Луга. Растения и животные луга
Цель: |
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о луге как о природном сообществе. |
Задачи: |
сформировать начальные понятия о понятие о растениях и животных лугов; развивать познавательные способности учащихся, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. |
Оборудование: |
интерактивная доска, запись с голосами птиц, картинки с изображением растений и животных. |
Тип урока: |
изучение нового материала. |
Методы обучения: |
словесный, объяснительно-иллюстративный, проектный. |
Ход урока.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Встань-ка ровненько, дружок,
Прозвенел уже звонок.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Но сначала повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
Ребята, сели ровненько красиво. Вы видите, что к нам сегодня на урок пришли гости, и я желаю вам всем успехов на уроке. А девизом нашего урока будут следующие строчки. Давайте вместе хором прочитаем.
ДЕВИЗ НАШЕГО УРОКА: (чтение хором)
Я умею думать,
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы
То и буду выполнять!
2. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, я хотела бы начать наш урок стихотворением «Моя Республика».
Она велика: от Алтая до Каспия,
Она широка, как народа душа.
Она - же Европа,
Она же и Азия, и волны Урала,
И плеск Иртыша.
Родная земля
Молодая и древняя
Пою о тебе
И тобою живу!
На север взгляну –
Вижу зелень деревьев,
На юг посмотрю –
Ветры сушат траву.
Есть всё у тебя:
И леса, и озера,
И синие глуби
Натруженных рек,
Бескрайние степи,
Высокие горы,
И я твой хозяин
И твой человек!
-Сегодня мы начинаем новый раздел «Растительный и животный мир Казахстана». А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете, выполнив задание, которое я вам приготовила.
- - Ребята, обратите внимание, на столах у вас лежат листы с картинками.
Как бы вы расселили этих животных? (рак, рыба, утка, лягушка, бабочка, гусь – река, болото).
«Расселяют» животных по местам обитания: Время – 3 минуты.
Рак, рыба, утка, гусь – река,
Лягушка – болото,
Бабочка – ?
- Как вы думаете, где она может жить?
Куда мы поселим бабочку? Ответы учащихся.
(подвести детей к ответу: на лугу).
- Ребята, может уже кто-то догадался, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? Ответы учащихся.
- А что такое луг в вашем представлении?
2. - Включаю музыку – звуки луга. Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем (поднимаем подбородок, дышите ровно – ровно). Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, откройте. (повторите несколько раз) Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. (сморщите нос, задержите дыхание) Бабочка улетела. (мышцы расслаблены, глубокий вдох – выдох
Так что же такое луг в вашем представлении?
3. Ассоциации к слову луг (на доске) – дети выходят к доске и записывают слова.
- Это много цветов, разные травы, летают бабочки, пчёлы, поют птицы.
- А что вы хотите узнать на уроке? (Что такое луг? Какие растения растут на лугу?
- Какие животные обитают на лугу?)
- Сегодня мы побываем на лугу, и постараемся узнать о нём как можно больше.
- Какова же тема нашего урока?
4. - Итак, тема нашего урока «Луга. Растения и животные луга». Слайд №1
- Бывали ли вы на лугу?
- Можно ли отличить луг от леса?
- Что такое луг? Дайте определение луга. (Ответы детей)
Луг – обширные территории с травянистой растительностью.
-Давайте откроем учебник (стр. 67) и прочитаем определение луга, убедимся, насколько мы были близки к правильности определения.
Участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения, называют лугами. Слайд №2. Луг – природное сообщество.
- Молодцы, ребята. Вы правильно дали определение луга.
Слайд №3. Действительно, лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями.
Что такое луг? С мёдом сладким пчёлки,
Ковёр травы вокруг. Песня перепёлки.
Цветов нарядных венчики, Мяты аромат,
Звонкие кузнечики. Лета нежный взгляд.
Мотыльки игривые, И до белых мух
Жуки неторопливые. С дудочкой пастух.
Слайд № 4. Луга могут раскинуться на берегу водоёмов, на склоне гор, на опушке леса. Встречаются луга, как на равнинах, так и в горах.
Большинство лугов возникло на месте лесов и болот.
- Мы отправимся с вами на луг и узнаем, какие же организмы составляют это сообщество. Но отправимся мы не целым классом, а отдельными отрядами:
«Ботаники», «Зоологи»
- Что изучают ботаники, зоологи? (Ботаники – растительный мир, зоологи – животный мир)
- Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать картину, но не красками…
Вот на этом ватмане мы будем рисовать наш луг картинками.
5. Изучение новых знаний.
Самостоятельное чтение текста. Стр.68-70.
- Из текста «Ботаники» выбирают информацию о растениях луга ( пункт «Растения луга»), «Зоологи» - информацию о животных луга (пункт «Животные луга»). И ещё у вас на столах есть конверты с картинками, из которых вы должны выбрать только те, которые относятся к вашему материалу. В каждой группе есть спикер и наблюдатель. Спикер группы делает устное сообщение, а остальные ребята вывешивают на доску-луг картинки с изображением растений и животных, а наблюдатель группы будет фиксировать ваши ответы и в листе оценивания ставить оценки по критериям оценивания.
Время на выполнение этого задания - 10 минут.
(пока дети работают над текстом, включаю «Звуки луга»)
После выступления первой группы:
- Посмотрите, наш луг преображается, становится краше.
Слайд №5 -7 Растения лугов. Слово учителя.
- На лугах растут сочные влаголюбивые растения. Весной луга покрываются зелёным ковром, летом этот ковёр раскрашивается яркими цветами. Много растений на лугу. Давайте ещё раз посмотрим на слайды.
Слайд №5. На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка.
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
Слайд № 6. Растения луга: колокольчик, одуванчик, василёк, мак, нивняк, купальница.
Слайд №7. Кормовые луговые травы: мятлик, тимофеевка, мышиный горошек, клевер, ежа сборная.
- Луга являются «кладовой» лекарственных трав. Издавна люди собирали, заготавливали и использовали в лечебных целях травы лугов. Слайд № 8 – 16. Это интересно.
Слайд №9. Чабрец.
Применяют как дезинфицирующее и обезболивающее средство. Отвар из листьев используют в качестве отхаркивающего средства.
Слайд №10. Тысячелистник.
В народной медицине используют как кровоостанавливающее средство, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, обладает противовоспалительными свойствами.
Слайд №11. Ромашка.
Настой цветков ромашки оказывает противовоспалительное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, желчегонное действие.
Слайд № 12. Цикорий.
Применяют при болезнях печени, селезёнки, почек. Отвары из корней цикория усиливают аппетит, улучшают пищеварение, успокаивают нервную систему, помогают работе сердца. Цикорий обладает общеукрепляющими свойствами. Корень цикория используют как заменитель кофе.
Слайд № 13. Мята.
Используют как средство, улучшающее кровообращение в сосудах мозга и сердца, при болях в желудочно-кишечном тракте.
Слайд №14. Пустырник.
Применяют в качестве успокаивающего средства и при заболеваниях сердца.
Слайд №15. Полынь.
Настой травы применяют для возбуждения аппетита и для улучшения пищеварения.
Слайд №16. Календула.
В народной медицине настой календулы используют при заболеваниях печени и желчного пузыря. Наружно применяют для лечения ожогов, смазывания ран, прыщей, царапин, порезов.
После выступления второй группы:
- Ребята, наш луг ожил. Посмотрите, какая красота!
Спикер делает устное сообщение, а остальные ребята вывешивают на доску-луг картинки с изображением растений и животных).
- Ребята, а почему животные лугов маленькие? ( Чтобы прятаться в траве или жить в земле)
Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве.
Слайд № 17 – 20. Животные лугов
Слайд №17. Насекомые луга.
Шмель, божья коровка, бабочка, пчела, кузнечик, жук, гусеница, стрекоза.
Слайд №18. Пресмыкающиеся.
Ящерица, змея, жаба.
Слайд №19. Птицы луга.
Луговой лунь, тиркуша луговая, луговой чекан, овсянка, перепел, чечевица.
Слайд №20. Грызуны.
Хомяк, полёвка, крот, луговая собачка.
Слайд №21. Это интересно.
Перепел и коростель взлетают редко, в основном бегают по земле.
Перепел своё присутствие выдаёт песенкой «пить - полоть».
Коростель издаёт скрипучий крик «дёрг - дёрг», напоминающий треск деревянной палочки по зубьям гребня. Кричит главным образом в сумерки и ночью.
Слайд №22. Трясогузка постоянно потряхивает хвостиком, за что и получила своё название.
Обмен таблицами и ставят оценку на плакат.
В интерактивной доске дети смотрят видео «Жизнь в лугах»
https://bilimland.kz/ru/#lesson=13871
Физминутка на лугу. Включаю «Звуки луга».
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лугу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на лужок. (Садятся дети на места).
Задание: в группе обсудить и записать – Как человек использует луга?
Слайд № 23. Луг и человек. Время – 5 минут.
Луга используют для сенокошения, для выпаса скота, разведения пчёл, сбора лекарственных трав, спорта и отдыха.
Задание: Слайд № 24. Найди ошибки, которые допустили дети, придя на луг. Время 5 минут.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Букет, чтоб друзьям показать в городе. В траве мы нашли гнездо какой то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца, мы их подержали и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день.
Правила друзей луга или охрана луга. Слайд № 27
- Не ловите бабочек, птиц и других насекомых.
- Не рвите на лугу охапками цветы.
- Не затаптывайте растения и насекомых.
- Не разоряйте гнезда шмелей.
- Берегите живущих на лугу, птиц, ящериц, лягушек.
- Не оставляй на лугу мусор.
- Не поджигайте траву.
Контроль за качеством усвоения материала. Дети выполняют тест.
https://bilimland.kz/ru/#lesson=13871
Итог урока.
Домашняя работа: Учебник: стр. 67-70 прочитать.
Индивидуально: - подобрать загадки об обитателях луга;
- подготовить сообщение о растении или животном луга.
В конце урока дети оценивают свою работу по листам самооценивания
Оценивание: 5 – красный цветок
4 – жёлтый цветок
3 – зелёный цветок
Рефлексия: Встаньте, на правую ладонь мысленно положите знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке.
Соедините ладошки в «хлопке». Этот хлопок – тоже оценка вашей работы на уроке.