Значение домашних растений в жизни человека

Белянина Светлана Васильевна
Карагандинская обл., г. Темиртау, КГУ «Специальная школа-интернат для детей с тяжелым нарушением речи»
5293
Познание мира
Тема:
Значение домашних растений в жизни человека

Тип урока:

комбинированный.

 

Цель урока:

знать, для чего нужны культурные растения, уметь давать им характеристику, иметь некоторые практические навыки по использованию полезных свойств культурных растений.

 

Задачи:

- повторить условия для роста и размножения растений, правила их посадки, классификацию растений, уточнить названия групп растений;

- корригировать логическое мышление посредством установления причинно-следственных связей между явлениями и предметами природы;

- способствовать развитию монологовой речи через сообщения о культурных растения, закрепить понятие о частях речи с помощью приема синквейн;

- воспитывать чуткое, бережное отношение к природе, формировать интерес к ее изучению.

 

 

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Создание положительного эмоционального настроя: упражнение «Подарю цветок».

Дети передают друг другу цветок с пожеланиями.

- Присаживайтесь.

2. Актуализация опорных знаний.

1) закрепление понятия «растение»

- Что такое цветок? (растение)

- Почему так называется? (растет)

- Уверена, вы многое знаете о растениях. Хотите проверить свои знания и узнать тему урока?

2) работа с деформированным текстом: группы растений

- На какие три группы делятся все растения? (д.р.вь., к.ст.рн.к., тр.в.)

- Впишите недостающие гласные (маркером). Распределите растения по своим группам.

Проверка https://bilimland.kz/ru/#lesson=13792 (слайд 1).

Bilimland

- А какой вид растений преобладает на территории Казахстана? (травянистые)

- Почему? (большую часть территории Казахстана занимают степи – место обитания трав)

- Какие травы растут  в Казахстане? https://bilimland.kz/ru/#lesson=13792 (слайд 2)

- Запомните, эта информация нам сегодня еще пригодится.

3) «аукцион идей»: условия роста

- Какие условия нужны для роста растений? (свет, тепло, вода, воздух, почва)

4) «мозговой штурм»: приспособляемость

- Это идеальные условия. Но растения научились приспосабливаться к различным природным условиям. Каким будет растение если:

- мало воды (корень удлиняется, поверхность листа уменьшается)

- мало света (стебель удлиняется)

- мало тепла (растение низкое)

5) лексическая работа: культурные и дикорастущие

- Человек всегда активно пользовался дарами природы: собирал, ягоды, грибы, травы. Но со временем человек научился выращивать растения сам. И они разделились на две большие группы. Давайте вместе найдем названия этих групп (нужное подчеркнуть).

вос-пи-тан-ные

до-маш-ние

веж-ли-вые

куль-тур-ные

ярко-цветущие

прямо-стоящие

дико-растущие

резво-бегущие

- Какие растения называются культурными? Дикорастущими?

3. Сообщение темы урока.

- Как много вы уже знаете о культурных растениях, но все же, на один вопрос еще нет ответа. И это вопрос: ЗАЧЕМ?

- Вы хотите знать зачем они есть культурные растения? Прочитайте тему урока.

- Сегодня мы узнаем, зачем человек выращивает культурные растения;

научимся описывать некоторые культурные растения и использовать их полезные свойства.

4. Формирование новых знаний.

1) сообщения детей

Қарбыз (Мейрам)

Дөп-дөңгелек доптай, 
Іші қызыл шоқтай, 
Дәмін татып көрсең,
Одан дәмді жоқтай.

 

Физминутка: игра «Деревья-кустарники-травы»

Лук (Алдияр)

Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Лук известен более 6 тысяч лет. Сок лука оберегает от простуды. Лук очищает кровь. В нем много витаминов. Лук горький, но содержит больше сахара, чем яблоки и груши.

- Что нового узнали о луке?

 

Пшеница  (Мадияр)

В поле росла,

Под жерновом была.

Из печки на стол караваем пришла.

Пшеница – основная зерновая культура. Это очень капризное растение, плохо переносит засуху и морозу. Зато пшеница содержит крахмал, углеводы, жиры, витамины. Без пшеницы нет хлеба.

- Что удивило в этом сообщении?

- Для чего человек разводит эти растения? (для еды) Угадайте значок.

- А как вы думает, можно из растения шить одежду? Послушайте сообщение.

 

Лён (Лера)

Из земли вырастаю,

Весь мир одеваю.

Уже 3 тысячи лет назад люди научились делать одежду из льна. Такая одежда лучше впитывает влагу и быстрее сохнет. В жаркую погоду она «холодит», в холодную – греет. Льняная одежда может прослужить 50 лет.

- Для чего человек выращивает лён? (для одежды) Найдите значок.

2) практическая работа

Алоэ (Саша)

Это комнатное растение называют «домашний доктор». Сок алоэ капают в нос при насморке и полощут им горло. Лист алоэ привязывают к ранам, чтобы они быстрее заживали.

- Сейчас мы попробуем наложить друг другу повязку с листом алоэ.

- Для чего нужен алоэ? (лекарство) Найдите значок.

3) синквейн

Петуния (Антон)

Самое известное цветущее растение. Бывает разного цвета и формы.

Петуния (какая?) красивая, яркая

(что делает?) цветет, украшает, радует

Цветы делают людей добрее.

Чудо!

3) презентация «Наш сад» (Рустам)

- Для чего мы посадили петунии? (для красоты) Переворачиваем значок.

Д/з: карточка .

Соедини название растения с его значением

Значение домашних растений в жизни человека - 1

                      петуния  алоэ  қарбыз  лук 

                                         лён  пшеница 

Подбери свои примеры.

5. Итог урока.

Рефлексия.

- Какое значение имеют культурные растения в жизни человека?

Теперь вы знаете, зачем люди разводят растения, умеете их описывать и использовать в жизни некоторые из них.

Оценивание.

- Природа-мать мудра и щедра. Пришло время каждому из нас стать разумным и благодарным ее сыном. Посмотрите небольшой фильм о том, как решаются вопросы охраны природы в нашей стране. Слушайте внимательно, так как после вам нужно будет восстановить небольшой рассказ, составленный по материалу фильма казахстанского образовательного ресурса "Bilimland". https://bilimland.kz/ru/#lesson=11994 (время видеоролика 02.26 – до конца).

Учитель раздает учащимся фразы-ответы, которые нужно вклеить в деформированный текст.

  В 2010 году в Казахстане разработана экологическая программа _______________. В ней может принять участие ____________________. Программа решает вопросы ____________________, постройки _________________________________________, поиска __________________________________________. Большая часть казахстанской земли  _________________________. У нас есть возможность выращивать ___________________________.

  В 2012 году по инициативе нашего Президента в Казахстане начался переход к ___________________________.

Фразы-ответы: «Зеленый мост», любая страна мира, охраны природы, очистительных сооружений, новых источников энергии, не загрязнена химикатами, свои чистые продукты, к «зеленой экономике».

  Учащиеся читают полученный текст.

Сообщить об ошибке