Образы славянской мифологии в поэзии XIX века
Цели обучения: |
6.2.5.1 – характеризовать героев, используя цитаты из текста. 6.1.3.1 – читать наизусть выразительно фрагменты текстов (поэтических, прозаических, драматических). 6.3.1.1 – участвовать в обсуждении произведения, оценивая героев. |
Цели урока: |
Все учащиеся будут: - участвовать в обсуждении произведения; - принимать участие в создании постера, буктрейлера, презентации. Большинство учащихся: - характеризовать героев, используя цитаты из текста. Некоторые учащиеся: - читать наизусть стихотворения; - оценивать героев, презентовать работы. |
Критерии оценивания: |
– Выразительно читает поэтическое произведение. – Характеризует героя стихотворения, используя цитаты. – Представляет результаты в виде постера, презентации, буктрейлера. |
Привитие ценностей: |
Потребность учащихся в самореализации, самовыражении, в творческой и общественно-значимой работе, академическая честность, культура взаимоотношений, сплоченность и умение работать в команде, ответственность и лидерство. |
Межпредметные связи: |
Интеграция предметов прослеживается через живопись (иллюстрации и картины художников), историю древнего мира, самопознание. |
Предварительные знания: |
Учащиеся знакомы с высшими божествами, изучили Древнегреческую мифологию, имеют представление о высших и низших божествах. |
Ход урока
Этап урока Время |
Задачи |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Ресурсы |
||||||
Оргмомент. Проверка предыдущих знаний (мини-тест) |
Организация класса на работу |
Приветствие. - Ребята, здравствуйте, садитесь, пожалуйста. Я рада видеть вас на нашем уроке. - Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему прошлого урока и проведем мини-тест. На столах у вас листы с заданием. Запишите, выбрав один вариант ответа.
1. К пантеону князя Владимира относятся боги А) Перун, Хорс, Даждьбог Б) Макошь, Белбог, Велес В) Стрибог, Лада, Сварог 2. Персонаж, олицетворяющий народные праздники А) Русалка Б) Берегиня В) Масленица 3. Перун А) хранитель и податель добра, справедливости, удачи и счастья Б) главный бог, покровитель князя и дружины, также Громовержец В) бог-покровитель сказителей и поэзии |
Приветствуют, демонстрируют свою готовность к уроку |
https://itest.kz/ru/ent/russkaya-literatura/lekciya_slavyanskie_ |
||||||
Стадия вызова 3 мин Просмотр видеофрагмента |
Подвести учащихся к определению темы урока, его задач
|
- Ребята, сейчас я предлагаю посмотреть пролог к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». После просмотра вопросы к учащимся: - О чем будем говорить на уроке? - Определите тему нашего урока. - Скажите, какие задачи поставим перед собой? Вступительное слово учителя после определения задач: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, во что верили древние жители земли – славяне, чему и кому поклонялись их предки. Предшествующие поколения донесли до нас это в произведениях искусства: в живописи, музыке, произведениях художественной литературы. И нам предстоит это выяснить на нашем уроке. |
Учащиеся предлагают свои варианты темы урока и задач: - узнать, какие образы славянской мифологии существуют - как они связаны с человеком - узнать, в произведениях каких поэтов встречаются образы славянской мифологии - познакомиться со стихотворениями поэтов |
https://vk.com/video-75279739_171141538 «У Лукоморья дуб зеленый...» (1950) Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
|
||||||
Определение и темы и задач урока 3 мин |
Создать мотивацию активной деятельности на уроке |
- Поговорите друг с другом, расскажите, каких представителей славянской мифологии вы знаете, из каких источников вы узнали о них. Оцените ответы напарника в листах оценивания.
|
Работа в парах. Учащиеся поворачиваются друг к другу, обмениваются сведениями. Учащиеся оценивают свою работу в листах взаимооценивания. |
Листы взаимооценивания |
||||||
Стадия осмысления 5 мин |
Побудить учащихся к воспроизведению теоретических сведений о представителях славянской мифологии |
Многие из нас читали русские сказки в детстве и знакомились с героями славянской мифологии. |
Учащиеся смотрят, осмысливают просмотренный видеофильм. |
|||||||
Знакомство со стратегией «Литературный кружок» 1 мин |
Определение порядка дальнейшей работы, познакомить с критериями оценки |
Чтобы продолжить нашу работу, предлагаю вам записаться в литературный кружок. Участником кружка может стать каждый. - Что такое литературный кружок? - Чем занимаются участники литературного кружка? - Почему нужны такие кружки? |
Определяют, выдвигают предположения, что нужно знать и уметь участнику кружка. |
Слайд |
||||||
Деление на группы, распределение обязанностей 2 мин |
Обеспечить порядок при делении на группы, определить круг обязанностей |
Деление на группы с помощью разноцветных ленточек. Учащиеся достают из конверта ленточки, таким образом объединяясь в группы. В кружке работают литературные критики, исследователи творчества писателя или поэта, художник, современник, рассказчик. - Кто такой литературный критик? Исследователь творчества? Художник? Современник? Каждый из них выполняет свои обязанности и за выполненную работу получает баллы. Давайте вместе разработаем критерии оценки вашей работы. |
Учащиеся знакомятся с деятельностью членов кружка, поясняют друг другу, знакомятся с обязанностями.
Учащиеся предлагают варианты дескрипторов и разбалловку по ним. |
Цветные ленточки
Разрезанные полоски с напечатанными обязанностями в группе Дескрипторы |
||||||
Работа в группах по опережающему заданию 13 мин |
Обеспечение умения применять теоретические знания на практике.
Нацеливание на творческую работу, инструктаж, как ее можно создать |
Наши предки в своей фантазии создавали могущественных и недоступных для них высших божеств. Их почитали, им поклонялись, их боялись, к ним обращались в минуты горя или радости. Но в повседневной жизни человек сталкивался с таинственными и непонятными духами (низшими божествами). Они населяли дом, где человек жил; лес, куда он ходил охотиться; реку, озеро, где он ловил рыбу. Для нас эти духи всего лишь вымысел, однако на Руси верили в них. Что это были за существа? Какую роль играли в жизни наших предков. – дает характеристику герою, используя цитаты. Дескрипторы для 1-ой группы: – сопоставляет образы героев; – называет черты характера героев, используя оценочную лексику; – называет художественные средства создания образов (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения); – уместно использует цитаты; – представляет результаты Дескрипторы для 2-ой и 5-ой группы: – характеризует образ русалки (бабы Яги); – называет черты характера героини, используя оценочную лексику; – называет художественные средства создания образов (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения); – уместно использует цитаты; – представляет результаты анализа образа в виде буктрейлера. – называет черты характера героя, используя оценочную лексику; – называет художественные средства создания образа (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения); – находит цитаты для аргументации утверждений; – представляет результаты анализа в форме постера. |
Работа в группах Каждая группа работает по опережающему заданию:
1 группа: образ домового в творчестве Пушкина и Бальмонта, выучить стихотворение «Домовому» А.С. Пушкина, рассказать кратко о творчестве Пушкина, создать сопоставительную таблицу.
2 группа: образ русалки, выучить стихотворение К.Д. Бальмонта «Русалка», рассказать кратко о творчестве Бальмонта, создать буктрейлер
3 группа: образ водяного, выучить стихотворение, подготовить презентацию.
4 группа: образ лешего, рассказать о творчестве Е. Курдакова, выучить стихотворение «Леший»
5 группа: Баба – яга, Кощей, рассказать об этих образах, выучить стихотворение «У чудищ» К. Бальмонта |
Слайд – презентации учащихся, буктрейлеры, постеры |
||||||
Выступление групп 10 мин Оценивание стратегия «3 М» |
Развитие умения слушать друг друга. Создание ситуации успеха |
Предоставление возможности выступления каждой группе. - Оцените выступление групп и назовите 3 лучших момента |
Участники каждой группы представляют свои работы
Оценивают выступление групп, называя три лучших момента |
Стратегия «3 М» |
||||||
Рефлексия 3 мин
«Узелки на память» |
Организация детей на рефлексивную деятельность
Диагностика отношения к уроку |
- Что, по вашему мнению, было наиболее важным из того, что вы узнали (выучили) сегодня? - Какое задание вам понравилось? Почему? - Что для вас было наиболее трудным, непонятным сегодня? |
Обсуждают результаты работы в группе. Дети определяют свое отношение к уроку. Завязывают узелки, проговаривая «Я запомнил, кто такой домовой / русалка, леший и др./, «Автором стихотворения… является…» |
Разноцветные ленточки |
Использованная литература:
- Русская литература. Е.В. Бодрова, А.С. Франк, О.А. Кравченко, Л.В. Винникова. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. - Изд. Алматыкітап баспасы, 2018 г.
- https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/televizionnye-programmy/5-minut-obo-vsyom/lesson/029-domovoi-kikimora-vedma-koldunya
- https://vk.com/video-75279739_171141538. «У Лукоморья дуб зеленый...» (1950) Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
- https://itest.kz/ru/ent/russkaya-literatura/lekciya_slavyanskie_mify_obrazy_slavyanskoj_mifologii_v_russkoj_poehzii_ru