Климат. Изменения климата

Жогова Рашида
г. Караганда, НИШ ХБН
10050
Русский язык
Тема:
Климат. Изменения климата

 
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) Ч 1 Понимание информации.
Ч 4 Формулирование вопросов и оценивание.
СГ8 Построение собственного высказывания на заданную тему.
Цели урока Понимать главную и второстепенную информацию прочитанного.
Формулировать вопросы на основе прочитанного текста, делать выводы и заключения.
Строить монологи-описания, монологи-повествования, монологи-рассуждения на заданную тему, которые должны включать не менее 2-х микротем, на основе блогов, плана, схем, иллюстраций и т.д.
Языковые цели ИЯ 3– действительные и страдательные причастия.
Критерии успеха Демонстрирует понимание одной основной идеи в тексте и одной части второстепенной информации.
Составляет тонкие и толстые вопросы.
Строит монолог на тему «Изменение климата»
Привитие ценностей Привитие норм морали, навыков общения и взаимодействия в разных видах деятельности.
Межпредметные связи Тема урока тесно связана с предметом география, биология.
Здоровье и соблюдение техники безопасности.
Предыдущее обучение
Валеологический компонент «Активные точки на ушах»
Это первый урок раздела «Климат. Изменения климата». Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах и в 1 четверти, в том числе и на тех, которые сфокусированы на восприятии и оценке аудио/визуальных материалов, на анализе прочитанного текста.
 

Ход урока

 
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Деятельность учащихся Ресурсы
Начало урока
10 мин.
Стадия вызова
Просмотр учебного видеоролика «Что такое климат?»

Стратегия «Пазлы». С помощью разрезанных иллюстраций, на которых изображены Солнце, вулкан, лед, земля, класс делится на 4 группы.
Учащиеся совместно с учителем составляют цели урока Bilimland
https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/geografiya/lesson/chto-takoe-klimat
Середина урока
25 мин.
Стадия осмысления
Задание 1. Прочитайте и составьте вопросы к тексту.
Прием «Тонкие и толстые вопросы».
Тонкие Толстые
Кто? Что? Когда?
Согласны ли вы? Верно ли?
Объясните, почему.… Почему вы думаете/ считаете? В чем различие? Что, если…

Задание 2. Выпишите причастия.
Тексты

Солнечное излучение

 

Изменение солнечной активности на протяжении последних нескольких столетий. Солнце является основным источником тепла в климатической системе. Солнечная энергия, превращённая на поверхности Земли в тепло, является неотъемлемой составляющей, формирующей земной климат. Если рассматривать длительный период времени, то в этих рамках Солнце становится ярче и выделяет больше энергии, так как развивается согласно главной последовательности. Это медленное развитие влияет и на земную атмосферу. Считается, что на ранних этапах истории Земли Солнце было слишком холодным для того, чтобы вода на поверхности Земли была жидкой, что привело к так называемому «парадоксу слабого молодого Солнца».
На более коротких временных отрезках также наблюдаются изменения солнечной активности: 11-летний солнечный цикл и более длительные модуляции. Однако 11-летний цикл возникновения и исчезновения солнечных пятен не отслеживается явно в климатологических данных. Изменение солнечной активности считается важным фактором наступления малого ледникового периода, а также некоторых потеплений, наблюдаемых между 1900 и 1950 годами. Циклическая природа солнечной активности ещё не до конца изучена; она отличается от тех медленных изменений, которые сопутствуют развитию и старению Солнца.

Вулканизм

Одно сильное извержение вулкана способно повлиять на климат, вызвав похолодание длительностью в несколько лет. Например, извержение вулкана Пинатубо в 1991 году существенно повлияло на климат. Гигантские извержения, формирующие крупнейшие магматические провинции, случаются всего несколько раз в сто миллионов лет, но они влияют на климат в течение миллионов лет и являются причиной вымирания видов. Вначале ученые полагали, что причиной похолодания является эмитированная в атмосферу вулканическая пыль, поскольку она препятствует достигнуть поверхности Земли солнечному излучению. Однако измерения показывают, что большая часть пыли оседает на поверхности Земли в течение шести месяцев.
Вулканы являются также частью геохимического цикла углерода. На протяжении многих геологических периодов диоксид углерода высвобождался из недр Земли в атмосферу, нейтрализуя тем самым количество СО2, изъятого из атмосферы и связанного осадочными породами и другими геологическими поглотителями СО2. Однако этот вклад не сравнится по величине с антропогенной эмиссией оксида углерода, которая, по оценкам Геологической службы США, в 130 раз превышает количество СО2, эмитированного вулканами.

Землепользование

Существенное влияние на климат оказывает землепользование. Орошение, вырубка лесов и сельское хозяйство коренным образом меняют окружающую среду. Например, на орошаемой территории изменяется водный баланс. Землепользование может изменить альбедо (альбе́до — характеристика диффузной отражательной способности поверхности) отдельно взятой территории, поскольку изменяет свойства подстилающей поверхности и тем самым количество поглощаемого солнечного излучения. Например, есть причины предполагать, что климат Греции и других средиземноморских стран поменялся из-за масштабной вырубки лесов между VII в. до н. э. и началом н. э. (древесина использовалась для строительства, кораблестроения и в качестве топлива), стал более жарким и сухим, а те виды деревьев, которые использовались в кораблестроении, не растут больше на этой территории.
Согласно исследованию 2007 года Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory) средняя температура в Калифорнии возросла за последние 50 лет на 2°С, причём в городах этот рост намного выше. Это является в основном следствием антропогенного изменения ландшафта.

Оледенения

Ледники признаны одними из самых чувствительных показателей изменения климата. Они существенно увеличиваются в размерах во время охлаждения климата ( «малые ледниковые периоды») и уменьшаются во время потепления климата. Ледники растут и тают из-за природных изменений и под влиянием внешних воздействий. В прошлом веке ледники не были способны регенерировать достаточно льда в течение зим, чтобы восстановить потери льда во время летних месяцев.
Самые значительные климатические процессы за последние несколько миллионов лет - это гляциальные (собственно ледниковые отложения) и интергляциальные циклы текущего ледникового периода, обусловленные изменениями орбиты Земли. Изменение состояния континентальных льдов и колебания уровня моря в пределах 130 метров являются в большинстве регионов ключевыми следствиями изменения климата. http://revolution.allbest.ru/geography/00250013_0.html Таблицу с вопросами и карточку с выписанными причастиями ученики сдают учителю.

Задание 2

Стратегия «Карусель».
Ученики образуют внутренний и внешний круг, повернувшись друг к другу, рассказывают об изменении климата.
Затем ученики внутреннего круга делают шаг вправо и продолжают слушать и рассказывать.

   
Конец урока
5 мин.
3. Стадия рефлексии
Метод «Ресторан» учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
-Я съел бы еще этого…
-Больше всего мне понравилось…
-Я почти переварил…
-Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Ученики пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта, комментируя.
Домашнее задание. Записать действительные причастия и сделать морфемный разбор (3-4 примера)
   
Сообщить об ошибке