Листья
Цель: |
познакомить учащихся с внутренним строением листа; формами листа (простые, сложные); частями листа (пластина, черешок); создать условия для понимания – какие вещества вырабатывают листья под воздействием окружающей среды; познакомить с явлением природы – листопад; развивать речь, логическое мышление, внимание, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к растениям. |
Тема исследования: |
развитие навыков критического мышления. |
Цель исследования: |
выявить уровень сформированности навыков критического мышления (способность к организации поиска ответов на проблемные вопросы). |
Методы: |
словесный, наглядный, поисковый, практический. |
Форма: |
индивидуальная, групповая, в парах. |
Тип факультативного занятия: |
изучение нового. |
Ресурсы: |
гербарий растений, информационный текст каждому учащемуся группы, ИКТ, видео, микроскопы, листья растений, музыкальное сопровождение. |
Этап |
Ход урока |
||||||||
Мотивационно-целевой |
А) Распределение учащихся по группам. Учитель раздает конверт учащимся, в котором находится лист растения. Учащиеся вынимают лист из конверта и определяют, в какой группе находится такой же лист. Проходят и рассаживаются в группы. Учитель: «Оценивание группы в течение урока возлагается на спикера, который должен контролировать готовность каждого учащегося, правильность самооценки. За каждый правильный ответ учащийся получает «листик-оценку» от спикера». Б) Активизация мыслительной деятельности Цель: проверить уровень усвоения материала по теме «Части растений». Стратегия «Интеллектуальное казино» Каждая группа делает ставки. Учитель читает вопрос, бонус получает та группа, которая ответила быстро и правильно. За каждый правильный ответ учащийся получает «листик-оценку» от спикера.
Выявление группы-победительницы (формативное оценивание).
Игра «Что лишнее?» Определив лишнее слово, узнаете тему урока. Рыжик, подосиновик, опята, листья Определите цель урока. Учащиеся в группах выбирают из перечня целей те, которые относятся к теме лист. Подчеркивают и зачитывают. Изучить внутреннее строение листа; формы листа (простые, сложные); части листа (пластина, черешок). Рассмотреть причины загрязнения водоемов. Перечислить вещества, которые входят в состав воздуха. Научиться измерять температуру воздуха. Узнать, какие вещества вырабатывают листья под воздействием окружающей среды. Познакомиться с явлением природы – листопад. Учитель, в подтверждение ответам учащихся, демонстрирует цели на слайде. |
||||||||
Операционный этап |
Стратегия «Кластер» Цель: создать условия для наблюдения, построения логической цепочки мыслительной деятельности. В группах находятся листья разной формы и размера. Учитель: «Можно ли увидеть части листа?» Уч-ся: «Лист состоит из двух частей: пластина листа и черешок». Учитель: «Что можете рассказать о листьях?» Уч-ся: «Большие, маленькие, разной формы». Учитель: «Попробуйте распределить листья по форме на группы». Сколько групп получилось?» Уч-ся: «Две».
1 группа (рис. 1, 2, 3, 5); 2 группа (рис. 4, 6, 7, 8, 9). Учитель: «У многих растений листья простые – они имеют только одну листовую пластинку (рис. 1, 2, 3, 5). Есть растения, у которых лист имеет несколько листовых пластинок. Такие листья называют сложными (рис. 47, 4, 6, 7, 8, 9)». https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/mir-rastenij/tkani-i-organy-rastenij/lesson/stroenie-i-funkczii-listev Оценивание работы спикером. Работа в группе: чтение текстовой информации «Тайна листа» Цель: создать условия для формирования самостоятельного извлечения учащимися информации из текста. Формировать умение выделять главное в тексте, делать выводы. Учитель: «Каждый учащийся самостоятельно знакомится с информацией, отвечает на вопросы текста и лишь потом происходит обсуждение в группе». 1 группа: Выяснилось, что листья растений – удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня. А углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но запомните: работает чудесная «кухня» только на свету! Вот почему зеленые растения не могут жить без света. Когда ученые разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. Но животным и человеку нужны эти питательные вещества. Они едят растения и получают питательные вещества. [1, с. 74-76]. Вопросы: 1. Почему ученые назвали листья растений «поварами»? 2. Что поняли ученые, разгадав тайну питания растений? После самостоятельного изучения и обсуждения в группе, учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учитель: «Почему ученые назвали листья растений «поварами»?» Уч-ся: «Выяснилось, что листья растений из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал». Учитель: «Каким образом?» Уч-ся: «Вода поступает в листья по стеблю из корня. А углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но запомните: работает чудесная «кухня» только на свету! Вот почему зеленые растения не могут жить без света». Учитель: «Что поняли ученые, разгадав тайну питания растений?» Уч-ся: «Они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения». Оценивание работы спикером.
2 группа: Ученые сделали и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется… кислород! Растения выделяют его в воздух. Вот и получается, что благодаря растениям в воздухе меньше становится углекислого газа и больше кислорода. [1, с.76]. Вопросы: 1.Что еще образуется вместе с питательными веществами? 2. Куда выделяют растения кислород? После самостоятельного изучения и обсуждения в группе, учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учитель: «Что еще образуется вместе с питательными веществами?» Уч-ся: «В зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется… кислород!» Учитель: «Куда выделяют растения кислород?» Уч-ся: «Растения выделяют его в воздух». Спикер группы оценивает ответы учащихся в течение работы с текстовой информацией.
Динамическая пауза под музыкальное сопровождение
Практическая часть. Цель: рассмотреть внутреннее строение листа Учитель: «Чем покрыто тело человека?» Уч-ся: «Кожей». Учитель: «Для чего человеку нужна кожа?» Уч-ся: «Защищает от повреждений, переохлаждения, перегревания, попадания микроорганизмов». Учитель: «Сверху и снизу лист покрыт кожицей. От чего защищает кожица лист?» Уч-ся: «Защищает от повреждений, высыхания, попадания микроорганизмов». Спикер группы оценивает ответы учащихся. Учитель: «Рассмотрите кожицу листа под микроскопом». Работа в парах. Под микроскопом учащиеся изучают внутреннее строение листа. Учитель: «Что наблюдаете? На что похож рисунок?» Уч-ся: «На клетки». Учитель: «Только под микроскопом можно рассмотреть клетки растения. Снаружи лист защищен эпидермой. Внутренняя часть листа состоит из губчатого мезофила, полисадного мезофила, устьиц, сосудистых пучков». https://bilimland.kz/ru/courses/biologiya-ru/mir-rastenij/tkani-i-organy-rastenij/lesson/stroenie-i-funkczii-listev Учитель: «В старших классах вы более подробно изучите строение клетки и сможете читать ее как книгу». «После лета наступает осень. Листья на деревьях желтеют, опадают. Как называется это явление?» Уч-ся: «Листопад». Игра Листопад «Что влияет на изменение окраски листьев осенью? Если согласны с ответом, хлопните в ладоши». Ветер дует, папа не поливает дерево, воды много, свежий воздух, плохо кормит мама, мало солнца. Учитель: «Почему солнце влияет на окраску листьев?» Уч-ся: «Недостаточно солнечного света, а хлорофилл придает листьям зеленый цвет под воздействием солнечных лучей». |
||||||||
Рефлексивный этап |
Цель: определить степень усвоения изученного материала. Учащиеся, отвечая на вопрос учителя, образуют цепочку знаний по теме факультативного занятия.
Учитель: «Каждая ветка дерева в группе соответствует имени учащегося. Найдите свою веточку и наденьте листочки, которые вы получили за правильные ответы». По количеству листочков происходит оценивание учащихся. 11-12 листочков на ветке – «5» 10-9 листочков на ветке – «4» 8-7 листочков на ветке – «3»
Составить сказку о листике. |