Кто дружит с солнышком?
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
2.4.2.1. Определять порядок расположения планет Солнечной системы. 2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований. |
Развитие навыков: |
Описывать иллюстрации и находить в тексте учебника ответы на вопросы. Анализировать, что объединяет картинки в учебнике. Перечислять и подписывать в Научном дневничке все планеты Солнечной системы. Предполагать и обосновывать, какая из планет получает меньше и больше всего тепла и света. |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): |
Все учащиеся смогут: Определить тему и цель исследования на уроке. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. Вступать в учебный диалог. Называть порядок расположения планет Солнечной системы. Сравнивать размеры космических тел. Участвовать в ролевой игре «Планеты, стройся!». Оценивать результаты своей работы на уроке. Большинство учащихся смогут: Работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку гипотез. Самостоятельно моделировать Солнечную систему. Некоторые учащиеся смогут: Осуществлять поиск существенной информации в дополнительных источниках. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Самостоятельно обрабатывать информацию и заносить результаты в Научный дневничок. |
Языковая цель: |
Полиязычие: Күнжүйесі – Солнечная система – Solar system Основные термины и словосочетания: Солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, орбита. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопросы для обсуждения: Какая планета получает меньше всего тепла и света? Какая планета быстрее других сделает полный оборот вокруг Солнца? Почему планеты не сталкиваются? Что такое орбита? |
Привитие ценностей: |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи: |
ИКТ – поиск информации в Интернете. Художественный труд – правила работы и техника безопасности при работе с пластилином. Самопознание – обмениваться мнениями, слушать любого ученика в группе и учителя; согласовывать свои действия в группе. Пропедевтика – астрономия. |
Навыки использования ИКТ: |
ИКТ – просмотр видеороликов, презентация урока. |
Предварительные знания: |
Знают понятие «космос», характеризуют астрономию, как науку о космосе; называют приборы, инструменты и летательные аппараты для изучения космоса; дают характеристику отдельным космическим телам; могут объяснить связи между Землей и Солнцем, описывают особенности поверхности и движения Луны. |
Ресурсы: |
Ход урока
Этапы урока, t |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
Начало урока 1 мин |
I. (К) Создание положительного эмоционального настроя. Прозвенел звонок веселый – Все готовы? Все готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. |
|
1 мин |
II. Введение в тему (К) Обратите внимание ребят на картинки и предложите переставить буквы и прочитать ключевое слово урока. - Что ты уже знаешь о космосе? - Посмотри, о чем узнаешь сегодня на уроке. |
Задание в учебнике |
1 мин |
III. Актуализация знаний. Целеполагание (К) Учащиеся по рисункам в таблице предполагают, о чем пойдет речь на уроке. Определяют цель, которую нужно достичь к концу урока. (К ней возвращаются на этапе рефлексии.) |
Таблица в учебнике (можно вынести таблицу во флипчарт) |
3 мин |
IV. Домашнее задание Просмотр курса ресурса www.bilimland.kz (познание мира. № 155 Солнце) (К) Педагог предлагает детям ответить на вопросы теста www.bilimland.kz (познание мира. № 155 Солнце) 1. Солнце – это ... спутник звезда планета искусственный спутник 2. Какое из данных веществ сгорает в огромных количествах внутри звезды? водород плутоний углерод кислород 3. В какой форме звезды высвобождают энергию? электромагнитное излучение электронная конвекция ядерное деление электричество 4. Сколько звезд существует в обычной галактике? 8000 несколько миллионов сотни миллиардов два миллиарда 5. Звезды, которые находятся на расстоянии в несколько световых лет от Земли, являются видимыми, потому что выделяют огромные количества ... тепла света газа энергии 6. Что производит солнечную энергию? ядерные реакции свет электромагнитное излучение тепло Несколько учащихся (2-3 ученика) читают вопросы, составленные дома по прошедшей теме. |
https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/ zemlya-i-kosmos/lesson/solncze (познание мира. № 155 Солнце)
|
Середина урока 27 мин |
V. Работа по теме урока (К) Работа с рисунком в учебнике. – Можно ли все светящиеся точки на небе назвать звездами? – Давайте внимательно посмотрим на ночное звездное небо. (Иллюстрации с изображением звездного неба с планетами). – Меняется ли звездное небо? Что изменилось? (На звездном небе есть светящиеся кружочки, которые непрерывно меняют свое место на небе). – Что это за небесные тела? (Это планеты. Слово «планета» означает блуждающая. Эти космические тела похожи на звезды, но в отличие от звезд – огромных раскаленных светящихся шаров, – планеты представляют собой остывшие холодные небесные тела). – Если планеты – остывшие небесные тела, то как же мы их видим? (Они светят не своим, а отраженным солнечным светом). Просмотр курса ресурса www.bilimland.kz (познание мира. № 155 Солнце) – Рассмотрите расположение планет вокруг Солнца. Что это за дорожки вокруг Солнца? (Вокруг Солнца движутся по своим орбитам планеты.) – Давайте перечислим их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). – Вы назвали планеты в какой последовательности? (В порядке удаления их от Солнца). – Рассмотрите рисунок на с. 52. Предложите ребятам рассмотреть Солнечную систему, прочитать названия планет по порядку относительно Солнца, назвать самую большую планету, самую маленькую и планеты-соседи. (Г) Проблемный вопрос. На какие группы можно разделить все планеты? (Д, К) Исследование. «Как движутся планеты?» Раздайте 8 учащимся ленты разной длины. Привяжите ленточки на карандаш, палочку. Учащийся «Солнце» держит карандаш над головой, вокруг него вращаются «планеты». Спросите, какая планета делает оборот вокруг Солнца быстрее? Почему? (К) Проблемный вопрос. Предположите, почему планеты не сталкиваются. (Гипотезы детей.) Прочитайте сообщение Всезнамуса. (И) Работа в Научном дневничке. Расставить планеты в порядке увеличения их орбит. Физминутка: (К) Игра «Планеты, стройся!» Игру можно провести несколько раз, чтобы все ученики поучаствовали. Раздайте карточки с названиями планет. – Вот мы и узнали, что вокруг Солнца вращаются планеты. У каждой свой путь, называемый орбитой. Выступление заранее подготовленного ученика по проекту «Модель Солнечной системы». Запомнить названия и очередность планет вам поможет считалка: На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий – раз, Венера – два-с, Три – Земля, четыре – Марс. Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, Семь – Уран, восьмой – Нептун. (А. Усачев) Демонстрация модели учащегося – продукта творческого проекта. (К) Работа с рисунком в учебнике. Просмотр курса ресурса www.bilimland.kz (познание мира. № 158 Вид Земли из космоса) (Г) Создание модели. Работают две группы. Одна группа создает модель Солнечной системы из пластилина, вторая – из фруктов и овощей. (учащиеся делятся по буквам П и Ф). Предложите рассмотреть и сравнить размеры планет и создать фруктовую модель Солнечной системы. Изюминка будет изображать Меркурий (это самая маленькая планета) |
Учебник
Учебник
https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/ zemlya-i-kosmos/lesson/solnechnaya-sistema (познание мира. № 154 Солнечная система)
Учебник Научный Дневничок
Учебник Названия планет (можно вынести на флипчарт)
Модель солнечной системы
Пластилин, фрукты: изюминка, виноград, слива, мандарин, апельсин, грейпфрут, яблоко |
Конец урока 5 мин
|
VI. Обобщение (К) Работа в Научном дневничке. Обработка информации. Задания по уровням. 1. Обведи схему Солнечной системы. 2. Расставь планеты в порядке увеличения орбит. 3. Определить верный порядок расположения планет. Выполнить задания курса ресурса www.bilimland.kz (познание мира. № 154 Солнечная система)
1. Найди соответствия Планеты Солнечной системы включают Солнце – Солнечная система Планеты, кометы и спутники Астероиды – это каменистые тела Самое крупное тело Солнечной системы – Землю. Солнце. вращаются вокруг ближайшей звезды – Солнца. состоит из восьми планет и других тел. вращающиеся вокруг Солнца. это центр Солнечной системы. 2. Дополните предложения, выбрав подходящие по смыслу слова. 1. Путь тела вокруг другого такого тела в космосе, как звезда, называется … затмение вращение по орбите след 2. Орбиты планет Солнечной системы имеют … форму эллиптическую квадратную круговую 3. Чем больше … объекта, тем больше сила притяжения, влияющая на другие тела. тепло влажность масса 4. Сила притяжения между объектами, такими как планеты, звезды и спутники, называется … светом теплом гравитацией 5. … – это тело, которое проявляет самую сильную гравитацию в Солнечной системе. Луна Солнце Юпитер |
Научный дневничок
https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/ zemlya-i-kosmos/lesson/solnechnaya-sistema (познание мира. № 154 Солнечная система)
|
1 мин |
VII. Домашнее задание Узнай из дополнительных источников, в честь каких богов планеты получили свои названия. |
Учебник Научный дневничок |
1 мин
|
VIII. Итог урока. Рефлексия (И, Ф) Рефлексивное оценивание «Звезды» заключается в оценке своей работы на уроке. – Ты выяснил, кто дружит с солнышком? – Смог ли ты найти схему Солнечной системы, расставить планеты в порядке удаления от Солнца и подписать их? – Откуда берут тепло и свет все планеты? – Что вы знаете о планетах? Какая там может быть температура? Почему? – Почему только на Земле есть жизнь? Попросите учащихся оценить свою работу на уроке, закрасить звездочки: желтая звезда – работал отлично, активно; синяя звезда – работал хорошо, но допускал ошибки; красная звезда – работал пассивно, не принимал участие в работе. |
Тетрадь, цветные карандаши |
Критерии успеха |
желтая звезда – работал отлично, активно; синяя звезда – работал хорошо, но допускал ошибки; красная звезда – работал пассивно, не принимал участие в работе. |
Дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение ТБ |
Введение детей в ситуацию успеха, повышение самооценки у слабого. Сильным предложить самостоятельно найти информацию в энциклопедиях, в сети Интернет. Использование открытых вопросов для детей с выраженными умственными способностями. |
Учитель: обеспечивает обратную связь и поддержку каждому учащемуся; задает вопросы по ходу урока; просматривает работы учащихся в Научном дневнике (задания); анализирует результаты ученической рефлексии. |
Динамическая пауза. Солнце глянуло в окошко Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать Раз, два, три, четыре, пять. |