Значение домашних растений в жизни человека
Тип урока: |
комбинированный.
|
Цель урока: |
знать, для чего нужны культурные растения, уметь давать им характеристику, иметь некоторые практические навыки по использованию полезных свойств культурных растений.
|
Задачи: |
- повторить условия для роста и размножения растений, правила их посадки, классификацию растений, уточнить названия групп растений; - корригировать логическое мышление посредством установления причинно-следственных связей между явлениями и предметами природы; - способствовать развитию монологовой речи через сообщения о культурных растения, закрепить понятие о частях речи с помощью приема синквейн; - воспитывать чуткое, бережное отношение к природе, формировать интерес к ее изучению.
|
Ход урока.
1. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального настроя: упражнение «Подарю цветок».
Дети передают друг другу цветок с пожеланиями.
- Присаживайтесь.
2. Актуализация опорных знаний.
1) закрепление понятия «растение»
- Что такое цветок? (растение)
- Почему так называется? (растет)
- Уверена, вы многое знаете о растениях. Хотите проверить свои знания и узнать тему урока?
2) работа с деформированным текстом: группы растений
- На какие три группы делятся все растения? (д.р.вь., к.ст.рн.к., тр.в.)
- Впишите недостающие гласные (маркером). Распределите растения по своим группам.
Проверка https://bilimland.kz/ru/#lesson=13792 (слайд 1).
- А какой вид растений преобладает на территории Казахстана? (травянистые)
- Почему? (большую часть территории Казахстана занимают степи – место обитания трав)
- Какие травы растут в Казахстане? https://bilimland.kz/ru/#lesson=13792 (слайд 2)
- Запомните, эта информация нам сегодня еще пригодится.
3) «аукцион идей»: условия роста
- Какие условия нужны для роста растений? (свет, тепло, вода, воздух, почва)
4) «мозговой штурм»: приспособляемость
- Это идеальные условия. Но растения научились приспосабливаться к различным природным условиям. Каким будет растение если:
- мало воды (корень удлиняется, поверхность листа уменьшается)
- мало света (стебель удлиняется)
- мало тепла (растение низкое)
5) лексическая работа: культурные и дикорастущие
- Человек всегда активно пользовался дарами природы: собирал, ягоды, грибы, травы. Но со временем человек научился выращивать растения сам. И они разделились на две большие группы. Давайте вместе найдем названия этих групп (нужное подчеркнуть).
вос-пи-тан-ные до-маш-ние веж-ли-вые куль-тур-ные |
ярко-цветущие прямо-стоящие дико-растущие резво-бегущие |
- Какие растения называются культурными? Дикорастущими?
3. Сообщение темы урока.
- Как много вы уже знаете о культурных растениях, но все же, на один вопрос еще нет ответа. И это вопрос: ЗАЧЕМ?
- Вы хотите знать зачем они есть культурные растения? Прочитайте тему урока.
- Сегодня мы узнаем, зачем человек выращивает культурные растения;
научимся описывать некоторые культурные растения и использовать их полезные свойства.
4. Формирование новых знаний.
1) сообщения детей
Қарбыз (Мейрам)
Дөп-дөңгелек доптай,
Іші қызыл шоқтай,
Дәмін татып көрсең,
Одан дәмді жоқтай.
Физминутка: игра «Деревья-кустарники-травы»
Лук (Алдияр)
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Лук известен более 6 тысяч лет. Сок лука оберегает от простуды. Лук очищает кровь. В нем много витаминов. Лук горький, но содержит больше сахара, чем яблоки и груши.
- Что нового узнали о луке?
Пшеница (Мадияр)
В поле росла,
Под жерновом была.
Из печки на стол караваем пришла.
Пшеница – основная зерновая культура. Это очень капризное растение, плохо переносит засуху и морозу. Зато пшеница содержит крахмал, углеводы, жиры, витамины. Без пшеницы нет хлеба.
- Что удивило в этом сообщении?
- Для чего человек разводит эти растения? (для еды) Угадайте значок.
- А как вы думает, можно из растения шить одежду? Послушайте сообщение.
Лён (Лера)
Из земли вырастаю,
Весь мир одеваю.
Уже 3 тысячи лет назад люди научились делать одежду из льна. Такая одежда лучше впитывает влагу и быстрее сохнет. В жаркую погоду она «холодит», в холодную – греет. Льняная одежда может прослужить 50 лет.
- Для чего человек выращивает лён? (для одежды) Найдите значок.
2) практическая работа
Алоэ (Саша)
Это комнатное растение называют «домашний доктор». Сок алоэ капают в нос при насморке и полощут им горло. Лист алоэ привязывают к ранам, чтобы они быстрее заживали.
- Сейчас мы попробуем наложить друг другу повязку с листом алоэ.
- Для чего нужен алоэ? (лекарство) Найдите значок.
3) синквейн
Петуния (Антон)
Самое известное цветущее растение. Бывает разного цвета и формы.
Петуния (какая?) красивая, яркая
(что делает?) цветет, украшает, радует
Цветы делают людей добрее.
Чудо!
3) презентация «Наш сад» (Рустам)
- Для чего мы посадили петунии? (для красоты) Переворачиваем значок.
Д/з: карточка .
Соедини название растения с его значением
петуния алоэ қарбыз лук
лён пшеница
Подбери свои примеры.
5. Итог урока.
Рефлексия.
- Какое значение имеют культурные растения в жизни человека?
Теперь вы знаете, зачем люди разводят растения, умеете их описывать и использовать в жизни некоторые из них.
Оценивание.
- Природа-мать мудра и щедра. Пришло время каждому из нас стать разумным и благодарным ее сыном. Посмотрите небольшой фильм о том, как решаются вопросы охраны природы в нашей стране. Слушайте внимательно, так как после вам нужно будет восстановить небольшой рассказ, составленный по материалу фильма казахстанского образовательного ресурса "Bilimland". https://bilimland.kz/ru/#lesson=11994 (время видеоролика 02.26 – до конца).
Учитель раздает учащимся фразы-ответы, которые нужно вклеить в деформированный текст.
В 2010 году в Казахстане разработана экологическая программа _______________. В ней может принять участие ____________________. Программа решает вопросы ____________________, постройки _________________________________________, поиска __________________________________________. Большая часть казахстанской земли _________________________. У нас есть возможность выращивать ___________________________.
В 2012 году по инициативе нашего Президента в Казахстане начался переход к ___________________________.
Фразы-ответы: «Зеленый мост», любая страна мира, охраны природы, очистительных сооружений, новых источников энергии, не загрязнена химикатами, свои чистые продукты, к «зеленой экономике».
Учащиеся читают полученный текст.