Растения, растущие во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях
Цели обучения, которым способствует данный урок: |
- иметь понятие о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях; - уметь находить признаки влаголюбивых и засухоустойчивых растений. |
Цель урока: |
сформировать умения определять и различать влаголюбивые и засухоустойчивые растения. |
Критерии успеха: |
Знание и понимание. Определять влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Применять. Аргументировать свой ответ к вопросу, почему растение относиться к влаголюбивым или к засухоустойчивым. Расширить представление о травах в использовании народной медицины. |
Языковая цель: |
Учащиеся могут
Предметная лексика и терминалогия
Диалог/словосочетания, предназначенные для написания Вопросы для обсуждения
|
Привитие ценностей: |
ценности, основанные на национальной идее «Өлкетану»: использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, формировать понятное для партнера высказывание, сформировать положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
Межпредметные связи: |
русский язык, музыка. |
Ожидаемые результаты: |
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; выполнять учебные задания в соответствии с целью; выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала; оценить свои знания. |
Оборудование: |
учебник «Познание мира» Алматы: «Атамұра», 2014г., К.Жунусова, А.Бирмагамбетов, Н. Жапанбаева. Сборник заданий для самостоятельной работы по предмету «Познание мира», Н.Гавлик Свидетельство № 657. проекторная доска, ресурсы сайта bilimaland.kz, презентация к уроку https://yadi.sk/d/V7NpMiZX3Rr3uj, карточки, «светофоры». |
Ход урока
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
Начало урока. 2 мин
4мин
21сек
1мин3сек
3мин
3 мин
3 мин
3 мин
2 мин.
37сек
34сек
3 мин
8 мин
2мин
1 мин
1мин 2 мин
|
Создание положительного эмоционального настроя. Заливистый школьный звонок
Учитель предлагает ученикам на уроке стать покорителями вершины «Успеха». Тот достигнет вершины, кто будет любознательным, внимательным, активным, усидчивым и правильно выполнит задания. Дан старт подъема на гору.
Введение нового материала. Учитель (или подготовленный ученик) рассказывает интересные факты из жизни растений, одновременно показывая их на слайдах. - Растения окружают нас везде: по дороге в школу, когда путешествуем, и у каждого дома есть растение. Представляю интересные факты о них. 1. Удивительно, но с одного только дерева можно изготовить более 160 тысяч карандашей! 2. На водной глади Амазонки встречается необыкновенное растение – виктория, относящееся к семейству кувшинковых. Его листья достигают трех метров в своем диаметре, и они могут выдержать вес в 25-30 кг! 3. Ловеласы Индии часто пользуются уникальным деревом кеппел. Его плоды чрезвычайно душисты: стоит их попробовать и человек начинает весь пахнуть фиалкой. 4. В лесах Бразилии существует дерево, которое называют «молочная соска». Если его проткнуть ножом, то из коры польется растительное молочко. Дерево способно за один раз дать 4 литра молока. Его можно употреблять в пищу, но сперва его необходимо прокипятить и разбавить водой. 5. Среди растений существует немало паразитов. Повилика – паразит, который не имеет собственных листьев и корней. Питается оно исключительно соками своего хозяина, чей стебель она обвивает. - Что объединяет эти данные сообщения? (растения) - Какая тема нашего урока? - С какими видами растений мы познакомимся, узнаем, просмотрев видеоролик.
Просмотр 1 видеоролика. Методические указания. Учитель просит учащихся внимательно просмотреть видеоролик и подготовить ответы на вопросы: - Как называется место, о котором говорится в видеоролике? - Как называются все эти растения (назвать одним словом)? - Перечислить названия влаголюбивых растений. Ответы детей: Луг; Влаголюбивые; одуванчик, лютик. Вывод. -Богат ли растительный мир лугов? Почему?
Просмотр 2 видеоролика. Учитель просит учащихся внимательно просмотреть видеоролик и подготовить ответы на вопросы: - Как называется место, о котором говорится в видеоролике? - Перечислите растения, которые растут в пустыне. - Чем полезны данные растения? Примерные ответы детей: 1. Пустыня; 2. Чёрный саксаул, жузгун безлистный, тополь сизолистный, шенгил серебристый, эминиум Лемана, лук, янтак, саксаул, астрагал. 3. Все растения лекарственные, ими питаются животные, живущие в пустыне, саксаул даёт много тепла при горении. Вывод: -Богат ли растительный мир пустынь? - Почему? Примерные ответы детей: мало выпадает осадков; нет водоёмов; практически нет воды.
Методические указания. Учитель ставит вопросы так, чтобы дети правильно назвали растения- засухоустойчивые. - Если нет воды, то говорят, что стоит ….. (засуха) - Растения пустынь приспособились к засухе, они не ….. (погибают). - Без воды, под жгучим солнцем растения стоят -……(устойчиво). - Соедините слова засуха и устойчиво, вы получите общее название растений, которые растут в пустыне. Ответ: Засухоустойчивые растения.
- Из каких двух слов состоит слово влаголюбивые? - Из каких двух слов состоит слово засухоустойчивые? - Выделим корень в словах. - Какими буквами соединяются корни слов? - А теперь вы можете назвать тему нашего урока Учащиеся называют тему урока.
«Растения, растущие во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях». Какова цель нашего урока? Научиться различать засухоустойчивые и влаголюбивые растения. Знать какие условия необходимы для их жизни.
Актуализация знаний. Упражнение. Работа в парах. Методические указания. Учитель объясняет задание в Рабочем листе №1.
Проверка: Влаголюбивые – одуванчик, лютик, иван-чай. Засухоустойчивые – верблюжья колючка, молочай, саксаул. - По каким признакам вы разделили растения? - Почему у засухоустойчивых растений листья мелкие или вместо них колючки? Примерные ответы детей.
3. Меньше испаряют воду. - А знаете ли вы, почему траву называют иван-чай?
Работа с одаренными детьми. Сообщение о растении иван-чае. На казахском языке название растения звучит как Күреңотүлкенжапырақтысы. Родиной иван-чая принято считать Копорье, отсюда и его название – копорский. За границей он получил название «русский», а известность приобрел задолго до триумфального шествия китайских сортов. Жители Европы и самой Англии знакомы с иван-чаем и его пользой не понаслышке. Передававшиеся ранее семейные рецепты приготовления копорского чая долгое время хранились в строжайшем секрете. Теперь же известно, как готовят напиток из молодых листьев кипрея узколистного. Раскрытие небольших сиреневых бутонов – верный сигнал к началу сбора травы. При сборе иван-чая для нанесения минимального ущерба растение аккуратно срезают в 15 см от земли или ограничиваются сбором листьев. Листья легко снимаются со стебля при зажимании его между пальцами и проведении ими сверху вниз. В Казахстане иван-чай растёт в Западном Тарбагатае, на границе Казахстана с Китаем, на границе Казахстана и Киргизии.
Подведем итог. Методические указания. После просмотра каждого видеоролика учитель задаёт вопросы для обобщения полученных знаний. Что узнали? - Где растут влаголюбивые растения? - Какие у них листья (большие, мелкие)? - Для чего используют травы лугов? Примерные ответы детей. 1. Влаголюбивые растения растут на лугах. 2. Листья у них большие, сочные. 3. Используют травы для корма скота, лекарственные травы в медицине.
- Где растут засухоустойчивые растения? - Какие у них листья? - Как использует человек эти растения? - Сколько заповедников в пустынях и в полупустынях, как называются? - Для чего создают заповедники?
Примерные ответы детей. 1. Засухоустойчивые растения растут в пустыне и в полупустыне. 2. У растений листья мелкие или есть колючки. 3. Используют растения для корма Животным, для топлива и для лечебных целей. 4. 3 заповедника: Устюрстский, Алакольский, Барсакельмесский. 5. Для защиты растений и животных
- Мы с вами дошли до середины горы
Закрепление материала. Проблемный вопрос. Методические указания. Учитель предлагает влаголюбивое растение иван-чай пересадить в пустыню, а верблюжью колючку на луг поближе к воде. Дети должны обосновать свой ответ.
- Приспособятся данные растения к новым условиям или погибнут? - Почему у верблюжьей колючки длинный корень?
Примерные ответы детей.
Практическая работа. Работа по сборнику заданий для самостоятельной работы по предмету «Познание мира» стр. 36
Методические указания. Перед выполнением задания учитель знакомит с «оценочным листом». Учащиеся выполняют задания, вписывают ответы. Рабочие пары обмениваются «оценочными листами», проверяют и выставляют оценки. Рабочий лист №2
Учитель предлагает прочитать второй абзац в учебнике «Познание мира» стр. 112, затем выполнить задание №1 Сборника. Рабочий лист №3.
Проверка. Ответ №1
Контроль знаний. Методические указания. Учитель открывает ресурс с сайта bilimland.kz «Растения и животные пустынь» Задание1. Выполнить только 3 вопроса. Дополнить предложения.
Проверка. Проверка выполняется интерактивно с доски. №128. Растения и животные пустынь Задание 1 Дополните предложения. Пустынные и полупустынные земли – территория, где недостаточно воды Кустарник жузгуна достигает 2 метров в высоту. лечебное свойство.
Растения и животные лугов Задание 1. Предлагает детям, дополнить первое и четвёртое предложения выбрав правильный вариант ответа.
Проверка. Проверка выполняется интерактивно с доски. Дополните предложения. 1. Луг – место, где можно встретить богатую растительность
4. Маргаритка – луговое растение. Выставление оценок.
Подведение итогов урока. - Какую тему разбирали на уроке? - Что помогает выжить растениям в пустыне? - Чем отличаются растения луга от растений пустынь?
Домашнее задание. Учебник стр 112-113. Сборник стр 36 задание №2
Рефлексия. Гора «Успеха» сигнализируем светофором! Вершина, если все поняли и можете объяснить другому. Середина, если вы все поняли, но затрудняетесь объяснить другому. Основание, если вам показалась сложной новая тема. |
Презентация слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Видеоколлекция Растения луга Слайд 4
Видеоколлекция Растения пустынь
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Растения лугов https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/mnogoobrazie-rastenij/lesson/raznoobrazie-rastenij
Растения пустынь, полупустынь https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/mnogoobrazie-rastenij/lesson/raznoobrazie-rastenij
Слайд 8
Слайд 9
Дополни предложения Растения пустынь.
Дополни. Растения лугов
Слайд 10
|
Рабочий лист№1
Рабочий лист №2
Оценочный лист
Ф. И. ученика |
||
№ задания |
ответ |
баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочный лист
Ф. И. ученика |
||
№ задания |
ответ |
баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценочный лист
Ф. И. ученика |
||
№ задания |
ответ |
баллы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рабочий лист №3
24урок.
Растения, растущие во влаголюбивых и засухоустойчивых условиях.
1 задание.
Ниже приведен перечень свойств кувшинки – одно из красивейших растений пресного водоёма. Выбери из них те, которые относятся к внешнему виду кувшинки. Обведи номер всех верных утверждений.
1) У кувшинки мощное корневище, достигающее 5 см в толщину.
2) Цветение кувшинок начинается в мае-июне и продолжается иногда до первых заморозков.
3) С кувшинками связано много народных поверий, легенд.
4) Каждый цветок кувшинки цветёт примерно 4 дня.
2 задание.
Прочитай текст.
Ковыль – многолетнее растение семейства злаковых. Насчитывается более 300 видов этого растения.
Стебли у растения прямостоячие, листья собраны в пучок у корневища. Ковыль идеально приспособлен к жизни в степях: листья у него очень узкие и почти всегда сложены вдоль, поэтому испарение влаги из ткани листа замедлено. У этого растения необычный способ распространения семян – плод ковыля снабжён длинным пером, опущенным волосками. Это замечательный летательный аппарат. С его помощью довольно тяжёлая зерновка летит, как на парашюте, в вертикальном положении, далеко разносится ветром.
Обведи номера утверждений, которые относятся к внешнему виду ковыля.
1) стебли прямостоячие
2) плод снабжен длинным «пером – парашютом», опущенным волосками
3) растение идет на корм домашним животным
4) листовые пластинки узкие и сложены вдоль
5) растет преимущественно в степных зонах
6) ковыль – многолетнее злаковое растение
Оценочный лист.
1 задание. За верное утверждение 5 баллов
|
|
2 задание. За каждое верное утверждение 1 балл.
|
|
8 баллов – «5»
6-7 баллов – «4»
3-5 балла – «3»