ресторан» учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: -Я съел бы еще этого… -Больше всего мне понравилось… -Я почти переварил… -Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Ученики пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта, комментируя. Домашнее задание. Записать действительные причастия и сделать морфемный разбор (3-4 примера) |