Фонетика
Цель: |
Закрепление темы «Фонетика», развитие навыков работы с текстом через использование ресурсов iTest, bilimland.kz, twig-bilim.kz. |
|
Этапы занятия |
Содержание |
Ресурсы |
Лексико-грамматический блок |
Групповая работа с использованием ресурса iTest: 1 группа – Обзорная лекция к разделу «Фонетика» (общие понятия) Конспект Тест Звуки речи и буквы Конспект Тест 2 группа – Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные Конспект Тест Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. Мягкий знак после шипящих. Гласные после шипящих и Ц Конспект Тест 3 группа Ударение. Слог. Графика Конспект Тест Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я Правописание разделительных твёрдого и мягкого знаков Конспект Тест Взаимообучение в группах по методу «Джиксо»: представители каждой группы переходят в другие группы для объяснения изученных тем. Индивидуальная дифференцированная работа: - дополнительные тесты на https://itest.kz/kz/ «Фонетика и орфография. Звуки и буквы. Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы» Самопроверка по тесту. Работа над ошибками на сайте https://itest.kz/kz/ - работа по видеофильму «Правописание звонких и глухих согласных». |
https://itest.kz/kz/exam_test?test_id=613426468
|
Блок «Аудирование» |
Прослушивание из аудиохрестоматии ресурса bilimland.kz/ru#lesson=19668 текста «Густой зеленый ельник у дороги» И. Бунина. Выполнение тестовых заданий по прослушанному тексту (Приложение 1). |
|
Блок «Чтение» |
Работа по транскрипту к видеофильму на twig-bilim «Типы погоды: Введение» Задание для каждой группы: просмотрите видеофильм, прочитайте транскрипт к фильму и составьте по нему 2 тестовых задания (Приложение 2). По методу «Карусель» (обмениваются заданиями) отвечают на составленные вопросы. |
Приложение 1
Тестовые задания к блоку «Аудирование» по тексту «Густой зеленый ельник у дороги» И. Бунина.
- Что было у дороги?
А) ельник
Б) осинник
В) берёзовая роща
2. Какое животное описывается в стихотворении?
А) олень
В) лось
В) собака
3. Найдите эпитеты, описывающие животное:
А) могучий, тонконогий
Б) серый, высокий
В) быстрый, красивый
4. Отношение автора к животному:
А) сожалеет, что животное ушло от охотничьих собак
Б) восхищается животным
В) сочувствует животному
5. В каких строках выражается идея произведения?
А) Теряется собачий гон
Б) как легко он уходил долиной
В) Он красоту от смерти уносил
Приложение 2
Транскрипт
Дождь, солнце, облака и ветер – постоянно меняющиеся условия в нашей атмосфере, формирующие погоду.
Это сложная и хаотическая система ...
Но всё это управляется энергией Солнца, влияющей на движение воздуха.
Давление
Воздух тяжелее, чем вы думаете – на уровне моря один кубический метр воздуха весит 1,2 килограмма.
Давление воздуха – или атмосферное давление – это общий вес воздуха над нами в заданной точке.
Оно является максимальным на уровне моря и уменьшается с высотой по мере уменьшения объёма воздуха.
Атмосферное давление – понижается с высотой
Температура
Солнце нагревает нашу планету неравномерно, экватор получает гораздо больше тепла, чем полюса.
Эти разности температур по всему миру влияют на давление воздуха.
Когда воздух нагревается, он поднимается и становится менее плотным – таким образом атмосферное давление понижается.
А когда холодный, более плотный воздух снижается, атмосферное давление становится высоким.
Воздух всегда перемещается из зон высокого давления в зону низкого. Чем больше разница между высоким и низким давлением, тем сильнее ветры.
Тёплый воздух поднимается – низкое давление. Холодный воздух понижается – высокое давление. Воздух перемещается с высокого давления на низкое
Температура также влияет на влажность, иными словами на количество водяного пара в воздухе, являющегося важным для выпадения осадков.
Влажность
Тёплый воздух содержит больше водяного пара, чем холодный, и по мере его подъёма и охлаждения он больше не может содержать столько воды.
Как только он достигнет точки насыщения, водяной пар начнёт сжиматься, чтобы образовать облака, и, в конечном итоге, высвободится в виде осадков.
Тёплый воздух поднимается и охлаждается. Водяной пар сжимается в облака. Высвобождается в виде осадков
Таким образом, с системами низкого давления поднимающийся, охлаждающийся воздух приводит к сильным ветрам и проливным дождям.
А понижающийся воздух с высоким давлением может удерживать больше воды, приводя к ясному небу и стабильно хорошей погоде.
Явления в атмосфере осложняются наклоном Земли и её вращением.
Это создает вращающую силу, называемую эффектом Кориолиса, которая меняет направление ветра направо в Северном полушарии и налево в Южном.
Эффект Кориолиса – глобальное направление ветра
Таким образом, за всеми сложными погодными системами стоят основные силы Земли, вращающейся вокруг жаркого Солнца.