Магнит
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке: |
|
1.5.6.1 определять тела, обладающие магнитными свойствами; 1.5.6.2 исследовать свойства магнитов 1.1.2.1 проводить наблюдения за явлениями окружающего мира; |
|
Цели урока: |
|
Критерии успеха: |
|
Привитие ценностей: |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи: |
Математика. Сравнение предметов по материалу изготовления. |
Навыки использования ИКТ: |
Используется ИКТ. Презентация «Магнит. Свойства магнита». Материалы с образовательного сайта Bilim Land. bilimland.kz – видеоколлекция - учебные фильмы - физика и астрономия - Что такое магнетизм? https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/fizika-i-astronomiya/lesson/chto-takoe-magnetizm bilimland.kz - физика- электродинамика- магнитное поле – магнитное поле https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika/magnitnoe-pole/lesson/magnitnoe-pole-2 |
Предварительные знания: |
Магнит — устройство, которое притягивает предметы с магнитными свойствами |
Оборудование и ресурсы: |
1) Естествознание. Учебник для 1 класса общеобразовательной школы. Авторы: С.Н. Кузнецова, Д.Н. Сапаков, И.Н. Васева и др. /Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. 2) Естествознание. Рабочая тетрадь. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательной школы. Авторы: С.Н. Кузнецова, Д.Н. Сапаков, И.Н. Васева и др. /Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. 3) Сборник заданий формативного оценивания Естествознание 1 класс /Астана, 2016 Интернет-ресурсы: |
Этап урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Деятельность учителя |
Планируемая деятельность учащихся |
Ресурсы |
Психологический настрой |
У.: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему? Д.: - Потому что наступила весна? - Светит солнышко. Потому что с нами хотели встретиться? У.: Да, всё верно: и на улице стало теплее, и солнышко светит, и нашей встрече я рада. А ещё у меня такое хорошее настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: - Я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно, я помогу!
|
Организует деятельность учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.
|
|
Вызов Ввод на тему урока. |
У. - Сегодня нас ждёт много новых открытий и удивительных вещей. И вы сами всё это будете открывать и узнавать. - Предлагаю сегодня побывать в роли ученых, которые работают в лабораториях. У нас сегодня с вами будет работать 4 научные лаборатории: лаборатория Любознательных, лаборатория Почемучек, лаборатория Всезнаек, лаборатория Удивительных открытий. И у каждой лаборатории будут свои задачи и открытия. А как вы думаете, как должны вести себя работники в лаборатории? - Какими инструментами пользуются научные работники? (Проговаривают правила поведения, технику безопасности в лабораториях.) У. - Ребята! У меня есть гриб, да не простой, а волшебный, куда его не поставлю, всё к нему липнет. Стала его на полку убирать, так он притянул к себе ложку со стола. Только я начинаю его подносить к предметам, как он начинает странно себя вести, вот убедитесь сами. (Учитель показывает, как к грибку прилипает металлическая ложка, гвоздь.) - Что происходит с предметами? (Ответы детей). А на другие предметы он так не реагирует, (показывает на резиновом мячике, бумаге). Почему он так странно себя ведёт, что происходит, как вы думаете? А из чего были сделаны предметы, которые прилипали к грибочку? А которые не липли? ВЫВОД: Металлические предметы притягиваются. Другие предметы нет. - Почему так происходит, как вы думаете? Что заставляет грибок быть волшебным? Предложить детям рассмотреть. Ответы детей (кто-нибудь обязательно ответит – магнит). У: Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Магнит). (Слайд 1)
- Какие цели вы перед собой поставите на урок? Д.: - Кто придумал магнит? - Узнать, что такое магнит, из чего он сделан? - Как его можно использовать в жизни? (Слайд 2)
- Я предлагаю вам сегодня побыть маленькими исследователями. А как вы думаете, с чего начинает свое исследование ученый? (с опытов, экспериментов) И мы сегодня будем экспериментировать, и изучать свойства магнита. Мы пройдём по страницам истории изучения магнита, проведём ряд экспериментов по изучению свойств магнита, а в конце урока попробуем выявить лучших знатоков магнитов в нашем классе. У. – Что вы узнали, просмотрев ролик? (Д. Откуда произошло название «магнит». Что к нему одни предметы притягиваются, а другие нет). - Кто расскажет нам, откуда произошло название «магнит»? (Ученик отвечает)
У. - У каждого из вас на столе лежат магниты, возьмите их, рассмотрите внимательно, что вы можете про них сказать? Посмотрите на магнит, пощупайте его, какой он? Каковы же его свойства? У. – А теперь давайте откроем учебник с.68 и рассмотрим рисунок. – Что делает Негеш? – Предположите, о чем он думает. Обсудите это в группах. – Что произошло с предметами? Все ли из них притянулись к магниту? (Нет.)
У. – У вас на столах лежат магниты (Красно-синие). Я попрошу вас поэкспериментировать с ними. Попробуйте соединить их сторонами: красный-красный, синий – синий, красно-синий. Что вы наблюдаете? (Что одинаковые стороны у магнита отталкиваются, а разные притягиваются). Какой вывод можно сделать? У. – Я предлагаю дальше вам посмотреть наш фильм. У. - Что вы узнали из фильма? - Какого цвета магнит? (Одна сторона магнита красная, другая – синяя). - А почему стороны у магнита имеют такой цвет? (Д. разные полюса: северный полюс и южный полюс). У. – Я хочу предложить вам объяснить Эврике, почему магниты у неё в руках так себя ведут. Кто попробует? (Д. Разные полюса притягиваются, одинаковые – отталкиваются). – Что будет, если магниты приблизить друг к другу? |
Настраивает на познавательную деятельность.
Объясняет ученикам, что такое лаборатории, и какие правила поведения нужно знать, работая там.
Вывод на тему учеников.
Беседа
Обсуждение ролика. (ролик идёт ровно 1 минуту, затем ролик останавливают)
Экспериментальная часть
(ролик начинается с 1.00 мин и до 2.35 мин) Обсуждение ролика.
Работа по учебнику.
|
Рассаживаются в группы
Проговаривают правила поведения в группе
Проговаривают правила поведения, технику безопасности.
Ответы учащихся
Высказывают своё мнение.
Самостоятельно выводят тему урока: Магниты. Формулируют цель: Определять тела, обладающие магнитными свойствами.
Просмотр ролика Ответы детей: откуда произошло название «магнит».
Ответы детей, что он металлический, твёрдый, холодный
Работа по учебнику. Работа в группах. Обсуждение.
Дети экспериментируют с полями магнитов. Делают вывод, что стороны, окрашенные в разные цвета у магнитов притягиваются, в один цвет - отталкиваются. |
На столе у учителя коробка с “волшебным” грибком, деревянная лопатка, металлическая ложка, пластмассовая ложка, резиновый шарик, бумага. Презентация
На каждом столе перед учениками лежат разные предметы: скрепка, ножницы, детали лего-конструктора, ластик, гвоздь, шурупы, карандаш, бумага. И магнит.
Учебник: Магнит, с. 68—69. |
Осмысление. Работа над новой темой.
|
- Ребята, а где мы в нашей повседневной жизни встречаем магниты или предметы которые их содержат? (магниты на холодильник, магнитная доска, магниты на доску, на сумках тоже есть замки на магнитах). Экспериментальная часть. У.: Рассмотрите предметы, которые находятся у каждого из вас на столе. (Слайд 3)
Вы можете только по внешним признакам определить из чего они сделаны? (Дети определяют правильно все предметы). У.: Все ли предметы притягивал магнит? Какие предметы у вас притягивались? Д.: Скрепка, ножницы, гвоздь, шурупы. У.: А как вы думаете, почему они притягивались, из какого материала они сделаны? (У.: Они все металлические). (Слайд 4)
У.: Настоящие учёные, когда проводят эксперименты, всегда ведут записи. Я вам тоже предлагаю сейчас заполнить листы ваших исследований. Дескриптор: - вы должны провести эксперимент; - определить предметы, которые обладают магнитными свойствами; - определить предметы, которые не обладают магнитными свойствами; - сформулировать вывод.
У. – Давайте проверим ваши результаты. (Слайд 5)
ФИЗМИНУТКА. «Магнетизм» Учитель в роли магнита называет предмет, если предмет притягивается, то дети берутся за руки, если не притягивается, то руки прячут за спиной.
У. Каждый день в окружающем нас мире происходит великое множество физических явлений. Многие из них мы не замечаем, но некоторые приковывают наше внимание, и пытливый ум человека стремится разгадать секреты этих явлений. Человек по природе своей любопытен; желая узнать побольше о происходящем вокруг, он отправляется в путешествие. С давних времён компас был одним из непременных приборов, который использовали путешественники. Основная часть компаса – постоянный магнит. (Слайд 6) https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika/magnitnoe-pole/lesson/magnitnoe-pole-2
У. – Ребята, давайте сделаем вывод: какие предметы притягивает магнит? (Д. Металлические). - А как бы вы назвали это свойство у магнитов, притягивать другие предметы? (Д. называют разные свойства, например: магнитное свойство). - Какие из ваших предметов на столе обладают таким свойством? |
Предлагается ученикам самостоятельно в группах провести эксперименты с разными предметами. Обладают ли они магнитными свойствами.
Во время презентации используется трёхъязычие. И дети слушают аудио запись: слова «магнит, притягивать, отталкивать» как они произносятся на казахском и английском языках.
Учитель подводит их к выводу о магнитных свойствах магнита
Проводится физминутка |
Дети исследуют свойства предметов относительно магнита
Заполняют лист формативного оценивания
Физминутка
Фильм о компасе
Ученики делают вывод о свойстве магнита |
На каждом столе перед учениками лежат разные предметы: скрепка, ножницы, детали лего-конструктора, ластик, гвоздь, шурупы, карандаш, бумага. И магнит.
Презентация
https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/ehlektrodinamika/magnitnoe-pole/lesson/magnitnoe-pole-2
|
Самостоятельный поиск. Обобщение полученных знаний |
У. – А теперь настало время исследований. Работа для наших лабораторий. Узнать, через какие материалы действует магнит? (Слайд 7)
Это песок, картон, стекло и дерево. У нас с вами 4 лаборатории. Каждая получит своё задание и по окончанию исследования расскажет нам, что нового они узнали. 1 лаборатория: вам задание найти с помощью магнита предметы в песке. 2 лаборатория: исследуете, можно ли достать предметы со дна бутылки, наполненной водой, не намочив рук и не переворачивая бутылку. 3 лаборатория: исследуете, не теряет ли магнит свои свойства через картон и дерево. 4 лаборатория: проверяет свойство магнита через стекло. Дескриптор: - Учащиеся проверяют, проходят ли магнитные волны через различные предметы (картон, дерево, стекло, воду, песок). - Делают выводы.
У. По окончанию исследований вам нужно всем заполнить лабораторный журнал (Рабочая тетрадь с.48) Вывод: Магнитная сила действует сквозь бумагу, стекло, дерево, картон, воду и многие другие материалы. После опыта ученики каждой лаборатории рассказывают о процессе выполнения исследования. Заполнение журнала. Проверка (Слайд 8).
|
Экспериментальная часть. |
1 лаборатория: На подносе насыпан песок, где спрятаны металлические и другие предметы. Учащиеся с помощью магнита должны извлечь из песка предметы, обладающие магнитным свойством. 2 лаборатория: Прислонив магнит к стенке бутылки дети извлекут из неё металлические предметы. 3 лаборатория: на листе картона, и на ДСП насыпаны мелкие металлические предметы. Двигая под листом магнитом, учащиеся делают вывод, что предметы тоже перемещаются вместе с магнитом. 4 лаборатория: Так же, как и 3 группа, только используя кусок стекла (края обработаны, чтобы не порезались), двигать предметы через стекло, используя магнит. |
Рабочая тетрадь: Рабочий лист 46. "Магнит", с. 48.
|
Конец урока |
У. Ребята, а кто знает, где и как используют магнит? Какую пользу он приносит людям? Посмотрите на доску (Слайды 9 - 13). Какова велика роль магнитных свойств в его применении и на производстве, и в медицине. А сейчас много детски игрушек изготавливают с магнитами.
|
|
Ответы детей |
|
Анализ. Рефлексия Оценивание |
У. –Наш урок подходит к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Продолжите мои предложения: - Я понял, что…. - Было интересно…. - Было трудно…. - Мне захотелось…. - У меня получилось…. Молодцы! - Какие свойства магнита вы запомнили? (Слайд 14) - Какие задания вы выполняли с удовольствием? - Были ли задания, при выполнении которых, вы испытывали трудности? – Ребята, сегодня вы были настоящими юными исследователями. Провели опыты и узнали много нового и интересного про магнит и его свойства. И я как старший учёный исследователь хочу наградить вас медалями «Юный исследователь». (Слайд 15) |
Подведение итогов.
Учитель награждает медалями учеников. |
Ответы детей |
|
Обратная связь |
У. - Если вам понравился урок, и было всё понятно, то на наше дерево знаний прикрепите магнитики красного цвета, если было не совсем понятно, и нужно кое-что уточнить – магнитики жёлтого цвета. Если же было ничего не понятно, и не интересно – зелёный магнитик. |
На доске нарисовано дерево знаний. Магнитики – плоды этого дерева. |
Дети прикрепляют магниты на доску.
|
Доска, магниты, нарисованное на плакате дерево. |
Приложение 1
ФИО ____________________ Дата: _____________
Подраздел 5.6 «Магнетизм»
Цель обучения: 1.5.6.1. Определять тела, обладающие магнитными свойствами.
Задание 1. Определите предметы, которые будут притягиваться к магниту. Объясните, почему Вы так считаете?
________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 2. Поднесите магнит к каждому предмету, который указан в таблице. Закрасьте зеленым цветом смайлик, соответствующий действию «притягивает», красным цветом, соответствующий понятию «не притягивает».
Дескриптор: Обучающийся
- проводит эксперимент;
- определяет предметы, которые обладают магнитными свойствами;
- определяет предметы, которые не обладают магнитными свойствами;
- формулирует вывод.