Имя числительное как часть речи

Нуралиева Римма Берлешевна
г. Караганда, КГУ«Специализированная музыкальная школа-интернат»,
11373
Русский язык
Тема:
Имя числительное как часть речи

Цели урока:

знать морфологические признаки числительных; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные;  сформулировать  проблемы Аральского моря;  составить перечень мер, необходимых для сохранения моря.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают морфологические признаки числительных, умеют  находить числительные в тексте, различают количественные и порядковые числительные, могут охарактеризовать проблемы Аральского моря.

Ключевые идеи урока: Имя числительное – это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре. Различают  количественные числительные (отвечают на вопрос сколько? пять) и порядковые (какой? пятый).
Тип урока: повторение ранее изученного материала.
Методы обучения: наглядный (флипчарт, видеоролик), словесный, практический, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, работа в группах, самостоятельная работа.
Используемые формы оценивания: cамооценивание, формативное и суммативное оценивание.
Используемые ресурсы: учебники, ИКТ,  флипчарт, ватманы для работы в группе, плакат для выставления оценок, рубрикаторы, карточки, смайлики.

Ход урока

Этапы урока:

 

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I.Мотивационный этап

 

2 мин

Создание положительного настроя на урок.

 

«Круг пожеланий»

- Доброе утро, дорогие ребята.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю всем удачи –
За работу! В добрый час!

Предлагает учащимся встать в круг и по часовой стрелке друг другу выразить пожелание.

 

Раздает каждому ученику рубрикаторы.

 Приветствуют учителя и всех присутствующих.

 

 

 

 

 

 

Хлопают по ладошке соседа и друг другу выражают пожелание.

 

Садятся за парты и записывают дату в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Проверка дом.задания.

3 мин

Диктант «Да – Нет»:

1. Морфема – минимальная значимая часть слова.

2. В корнях –лаг-, -лож- перед г пишем о, перед ж пишем а.

3. В корнях –гар-, -гор- под ударением пишем а, в безударном положении  о.

4. В корнях –зар-, -зор- под ударением пишем а, в безударном положении  о.

5. В корнях –бер-/ -бир-, -мер-/ мир-, -тер-/-тир-  пишем и, если после корня следует суффикс А.

Комментирует задание, показанное  на интерактивной доске.

 

 

Выполняют задание, затем проверяют свои работы по ключу ответов на доске.

 

Выставляют оценку по критериям и вносят ее в карту оценивания урока, в графу «Домашнее задание».

 

 

 

 

 

***Цель задания: повторить изученный материал по правописанию чередующихся гласных в корнях слов.

 

III.Актуализация знаний.

3 мин

«Лингвистическая разминка»

Задание: найти соответствия   

Лимон  Глагол

Нас  Существительное

Идти  Прилагательное

Пешком  Местоимение

Цветной  Наречие

 Направляет учащихся

 

Выполняют задание, работают с флипчартом, повторяют сведения по морфологии.

 

 

 

 

 

IV.Вызов.

4 мин

Просмотр видеоролика «Аральское море» (https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/geografiya/lesson/aralskoe-more)

 

Bilimland

Обращает внимание учащихся на  слова, часто используемые в тексте (имена числительные).

Задает учащимся вопрос, направляет учащихся на определение темы и целей урока.

- Ребята,  как вы думаете,  какова тема нашего урока?

Делит класс на 3 группы.

 

Самостоятельно выводят тему урока и записывают ее.

 

Предлагают свои цели урока.

 

Дети рассаживаются по группам с одинаковыми карточками:

Группа 1 –Количественные

Группа 2 - Порядковые

Группа 3 – Морфологические признаки числительных

Цель:

Направить учащихся на определение темы урока.

 

 

 

 

V.Осмысление.

 

Изучение новой темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

Задание  группам:

ознакомившись  с раздаточным материалом и материалами учебника,  составить кластер на темы, которые даны в названиях групп.   

Группа 1 –Количественные

Группа 2 - Порядковые

Группа 3 – Морфологические признаки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровневые задания по теме урока:

 

 

Предлагает учащимся возможные способы изучения новой темы:

- раскрытая книга (прочитать в учебнике)

- лицо ученика, а над ним вопрос (самим подумать и выяснить)

- взрослый и ребенок

(спросить у взрослого)

 

 

Наблюдает за ходом выполнения задания, слушает выступления групп.

Направляет учащихся.

 

Предлагает учащимся выполнить одно задание в учебнике на выбор.

Наблюдает за ходом выполнения задания.

 

Выбирают  путь изучения темы урока.

 

Работают в группах.

Готовят сообщение, выступают перед другими группами, оценивают  работы друг друга по заранее подготовленным критериям, которые находятся на каждом столе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, проверяют  работы друг друга, выставляют оценку

В каждой группе назначаются хранители времени.

Данная работа позволяет учащимся самостоятельно  изучить новую тему урока. Кроме этого, у учащихся формируется умение отбирать  информацию и выделять главное.

 

(3 мин на подготовку, 3 мин на выступления, 2 мин на оценивание)

Оценивание – формативное.

 

 

После выполнения данного задания проводится оценивание данного этапа урока по  заранее подготовленным критериям.  Оценку каждый учащийся вносит в свою  карту урока.

VI. Физ.минутка.

1 мин

Выполнение разминки под музыку.

Вместе с учащимися выполняет разминку.

Делают разминку.

 

VI. Работа  по тексту.

 10 мин

Приложение 1 (тексты)

Задания:

А) расположить предложения в той последовательности, чтобы получился текст;

Б) выписать ключевые слова;

В) определить тему  и основную мысль текста.

Г) выписать числительные, определить разряд (количественное или порядковое).

Объясняет детям суть задания,  наблюдает за выполнением задания.

 

Вопрос классу:

- Ребята, как вы думаете, что объединяет  все эти тексты?

В  группах выполняют задание, затем каждая группа представляет свою работу, составляя текст на флипчарте.

 

Задание направлено на отработку навыков грамотности чтения и закрепление изученной темы.

***Все предложения взяты из видеоролика «Аральское море». Группам  раздаются разные смысловые отрезки данного  видеоролика. В конце делается обобщение о единой теме данных получившихся текстов.

VII. Закрепление

2 мин

Задание:

Группа 1 – определить основные проблемы Аральского моря

Группа 2 – составить  перечень мер, необходимых для сохранения моря.

Группа 3 – написать эссе «Роль числительных в нашей жизни»

 

 

Поясняет задание, слушает ответы учащихся, хвалит за активную работу.

 

Работают в группах, определяют проблемы Аральского моря и составляют перечень мер, необходимых для сохранения моря.

Цель данного задания: проверить навыки учащихся, приобретенные на уроке.

 

 Задание направлено на закрепление изученной темы.

VIII.Самостоятельная работа учащихся

5 мин

Решение тестовых заданий по теме урока

(https://itest.kz/ru)

iTest

Объясняет  задание, наблюдает за ходом его выполнения.

Отвечают на тестовые задания.

 

IX.  Домашнее задание

1 мин

Домашнее задание на выбор:

 1) написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу»;

2) составить 3 вопроса по теме урока;

3)  выполнить упражнение с учебника по данной теме.

 Поясняет домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

 

X. Рефлексия

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну  вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня вы в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!

(отмечает наиболее активных детей)

В конце урока учащиеся заполняют свою карту оценивания урока и ставят себе итоговую оценку за урок в виде смайликов на оценочном окне.

Во время заполнения оценочного окна  на доске проецируется видеоролик.

 

Приложение 1

Текст 1

Ара́льское море — бессточное солёное озеро-море в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов XX века стало мелеть ускоряющимися темпами из-за забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью орошения.

В 1960 г. Аральское море было четвёртым крупнейшим озером мира, занимая около 68 тыс. км², но из-за того, что вода рек, впадавших в море, отводилась на орошение, оно стало мелеть. В 1989 году море распалось на два изолированных водоёма — Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляет около четверти первоначальной, а объём воды — около 10 %.

Cтоки с местных полей стали причиной отложений из пестицидов и различных других сельскохозяйственных ядохимикатов, появляющихся местами на 54 тыс. км² сухого морского дна, покрытого солью. Пыльные бури разносят соль, пыль и ядохимикаты на расстояние до 500 км. Бикарбонат натрия, хлорид натрия и сульфат натрия переносятся по воздуху и уничтожают или замедляют развитие естественной растительности и сельскохозяйственных культур.

Текст 2

Местное население страдает от большой распространённости респираторных заболеваний, анемии, рака горла и пищевода, а также расстройств пищеварения. Участились заболевания печени и почек, глазные болезни.

В 2001 г. в результате ухода воды остров Возрождения соединился с материком. На этом острове Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных. Это является причиной опасений того, что смертельно опасные микроорганизмы сохранили жизнеспособность, и заражённые грызуны могут стать их распространителями в другие регионы.

Согласно расчётам учёных, спасти Аральское море уже невозможно. Даже если полностью отказаться от забора воды из Амударьи и Сырдарьи, то прежний уровень воды в нём восстановится не ранее, чем через 200 лет.

  В 90-е годы решено было спасти хотя бы Малый Арал, вода из которого утекала в Большой Арал. Для этого была была посторена дамба и плотина с гидротехническим затвором (он позволяет пропускать лишнюю воду для регулирования уровня водоема). Площадь Малого моря несколько увеличилась, а солёность воды снизилась.

 Текст 3

Высохшее дно Аральского моря сейчас простирается на 28 тыс.кв.км. Солончаки, засоленные пески занимают 2/3 этой территории. Ежегодно с высохшего дна Аральского моря уносится 75 млн. тонн песка и пыли, а также ещё 65 млн. тонн тонкодисперсной пыли и солей.
  Высохшее дно Арала становится одним из основных поставщиков аэрозолей в атмосферу Земли. Эти частицы переносятся на очень большие расстояния. Соли и мельчайший песок переносятся с Аральского дна на юг и на запад, легко преодолевая плато Устюрт и, попадая в Каспий они перемешиваются с вертикальными копьями поверхностного испарения. В результате этого смешивания образуются пыле-солевые облака, которые поднимаются на большие высоты и переносятся на большие расстояния.
  На пути переноса солей находятся ледники. А пыль и соль, достигающие ледников, представляют особую опасность. Поэтому в Приаралье за последнее время минерализация дождевой воды увеличилась в 2 раза, а непосредственно у Арала – в 7 раз. Соль и пыль, которая приносится с пустынного Аральского дна, увеличивает загрязняемость атмосферы Земли более чем на 5%. Поэтому можно смело заявить, что мы имеем дело с глобальной экологической катастрофой, границы которой в будущем могут расшириться, если люди не предпримут никаких мер по ее устранению.

Сообщить об ошибке