Имя числительное как часть речи
Цели урока: |
знать морфологические признаки числительных; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные; сформулировать проблемы Аральского моря; составить перечень мер, необходимых для сохранения моря. |
Ожидаемые результаты: |
учащиеся знают морфологические признаки числительных, умеют находить числительные в тексте, различают количественные и порядковые числительные, могут охарактеризовать проблемы Аральского моря. |
Ключевые идеи урока: | Имя числительное – это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре. Различают количественные числительные (отвечают на вопрос сколько? пять) и порядковые (какой? пятый). |
Тип урока: | повторение ранее изученного материала. |
Методы обучения: | наглядный (флипчарт, видеоролик), словесный, практический, частично-поисковый. |
Формы организации учебной деятельности учащихся: | фронтальная, работа в группах, самостоятельная работа. |
Используемые формы оценивания: | cамооценивание, формативное и суммативное оценивание. |
Используемые ресурсы: | учебники, ИКТ, флипчарт, ватманы для работы в группе, плакат для выставления оценок, рубрикаторы, карточки, смайлики. |
Ход урока
Этапы урока:
|
Время |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечания |
I.Мотивационный этап
|
2 мин |
Создание положительного настроя на урок.
«Круг пожеланий» |
- Доброе утро, дорогие ребята. Долгожданный дан звонок – Предлагает учащимся встать в круг и по часовой стрелке друг другу выразить пожелание.
Раздает каждому ученику рубрикаторы. |
Приветствуют учителя и всех присутствующих.
Хлопают по ладошке соседа и друг другу выражают пожелание.
Садятся за парты и записывают дату в тетрадь |
|
II.Проверка дом.задания. |
3 мин |
Диктант «Да – Нет»: 1. Морфема – минимальная значимая часть слова. 2. В корнях –лаг-, -лож- перед г пишем о, перед ж пишем а. 3. В корнях –гар-, -гор- под ударением пишем а, в безударном положении о. 4. В корнях –зар-, -зор- под ударением пишем а, в безударном положении о. 5. В корнях –бер-/ -бир-, -мер-/ мир-, -тер-/-тир- пишем и, если после корня следует суффикс А. |
Комментирует задание, показанное на интерактивной доске.
|
Выполняют задание, затем проверяют свои работы по ключу ответов на доске.
Выставляют оценку по критериям и вносят ее в карту оценивания урока, в графу «Домашнее задание».
|
***Цель задания: повторить изученный материал по правописанию чередующихся гласных в корнях слов.
|
III.Актуализация знаний. |
3 мин |
«Лингвистическая разминка» Задание: найти соответствия Лимон Глагол Нас Существительное Идти Прилагательное Пешком Местоимение Цветной Наречие |
Направляет учащихся
|
Выполняют задание, работают с флипчартом, повторяют сведения по морфологии.
|
|
IV.Вызов. |
4 мин |
Просмотр видеоролика «Аральское море» (https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/geografiya/lesson/aralskoe-more)
|
Обращает внимание учащихся на слова, часто используемые в тексте (имена числительные). Задает учащимся вопрос, направляет учащихся на определение темы и целей урока. - Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Делит класс на 3 группы.
|
Самостоятельно выводят тему урока и записывают ее.
Предлагают свои цели урока.
Дети рассаживаются по группам с одинаковыми карточками: Группа 1 –Количественные Группа 2 - Порядковые Группа 3 – Морфологические признаки числительных |
Цель: Направить учащихся на определение темы урока.
|
V.Осмысление.
Изучение новой темы.
Работа по учебнику
|
8 мин
3 мин
|
Задание группам: ознакомившись с раздаточным материалом и материалами учебника, составить кластер на темы, которые даны в названиях групп. Группа 1 –Количественные Группа 2 - Порядковые Группа 3 – Морфологические признаки
Уровневые задания по теме урока:
|
Предлагает учащимся возможные способы изучения новой темы: - раскрытая книга (прочитать в учебнике) - лицо ученика, а над ним вопрос (самим подумать и выяснить) - взрослый и ребенок (спросить у взрослого)
Наблюдает за ходом выполнения задания, слушает выступления групп. Направляет учащихся.
Предлагает учащимся выполнить одно задание в учебнике на выбор. Наблюдает за ходом выполнения задания.
|
Выбирают путь изучения темы урока.
Работают в группах. Готовят сообщение, выступают перед другими группами, оценивают работы друг друга по заранее подготовленным критериям, которые находятся на каждом столе.
Выполняют задание, проверяют работы друг друга, выставляют оценку |
В каждой группе назначаются хранители времени. Данная работа позволяет учащимся самостоятельно изучить новую тему урока. Кроме этого, у учащихся формируется умение отбирать информацию и выделять главное.
(3 мин на подготовку, 3 мин на выступления, 2 мин на оценивание) Оценивание – формативное.
После выполнения данного задания проводится оценивание данного этапа урока по заранее подготовленным критериям. Оценку каждый учащийся вносит в свою карту урока. |
VI. Физ.минутка. |
1 мин |
Выполнение разминки под музыку. |
Вместе с учащимися выполняет разминку. |
Делают разминку. |
|
VI. Работа по тексту. |
10 мин |
Приложение 1 (тексты) Задания: А) расположить предложения в той последовательности, чтобы получился текст; Б) выписать ключевые слова; В) определить тему и основную мысль текста. Г) выписать числительные, определить разряд (количественное или порядковое). |
Объясняет детям суть задания, наблюдает за выполнением задания.
Вопрос классу: - Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти тексты? |
В группах выполняют задание, затем каждая группа представляет свою работу, составляя текст на флипчарте.
|
Задание направлено на отработку навыков грамотности чтения и закрепление изученной темы. ***Все предложения взяты из видеоролика «Аральское море». Группам раздаются разные смысловые отрезки данного видеоролика. В конце делается обобщение о единой теме данных получившихся текстов. |
VII. Закрепление |
2 мин |
Задание: Группа 1 – определить основные проблемы Аральского моря Группа 2 – составить перечень мер, необходимых для сохранения моря. Группа 3 – написать эссе «Роль числительных в нашей жизни»
|
Поясняет задание, слушает ответы учащихся, хвалит за активную работу.
|
Работают в группах, определяют проблемы Аральского моря и составляют перечень мер, необходимых для сохранения моря. |
Цель данного задания: проверить навыки учащихся, приобретенные на уроке.
Задание направлено на закрепление изученной темы. |
VIII.Самостоятельная работа учащихся |
5 мин |
Решение тестовых заданий по теме урока |
Объясняет задание, наблюдает за ходом его выполнения. |
Отвечают на тестовые задания. |
|
IX. Домашнее задание |
1 мин |
Домашнее задание на выбор: 1) написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу»; 2) составить 3 вопроса по теме урока; 3) выполнить упражнение с учебника по данной теме. |
Поясняет домашнее задание. |
Записывают домашнее задание. |
|
X. Рефлексия |
2 мин
|
Подведение итогов урока.
|
Ну вот и всё, урок к концу подходит, (отмечает наиболее активных детей) |
В конце урока учащиеся заполняют свою карту оценивания урока и ставят себе итоговую оценку за урок в виде смайликов на оценочном окне. |
Во время заполнения оценочного окна на доске проецируется видеоролик. |
Приложение 1
Текст 1
Ара́льское море — бессточное солёное озеро-море в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 1960-х годов XX века стало мелеть ускоряющимися темпами из-за забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью орошения.
В 1960 г. Аральское море было четвёртым крупнейшим озером мира, занимая около 68 тыс. км², но из-за того, что вода рек, впадавших в море, отводилась на орошение, оно стало мелеть. В 1989 году море распалось на два изолированных водоёма — Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море. На 2003 год площадь поверхности Аральского моря составляет около четверти первоначальной, а объём воды — около 10 %.
Cтоки с местных полей стали причиной отложений из пестицидов и различных других сельскохозяйственных ядохимикатов, появляющихся местами на 54 тыс. км² сухого морского дна, покрытого солью. Пыльные бури разносят соль, пыль и ядохимикаты на расстояние до 500 км. Бикарбонат натрия, хлорид натрия и сульфат натрия переносятся по воздуху и уничтожают или замедляют развитие естественной растительности и сельскохозяйственных культур.
Текст 2
Местное население страдает от большой распространённости респираторных заболеваний, анемии, рака горла и пищевода, а также расстройств пищеварения. Участились заболевания печени и почек, глазные болезни.
В 2001 г. в результате ухода воды остров Возрождения соединился с материком. На этом острове Советский Союз испытывал бактериологическое оружие: возбудители сибирской язвы, туляремии, бруцеллёза, чумы, тифа, оспы, а также ботулинический токсин проверялись здесь на лошадях, обезьянах, овцах, ослах и других лабораторных животных. Это является причиной опасений того, что смертельно опасные микроорганизмы сохранили жизнеспособность, и заражённые грызуны могут стать их распространителями в другие регионы.
Согласно расчётам учёных, спасти Аральское море уже невозможно. Даже если полностью отказаться от забора воды из Амударьи и Сырдарьи, то прежний уровень воды в нём восстановится не ранее, чем через 200 лет.
В 90-е годы решено было спасти хотя бы Малый Арал, вода из которого утекала в Большой Арал. Для этого была была посторена дамба и плотина с гидротехническим затвором (он позволяет пропускать лишнюю воду для регулирования уровня водоема). Площадь Малого моря несколько увеличилась, а солёность воды снизилась.
Текст 3
Высохшее дно Аральского моря сейчас простирается на 28 тыс.кв.км. Солончаки, засоленные пески занимают 2/3 этой территории. Ежегодно с высохшего дна Аральского моря уносится 75 млн. тонн песка и пыли, а также ещё 65 млн. тонн тонкодисперсной пыли и солей.
Высохшее дно Арала становится одним из основных поставщиков аэрозолей в атмосферу Земли. Эти частицы переносятся на очень большие расстояния. Соли и мельчайший песок переносятся с Аральского дна на юг и на запад, легко преодолевая плато Устюрт и, попадая в Каспий они перемешиваются с вертикальными копьями поверхностного испарения. В результате этого смешивания образуются пыле-солевые облака, которые поднимаются на большие высоты и переносятся на большие расстояния.
На пути переноса солей находятся ледники. А пыль и соль, достигающие ледников, представляют особую опасность. Поэтому в Приаралье за последнее время минерализация дождевой воды увеличилась в 2 раза, а непосредственно у Арала – в 7 раз. Соль и пыль, которая приносится с пустынного Аральского дна, увеличивает загрязняемость атмосферы Земли более чем на 5%. Поэтому можно смело заявить, что мы имеем дело с глобальной экологической катастрофой, границы которой в будущем могут расшириться, если люди не предпримут никаких мер по ее устранению.