Художественные особенности стихотворения Олжаса Сулейменова «Волчата»
Цели обучения: |
Анализ и интерпретация 7.2.1.1 – определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ); 7.2.2.1 – определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев; 7.2.6.1 – анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях; 7.2.9.1 – писать творческие работы (сочинения, притчи, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка; 7.3.3.1 – сопоставлять произведения (или их фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. |
||
Предполагаемый результат: |
Все учащиеся смогут: определять жанр произведения и его признаки. |
||
|
Большинство учащихся смогут: определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев, анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях. |
||
Некоторые учащиеся смогут: сопоставлять произведения (или их фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. |
|||
Цель урока: |
Продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством О. Сулейменова; показать, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер; выявить, как в стихотворении соотносится мир природы и мир человека; показать, как «дети природы» ведут себя в борьбе за выживание. |
||
Привитие ценностей: |
Прививать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе. |
||
Межпредметные связи: |
Взаимосвязь с предметами: казахская литература, история, биология. |
||
Навыки использования ИКТ: |
Использование интерактивной доски. |
Ход урока
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||
Начало урока: 1. Организационный момент. |
Приветствие учителя на трех языках: английском, русском и казахском. (К) Создание коллаборативной среды. Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что время не теряем. И работать начинаем! Сегодняшний урок посвящен жизни и творчеству замечательного казахстанского поэта и писателя, филолога, выдающегося общественного деятеля и политика Олжаса Омаровича Сулейменова. Его поэзия – как раз самый яркий пример интернационального характера большой литературы и русской литературы XX века в частности. По справедливой мысли польского поэта Анджея Дравича подобные поэты сохраняют «двойное культурное гражданство». Сегодня мы постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности Олжаса Сулейменова, войти в мир его поэзии. Учитель предлагает посмотреть видеоролик. (К) |
Слово учителя. Стих
|
||||||||||||
2. Проверка выполнения домашнего задания |
(И) Тест для проверки выполнения домашнего задания 1. Где и когда родился О. Сулейменов А) в 1945 году в Костанае В) в 1936 году в Алма-Ате С) в 1936 году в Кокчетаве Д) в 1945 году в Алма-Ате 2. Начинает заниматься литературой А) в 1955 В) в 1940 С) в 2000 Д) в 1970 3. Эта книга итог его работы как слависта и тюрколога. А) «Аз, буки, веди» В) «Аз и Я» С) «Азбука» Д) «Азимут» 4. Является лидером международного антиядерного движения А) Астана – Нью-Йорк В) Париж – Актобе С) Невада – Семипалатинск Д) Алматы – Москва 5. С 2002 года представитель Казахстана в А) ООН В) НАТО С) ОБСЕ Д) ЮНЕСКО Самопроверка и самооценивание: 4-5 правильных ответа – «отличная домашняя подготовка» 3-4 правильных ответа – «домашняя работа удовлетворительна. Будьте внимательнее!» 2-3 правильных ответа – «повторение- мать учения. Надо готовиться!» |
Тест.
Ключ к тесту |
||||||||||||
3. Новая тема
Введение в тему
Работа в группах |
Сулейменов – казахстанский поэт и писатель, представитель литературы Востока, создающий свои произведения на русском языке. Он обратился в своем творчестве к проблемам нравственным, этическим, политическим, литературным и экологическим. (К) Стратегия «Антиципация» (с помощью догадки, мысленного предвосхищения обучающиеся по слайдам должны назвать тему урока) Итак, тема урока: Художественные особенности стихотворения Олжаса Сулейменова «Волчата» ФО словесное поощрение. Сегодня речь пойдет о волчатах – героях стихотворения, которое нам предстоит проанализировать. – Какие ассоциации вызывает слово волк? Составляем кластер на интерактивной доске. А теперь послушайте стихотворение Олжаса Сулейменова «Волчата» (Г) Техника рефлексивного слушания предполагает, помимо вслушивания в смысл произносимого, расшифровку закодированного в речи истинного сообщения и отражение мнения собеседника, «сверку» того, что вы поняли из его речи с тем, что он хотел вам сообщить в действительности. - Мы разделимся на 3 группы, попробуем проанализировать стихотворение Олжаса Сулейменова «Волчата». Деление на 3 группы. В корзинке лежат карточки с изображениями волка, книги и природы, учащиеся выбирают карточки, делятся на группы. 1 группа: биографы. 2 группа: биологи. 3 группа: литературоведы. Задание для 1 группы, биографов - рассказать о литературной и общественной деятельности О. Сулейменова, оформив свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях.
2 группа: биологи. Задание – рассказать о волках, оформив свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях.
3 группа: литературоведы. Задание – войти в мир поэзии О. Сулейменова, анализировать стихотворение «Волчата».
Защита постеров- проектов. ФО взаимооценивание групп. |
Слайдовая презентация
Карточки с изображениями волка, книги и природы.
Листы с заданиями для трех групп, Ватманы, маркеры, ноутбуки с подключенные к Интернету. |
||||||||||||
Физминутка: |
|
Слайдовая презентация |
||||||||||||
Конец урока |
Анализ, оценка и интерпретация полученной информации. - Сегодня на уроке мы говорили об О. Сулейменове, который всегда был горячим защитником природы. Он выступал против бессмысленного ее уничтожения, участвовал во многих значимых акциях. Тема уничтожения природы человеком является одной из самых значимых в его творческом наследии. Ей он посвящал и свои первые стихи, среди которых стихотворение «Волчата». |
https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/suleymenov/volchata.html#ixzz5h2cgJIDG |
||||||||||||
Рефлексия |
Рефлексия: «Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. За урок я не устал / устал 4. Мое настроение стало лучше / стало хуже 5. Материал урока мне был понятен / не понятен Для самостоятельного изучения предлагается выучить стихотворение «Волчата» |
|
Дополнительная информация
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?
Обучающимся предлагаются тексты для слушания разного уровня сложности. Для дифференциации я даю напечатанные тексты для зрительного восприятия. Напечатанный текст помогает слабым учащимся, допускающим отклонения от каллиграфических норм. Детям, которые работают в высоком темпе, предлагаю роль лидера в группе |
Оценивание – как Вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся? 1. В начале урока учащимся поощряются словесной похвалой, как одним из видов формативного оценивания. 2. После просмотра видеоролика предлагаю тест. На сколько вопросов отвечает учащийся, на столько он освоил текст. Данный тест – это достаточно краткая проба, испытание, позволяющее за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности учащихся, т. е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения). Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем обычная оценка. 3. Формативное оценивание - взаимооценивание групп осуществляется по дескрипторам и критериям оценивания. Взаимооценивание – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности. Ребенок в школе постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Выполняя такой вид оценивания ученики: учатся взаимодействию, учатся доверять и помогать друг другу, чувствуют себя более уверенными, чем работая в одиночку. |
Здоровье и безопасность 1. Физминутка: Лесная физминутка связана с темой урока, дети сравнивают себя с зайцами и выполняют несложные движения и выговаривают вслед за учителем слова, тем самым снимают нагрузки с органов зрения, слуха и мышц туловища.
2.Задания разработаны с различной формой организации: коллективная, групповая и индивидуальная.
|
Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
Для выбора темы урока я руководствовалась тем, что стихотворение «Волчата» Олжаса Сулейменова одно из любимых стихотворений учащихся. Я считаю, что цели урока были конкретными и достижимыми. Другими словам, учащиеся научились определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ); определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о поступках героев; анализировать сюжет и композицию, художественные образы и оформлять свое представление в таблицах, схемах, кластерах, презентациях; писать творческие работы (сочинения, притчи, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка; сопоставлять произведения (или их фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике, проблематике, жанру. Задания были подобраны в соответствии с целью обучения и для достижения поставленных целей. Для эффективного выполнения заданий учащимся оказывается поддержка в виде ресурсов (письменных листов). На начало урока для позитивного настроя учащихся я выбрала четверостишие, в итоге дети сняли напряжение перед новой темой и были готовы к восприятию нового материала. В течение урока мною применялись активные методы обучения: тест, стратегия «Антиципация», техника рефлексивного слушания, работа в группах. В конце урока учащиеся с помощью анализа, оценки и интерпретации подводят итог уроку. Временной график придерживался, урок проводился согласно плану.
|
Общая оценка Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиеся преподавания и обучения)? Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)? Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке? |
«Отлично»
1: Работа с ИКТ 2: Активные формы обучения.
1: Материальная база кабинета 2: Мотивация учащихся.
Данный 7 «Г» класс очень шумный, но когда этих учащихся загружают работой на весь урок, то им шуметь некогда. Мотивация семиклассников высокая, тема урока интересная. Класс дружный, поэтому работоспособность повышается при групповой форме. В классе есть дети, которые затрудняются при индивидуальной работе из-за неглубоких знаний по предмету. Но эти же учащиеся при коллективной работе хорошо выполняют задания, значит им нужны помощники-советники. |