Глагол как часть речи
Общие цели: |
- повторение и систематизация знаний о глаголе, формирование умения употреблять глаголы в речи; - развивать память, грамотно связанную речь и критическое мышление при обучении русскому языку; - воспитывать самосознание и развитие умения самооценки. |
Результаты обучения: |
- учащиеся систематизируют свои знания за курс 5-9 класса; - научатся правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи. |
Результаты обучения для учеников (А): |
- учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и объяснять изученные орфограммы, правильно их писать, имеют практические навыки работы в группе. |
Результаты обучения для учеников (В): |
- учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют объяснять языковые явления, связанные с темой «Глагол», умеют находить в тексте и объяснять изученные орфограммы, учатся работать в группе. |
Результаты обучения для учеников (С): |
- учащиеся знают грамматические и морфологические признаки глагола, умеют находить его в тексте и определять время глагола. |
Ключевые идеи: |
- повышение коммуникативной культуры учащихся в процессе обучения с помощью активных форм преподавания, активизация мыслительной деятельности через критическое мышление, развитие умения работы в коллаборативной среде. |
Ссылки: |
ГОСО 2014, учебная программа, учебник «Русский язык» 10 класс (в школах с казахским языком обучения), ЕМН. |
Реквизиты: |
- мультимедийное оборудование, интернет (bilimland.kz), спикеры, плакаты, карточки с заданием, маркеры, компьютеры. |
Ход урока
Этапы (Время) |
Действия учителя |
Действия учеников |
|
Начало занятия (3 минуты) |
Учитель проводит тренинг «От сердца к сердцу» на создание коллаборативной среды в классе. |
Дети передают друг другу бумажное сердечко и вместе с ним проговаривают свои комплименты и пожелания друг другу. Способы передачи не повторяются. |
|
Проверка домашнего задания (5 минут) |
Д/з: повторить пройденные материалы об имени числительном и местоимении. Выполнение теста из 10 вопросов по теме: «Морфология. Имя числительное. Местоимение».
https://itest.kz/ru/lekciya_imya_chislitelnoe_russkij_yazyk_morfologiya_i_orfografiya_ru/
|
Дети индивидуально выполняют на компьютере тесты. Оценивание: после выполнения теста компьютер показывает балл, который набрал ученик, а также ответы. |
|
Актуализация знаний (3 минуты)
|
- О чем идет речь? Послушайте! Дети должны, опираясь на знания и интуицию. По ним сформулировать тему урока. «Часть речи. Обозначает действие и состояние предмета. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении выполняет роль сказуемого…». (О глаголе) Прием «Верные и неверные утверждения». - Укажите верные и неверные утверждения.
- Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? - Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета? - Глагол в предложении бывает сказуемым. - Глагол может изменяться по падежам. - Глагол изменяется по временам. Глаголы настоящего времени спрягаются. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. - Итак, тема нашего урока? «Глагол как часть речи». Знакомство с целью урока: - А чему мы должны научиться на уроке? - Что должны знать в конце урока?
|
Учащиеся называют глаголы, которые указывают на действие предмета.
Учащиеся указывают на верные и неверные утверждения.
ФО (формативное оценивание): словесное поощрение учителя.
Определяют цели урока.
|
|
Освоение темы (12 минут)
|
А теперь разделитесь на две группы. Выберите понравившийся стикер определенного цвета. После этого учитель раздает детям задания.(5 минут) 1 группа: дети составляют схему-кластер «Глагол». 2 группа: дети составляют диаграмму Венна на темы «Имя существительное и Глагол» Каждой группе выдается плакат и маркер. Группа пишет ответы. После комментируют и делают выводы. - А теперь, посмотрите видеоролик «Берегите природу» https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/geografiya/lesson/beregite-prirodu-Берегите природу. (5 минут) - О чем этот видеоролик? - Что загрязняет природу? - А как еще загрязняется природа? - Как нужно беречь природу? - Почему нужно беречь природу? - Кто в ответе за это? (2 минуты) |
Делятся на группу согласно полученным цветам.
Учащиеся пишут, а затем защищают свои работы. ФО: «Хлопки».
Учащиеся работают в группе: выясняют проблемы, отвечают на вопросы. Делают выводы. ФО: словесное поощрение учителя. |
|
Закрепление (15 минут) |
Работа с учебником: 1 группа: - Откройте учебник на стр. 109 и выполните упражнение №161. Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте окончания глаголов. Укажите время глаголов. (Текст «День охраны окружающей среды») 2 группа: Выполнение упражнения №162. Задание: Прочитайте текст и ответьте на вопросы по содержанию. Выпишите из текста в два столбика глаголы совершенного и несовершенного вида. Поставьте к ним вопросы. Задание 4. (5 минут) Самостоятельная работа на закрепление темы. Задание дается согласно уровням А, В, C. Задание уровню А: Составить из данных глаголов предложения и сделать синтаксический разбор. Задание уровню В: Указать морфологические признаки данных глаголов в тексте и выполнить синтаксический разбор одного предложения. Задание уровню С: Из предложенного текста выписать 5 глаголов и указать их морфологические признаки. (Тексты по выбору из учебника). |
Выполняют задание в группе.
Спикер аргументирует ответы группы. Выполняют упражнения в тетрадях самостоятельно.
Критериальное оценивание: спикеры команд зачитывают оценки членов групп по данным критериям. |
|
Домашнее задание (1 минута) |
Повторить тему» Глагол как часть речи» и выполнить упражнение №165, стр. 113. Задание: Прочитайте текст. Поставьте в нужном лице, числе и времени. Укажите разряд местоимений. |
Учащиеся записывают в дневники |
|
Рефлексия (1 минут) |
Учитель проводит упражнение «Post-it» – «Диалог на стикере». - Что было легко? - Что было трудно? - Что хотели узнать больше? |
Учащиеся пишут на стикерах и приклеивают на доску. |
|
Дополнительная информация для учителя после проведения этого урока |
|||
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся |
оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? |
межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями |
|
рефлексия. были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
Проводит рефлексию. - Какую цель мы поставили сегодня на уроке? - Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
||
Итоговая оценка Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)? Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? |
1.
2.
1.
2. |
Приложение:
Лист для оценивания учащихся в группе
ФИО |
Теоретическое знание |
Работа в группе |
Устные ответы |
Выполнение упражнения |
Выполнение уровневых заданий |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерия оценивания: от 20-25 баллов – «5»; от 15-20 баллов – «4»; от 10-15 баллов – «3» (по пятибалльной системе).