Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество»
Цели обучения: |
7. ПО 5. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях. 7. АИ 5. Характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста. 7. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. |
Цели урока: |
Все учащиеся смогут: - пересказать кратко содержание рассказа «Рождество» или отрывка; - дать характеристику героев. Большинство учащихся смогут: - пересказать содержание произведения или отрывка, соблюдая его последовательность; - дать характеристику героев, опираясь на содержание рассказа. Некоторые учащиеся смогут: - пересказать содержание произведения, выражая собственное мнение о главном герое; - охарактеризовать героя, приводя аргументы на основе деталей и цитат из текста; - оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования. |
Критерии оценивания: |
Учащиеся пересказывают содержание произведения, характеризуют героя произведения, оценивают высказывания одноклассников. |
Языковая цель: |
Учащиеся смогут: - строить логично и последовательно высказывания, соблюдая речевые навыки в устной и письменной речи. |
Уровень мыслительных навыков: |
Знание, понимание, анализ, синтез, оценка. |
Привитие ценностей: |
Развитие духовно-нравственных и морально-этических ценностей, таких как нравственный долг, сострадание, красота, милосердная любовь, совесть через работу с текстом произведения. |
Межпредметные связи: |
Музыка, биология, изобразительное искусство, УНТ. |
Использование ИКТ: |
Видеоресурсы, аудиоресурсы. |
Предварительные знания: |
Учащимся было дано задание: самостоятельно познакомиться с конспектом на сайте https://itest.kz/ru/attestation/russkaya-literatura/lekciya_v_v_nabokov_rozhdestvo_ru. Данный урок основывается на предварительном прочтении рассказа «Рождество» и связан с навыками анализа художественного произведения. После прочтения пройти тест на сайте https://itest.kz/ru/attestation/russkaya-literatura/lekciya_v_v_nabokov_rozhdestvo_ru. |
Ход урока
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
Начало урока 1–2 мин
2 мин |
Организационный момент. Приветствие «Здравствуйте!» Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят: 1. желаю (соприкасаются большими пальцами); 2. успеха (указательными); 3. большого (средними); 4. во всем (безымянными); 5. и везде (мизинцами); 6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью). - Послушайте притчу. Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках. Поэтому, сегодня все в наших руках! И как пройдет наш урок, и какой мы получим результат – все зависит только от нас!!!
Мы с вами разделились на группы. И прежде чем мы начнем работу, я хочу, чтобы вы напомнили мне правила работы в группе. 1. Слушай, что говорят другие. 2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. 3. Говори спокойно, ясно, только по делу. 4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. 5. Помогай товарищам, если они об этом просят. 6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.
И теперь на столах у вас лежат листочки, где вы должны распределить роли, кто и за что будет отвечать. Лидер – организует работу группы. Спикер – выступает от группы. Секретарь – конспектирует, рисует, оформляет записи. Тайм спикер – следит за временем. Чтец (читает вслух)
- Давайте мы посмотрим, кто будет отвечать за какую работу. Встаньте, ребята, те, кого выбрали лидерами групп. Аплодисменты. Встаньте те, кого выбрали спикерами групп. Аплодисменты. Встаньте те, кого выбрали секретарями групп. Аплодисменты. Встаньте те, кого выбрали тайм спикерами групп. Аплодисменты. Встаньте те, кого выбрали чтецами групп. Аплодисменты. На любом этапе урока каждая группа может заработать звезду за ответ. А в конце мы подведем итог.
К. Прогнозирование темы урока. Эпиграф. (Учащиеся читают эпиграф, выведенный на слайд, и отвечают на вопросы) «Ночь, даже самая холодная и пустая, все же отступит. И ты увидишь, как еще темное небо настойчиво прорезают первые лучи солнца. Они предвещают новый день. А с ним тепло, свет и надежду, для того чтобы жить». - Как вы понимаете смысл этих строк? - Строки напрямую связаны с темой урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить? |
5 групп по 4 человека Или 4 группы по 5 человек
Слайд №1
За ответы ЗВЕЗДУ |
Середина урока
3 мин
5-6 мин
10 мин
7 мин
3 мин
Конец урока 2 мин
2 мин |
1К. Стратегия «Ассоциограмма». Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма.
Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи И зернышек проса, Смотрели с утеса Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звезд.
А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
После прослушивания стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда» учащиеся отвечают на вопросы: - Какое отношение к изображаемым в стихотворении событиям имеет звезда? - О чем идет речь в стихотворении Б. Пастернака? (о рождении звезды, о рождении новой жизни) И. – Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «рождество». Запишите ассоциации к этому слову (После записи, учащиеся зачитывают слова: праздник, Иисус Христос, волшебство, ожидание, подарки, чудо, вера, радость, сказка, свет).
ФО «Взаимодополнение. Наблюдение учителя» (группы не просто называют слова, но называют те слова, которые не прозвучали) - Давайте вспомним, что за праздник – Рождество? - Что такое рождество? - Что вы знаете об этом празднике? - Когда празднуют этот праздник? - Как вы думаете, почему В. Набоков так назвал свое произведение? ФО «Оценивание звездой»
Переходим к нашему рассказу и займемся исследованием. 5.Г. Стратегия «Исследование» Анализ эпизодов, связанных с характеристикой Слепцова. Задание: Учащиеся получают исследовательские карты, находят слова, детали, цитаты, указывающие на состояние Слепцова. Вписывают в них нужный материал и делают вывод. Каждая группа анализирует свою главу, придумывает заголовок, составляет краткий план ответа на вопросы. Задание для групп: 1 группа. Глава 1 Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Какие чувства испытывает герой в данном отрывке? 2 группа. Глава 2 Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Какие чувства испытывает герой в данном отрывке? 3 группа. Глава 3 Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? 4 группа. Глава 4 Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана не ставить елку, почему? Что находит герой в столе сына? Все ли он знал о своем ребенке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему? Экспертная группа Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки? Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их группе и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?
ФО «Звезда. Взаимооценивание групп» (каждая группа сама решает дать ли звезду выступающей группе). После заслушивания каждой группы с помощью стратегии «Ключевое слово» учащиеся вместе с учителем делают общий вывод о том, с какой целью автор использовал детали. (Детали помогают понять, как невыносимо страдает Слепцов. Смерть сына сделала бессмысленной его жизнь. Он словно ослеп, перестал чувствовать, слышать и видеть красоту мира. Слепцов принимает решение умереть).
Критерии оценивания: дают характеристику герою рассказа. Дескрипторы к заданию: - дает характеристику эмоциональному состоянию героя; - включает цитаты для характеристики героя; - приводит примеры из текста; - выражает личное отношение к герою; - отмечает детали интерьера, описание мыслей; - делает выводы. ФО Взаимооценивание по листам (приложение)
6. Прослушивание стихотворения о рождении бабочки. (0:31 с) Просмотр видеоролика «Рождение бабочки» - Что заставило Слепцова изменить свое решение умереть? (Рождение бабочки из мертвого кокона).
5. Г. Стратегия «ПОПС» Задание: Учащиеся получают карточки с вопросами, которые они должны обсудить в группах и выразить свои размышления с помощью ПОПС-формулы. - Что пережил Слепцов в тот момент, когда на его глазах рождалась бабочка? - Какой символический смысл несет в себе фамилия Слепцов? - Почему автор заканчивает свой рассказ рождением бабочки? Итоги работы представляет спикер группы.
Критерии оценивания: выражает размышления об изменениях в душевном состоянии главного героя. Дескрипторы к заданию: - составляет устное рассуждение по данному вопросу, придерживаясь ПОПС-формулы; - приводит в качестве аргумента 2-3 примера; - дает обстоятельный ответ на поставленный вопрос. ФО Взаимооценивание Обобщающий вывод (комментарий учителя) Финал рассказа оптимистичен. И хоть автор прямо не говорит о действиях Слепцова, все же понятно, что происходит некое прозрение: Слепцов увидел прекрасного индийского шелкопряда и понял, что вновь может видеть красоту. Это очень важно, потому что красота облегчает страдания, отвлекает душу человека от смертельной тоски, дает возможность умершей душе возродиться.
7. Рефлексия «Телеграмма» Представьте, что нам представился шанс повлиять на судьбу героя, чтобы вы могли ему сказать? Давайте попробуем написать Слепцову телеграмму, в которой попытаемся ему объяснить, что жизнь все-таки продолжается и не утратила свой смысл. Напоминаю, что телеграмма пишется очень кратко и в ней отражается только все самое главное. ТЕЛЕГРАММА Кому_________________________________ От кого_______________________________ СРОЧНО!_____________________________ ______________________________________ ______________________________________ ______________________________________ Написание телеграммы герою «» /2 мин/
8. Домашнее задание (дифференцированное) - Нарисовать обложку к рассказу В. Набокова «Рождество». - Составить компьютерную презентацию на основе материала интернета «Да это же просто чудо!». - Написать письмо Слепцову «Жизнь продолжается!», в котором выразить свое отношение к событиям, произошедшим в его жизни. |
Слайд №2
Ст. Пастернака «Рождественская звезда» Аудиохрестоматия https://bilimland.kz/ru/courses/audioxrestomatiya/ literatura-20-veka/pasternak-boris-leonidovich/l
Контуры звезд
Слайд№3
текст «История Рождества»
Записывают ассоциации к слову «рождество» За ответы даю ЗВЕЗДУ
Листы с распечатанными главами рассказа
Слайд №4-5
Карточки с вопросами Карточки-информаторы
Аудиохрестоматия
https://www.youtube.com/watch?v=xOA0Vf75WWA
Слайд №6
|
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Межпредметные связи Здоровье и безопасность, поддержка ИКТ Ценности |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Б. Пастернак
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола,
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
ИСТОРИЯ РОЖДЕСТВА
На Руси Рождество начали отмечать в Х веке. К празднованию Рождества верующие приготовлялись 40-дневным постом. Пост предписывал воздержание от пищи скоромной и от дурных поступков. В это время не проводились венчания, праздники, которые сопровождались весельем. К рождественскому сочельнику хозяйки прибирали избы: мыли, белили свое жилище, завершали приготовления пищи и выпечки. Старались засветло сходить в баню и встречать праздник в новой одежке.
Канун Рождества – сочельник – справляли скромно и в дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Этот день проводился в самом строгом посте. Постились целый день – «до звезды», которая указала путь волхвам к новорожденному Мессии (божественный Спаситель). В этот день разрешалось употреблять в пищу вареную крупу без масла, то есть сочиво, поэтому день называется сочевником, а в народе – сочельником.
На закате солнца, после первой звезды, хозяин со всеми членами своей семьи становился на молитву. После окончания молитвы начинался ужин – вечеря, а затем – колядование. Коляда состояла в том, что деревенская молодежь – парни, девушки, подростки – собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам. Переходя от одного дома к другому, под окнами или в избах, они пели песни в честь праздника, то как поздравление, величание хозяев, то просто ради развлечения и потехи. Хозяева в награду за это давали им угощенье и деньги. С XVIII века Рождество стало неразрывно связано еще и с подарками, елками, праздничным семейным застольем, с радостным ожиданием чуда.
1 группа – 1 глава
Первый вечер без сына… (Большое несчастье, «Слепцов сел в нежилой угол уютной комнаты, сел на низкий плюшевый стул, на котором он никогда не сидел», «Комната плавала во тьме». Вывод: Чувство, охватившее Слепцова – чувство безразличия, беспомощности)
2 группа – 2 глава
Утро следующего дня… («Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Он заметил оснеженный куст, песьи следы, дальше торчали столбы мостика. Горько, гневно столкнул снег с перила. Все это заставило его вспомнить о тех днях, когда он был счастлив с сыном». Вывод: Чувство, охватившее героя – беспомощность, злость).
3 группа – 3 глава
Время после обеда… (Приехал на могилу сына, просидел около часу. Там на погосте он был дальше от сына, чем здесь, где под снегом хранились летние следы его сандалий. Велел отпереть дом, вошел в комнату сына, стал рассматривать вещи, принадлежавшие сыну. Вывод: Чувство разочарования, тоски).
4 группа – 4 глава
Ночь перед Рождеством… (Слуга поставил аршинную елку. Слепцов собрал вещи сына. Читал дневник сына и понимал, что сын больше не вернется никогда, а это значит, что и ему жить нет смысла. Ему казалось, что жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес. Но тут произошло чудо. Слепцов увидел, как из кокона, перенесенного им, человеком, изнемогающим от горя, в теплую комнату, вылупилась бабочка. Вывод: чувство неожиданной радости, удивления).