Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека
Цели обучения: |
- формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе; - формировать бережное отношение к ресурсам воды; - наблюдение за учащимися с помощью методики критического мышления. |
Развитие навыков: |
- активизировать мыслительную и исследовательскую деятельность учащихся; - познавательной активности за счет увеличения объема учебной информации с учетом возрастных особенностей и разнообразия форм и приемов; - формирование целостного видения картины природы через разнообразные виды деятельности учащихся на уроке. |
Предполагаемый результат: |
Все учащиеся смогут: - узнать о явлении круговорота воды в природе, осознать значимость и ценность водных ресурсов. Большинство учащихся смогут: - подбирать ассоциации к теме урока; - анализировать содержание информации на основе видеоресурсов bilimland.kz; - отвечать на вопросы учителя; - ответить верно на симуляторе bilimland.kz в индивидуальном задании.
Некоторые учащиеся смогут: - пересказать учебный материал в рамках регламента; - проиграть роль и защитить в дебатах значение воды в жизни человека; - структурно аргументировать свою точку зрения; - провести исследование (Лестница), защитить проект. |
Языковая цель: |
Основные термины и словосочетания: земной шар, горы и равнины, круговорот воды в природе, кислород, воздушные слои, испарения, водяной пар, атмосфера, ледники, технические производства, отходы промышленности, полярные льды. Используемый язык для диалога/письма на уроке: Где встречается вода? Откуда она возникает? Какой происходит процесс благодаря воде? Почему в реке исчезла вдруг вода? Что случилось после того, как в реке стало меньше воды? О чем напоминает каждому это стихотворение? |
Материал прошедших уроков: |
Изучение природы, природа земли, равнины, горы, изменения поверхности земли из-за человека, реки и озера – охрана воды. |
План
Временное планирование |
Планируемые мероприятия |
Ресурсы |
1 мин |
Создание положительного эмоционального настроя через арт-терапию. Здравствуйте ребята, прочитайте про себя загадку. Садитесь. На ваших партах лежат кисточки и баночка с водой. Ваша задача – отгадать загадку и нарисовать ответ. Чтобы лился дождик с неба, |
Интерактивная доска, альбомные листы, кисточки, баночки. |
3 мин |
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. Вы поделены на группы. Ваша следующая задача – на рисунках с ответами вы должны подобрать ассоциации к слову вода. После этого из каждой группы выйдет ученик и расскажет о том, какие ассоциации вы придумали. Например: показ слайда. Регламент 2 мин. Молодцы. Прошу внимательно рассмотреть ваши ассоциации. Сформулируйте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Постановка задач: Где встречается вода? Откуда она возникает? Какой происходит процесс благодаря воде? Правильно, тема нашего урока «Круговорот воды в природе и значение воды в жизни человека». Мы повторим определения, понятия по этой теме и познакомимся с процессом перемещения воды, т. е. с круговоротом воды в природе, а также будем разговаривать о значении воды в жизни человека. |
Листы с рисунками.
|
5 мин
2 мин
1 мин
2 мин |
Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. Сейчас я раздам вам информацию, связанную с темой нашего урока, но там не вся информация правильная, вы должны подчеркнуть то, что на ваш взгляд является неверным. Работа с текстом и его анализ. Вода – редкое вещество, распространенное в природе. Она покрывает всю поверхность земного шара. В составе воды есть воздух. Основной запас воды, 97%, составляют воды и океанов и морей. Вместе они не формируют мировой океан. Вода – источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода и без воды. В теле человека нет воды. Без воды человек может прожить только два дня. В 1 литре морской воды содержится 98 тонн соли. Вода обладает необыкновенным свойством: бывает только жидкой. Эти превращения связаны с ее удивительной способностью находиться в непрерывном круговороте. Под действием холода вода морей, океанов, озер и рек нагревается и в виде пара поднимается в воздушные слои. Она не испаряется и с поверхности почвы, ее испаряют растения и животные. Невидимый глазу водяной пар, поднимаясь до холодных слоев атмосферы, сгущается и образует облака. Из них вода в виде дождя или снега остается в атмосфере. Другая часть накапливается в ледниках, просачивается в землю, питает растения. Поверхность суши остается всегда сухой и без растительности. Вода, проникшая на незначительную глубину, выходит на поверхность в виде родников, стекает в реки. В более глубоких слоях земли воды не бывает. Попадая на поверхность земли, вода, так или иначе, всегда остается. Опрос. Проверяем правильность данной информации и сравниваем. Сайт №145. Вода в природе и ее свойства- Раздел 6 Круговорот воды в природе. Физкультминутка: Ребята, давайте немножко отдохнем. Я буду вам называть природные явления, а вы их изображать. (Ветер, вода, волны, круговорот воды в природе, дождь, солнце, пар, горы, ручеек, тучи). Молодцы, садимся. Упражнение-рассуждение. А теперь откройте свои тетради по познанию мира, у каждого из вас есть индивидуальные схемы круговорота воды в природе, вклейте их в свою тетрадь. А теперь внимательно посмотрите и подумайте, что бы было, если бы круговорот воды исчез? У вас на партах листы, сделайте цепочку того, что могло бы произойти. Ученик объясняет работу своей подгруппы. Показ цепочки учителя, сравнение. |
Рабочие листы, маркеры.
ИКТ технологии- bilimland.kz
Рабочая тетрадь, схема. |
1 мин
|
Физминутка для глаз. Руки за спину, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть наверх.) Головки опустим – на парту гляди. И снова наверх – там, где муха летит. Глазами повертим, поищем ее. И снова работаем. Немного еще. |
|
5 мин |
Работа по теме урока. Цель: выполнение практических заданий. Итак, процесс круговорота воды в природе нам ясен. Ну а каково же значение воды в жизни человека? Надо ли нам ее экономить? Перед вами картинка: слайд, на ежедневные нужды человек потребляет 300-400 литров воды, а в год – около 110-150 кубических метров воды. Вы должны на листах, где нарисована лестница, выложить стикерами свои расчеты, на что тратит человек 300-400 л воды в день. |
Интерактивная доска, бумага, цветные маркеры.
|
2 мин
6 мин |
Индивидуальная работа Работа с текстом, прием – «ДЖИГСУ» Прием «ДЖИГСУ». На карточках информация: Воды на Земле и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, для многих технических производств и сельского хозяйства. Ученые доказали, что жизнь возникла именно в воде. Известно, что человеческая кровь состоит из 98 процентов воды, такое же количество воды и в медузе. Пресной воды существенно меньше. Треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток, только для выращивания 1 тонны пшеницы необходимо 1500 тонн воды, переизбыток в орошении может привести к гибели растений. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Люди для очистки пресной воды от бактерий хлорируют воду (на 1 тонну воды – 0,72 грамма хлорки). Но воды океанов и морей тоже непрерывно загрязняются. Сюда попадают нефть, горючие масла, бензин, керосин, различные отходы промышленности. Особенно вреден для живых организмов слой нефти на воде. Он затрудняет газообмен, питание, уменьшает количество кислорода, необходимого для дыхания. В результате, реки, впадающие в озера, стали мелеть, приносить меньше воды. А озера стали высыхать. Ярким подтверждением тому являются Арал и Балхаш, уровень воды снижается и озера мелеют. Защита лестниц – учеников. Показ лестницы из расчета ученых. Молодцы. Пока вы работали, я вашим одноклассникам дала материал, который они должны пересказать. Ваша задача внимательно слушать, потому что после этого, мы пройдем онлайн тестирование. Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме. №147. Значение воды в жизни человека, растений и животных Симулятор. |
Информационные листы.
ИКТ технологии- bilimland.kz
ИКТ технологии- bilimland.kz |
5 мин |
Работа над ошибками. №147. Значение воды в жизни человека, растений и животных. Проверочный видеообзор: - Значение воды в жизни растений - Значение воды в жизни животных - Значение воды в жизни человека |
ИКТ технологии- bilimland.kz |
7 мин |
Сюжетно-ролевая игра А сейчас, мы проведем ролевую игру, в которой каждый из вас, побудет частью нашей сегодняшней темой. Мне нужно четыре человека. Сегодня вы будете играть: - воду; - расточительного человека; - бережливого человека; - природу. Вода должна говорить как ей плохо от загрязнений окружающей среды. Расточительный – искренне радоваться этому и утверждать, что вода создана только для него, и ему решать, как ей пользоваться. Бережливый – пытаться отговорить расточительного, приводя доводы. Природа – рассказывает, как страдает растительность и воздух. |
Маски, роли в листах задач.
|
2 мин |
Итог урока. Рефлексия. Течет река... Течет река... Ах, реку мы не узнаем... Почему в реке исчезла вдруг вода? Что случилось после того, как в реке стало меньше воды? О чем напоминает каждому это стихотворение? Что сегодня узнали на уроке? Какой вывод можно сделать? Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее! Спасибо за урок. |
Интерактивна доска
|
Дополнительная информация
Дифференциация |
Оценивание |
Межпредметные связи |
Мотивированные дети участвуют в приеме «ДЖИГСУ», в сюжетно-ролевой игре. |
Формативное оценивание. – Самооценивание «Я знаю и умею». – Взаимооценивание при работе в группе – Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. – Определение уровня усвоения навыка по теме, путем онлайн симулятора. |
– литература – физкультура – самопознание |
Рефлексия для учителя: Что мне удалось: Создать коллаборативную среду путем ресурсов bilimland.kz, для актуализации знаний удачно использовала стратегию «Кластер» и «Истина или ложь», индивидуальную и дифференцированную работу, оценивание с комментариями, видеообзоры урока – bilimland.kz, онлайн тестирование – bilimland.kz.
|
||
Что мне не удалось: При защите постера, детям трудно довести свою мысль. Планы на будущее: Использовать такие стратегии и методы, где дети научатся выражать свои мысли, на следующих уроках буду практиковать работу не в группе, а в паре: планировать работу так, чтобы дети умели выслушать собеседника и вести диалог. |
||
Итоговая оценка (с точки зрения преподавания и обучения). ОТЛИЧНО |
||
Какие два момента были наиболее успешны? |
1.Онлайн тестирование bilimland.kz 2.Видеоурок bilimland.kz |
|
Какие два момента улучшили урок? |
1.ИКТ технологии 2.Стратегии по критическому мышлению |
|
Что я узнала из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке? |
Класс показал отличное стремление работать с ИКТ технологиями, ресурсы bilimland.kz стимулируют учащихся к поисковой и самостоятельной работе, что соответствует структуре обновленного содержания образования. Также, я для себя отметила положительную динамику у учащихся, при выполнении индивидуальной работы, что дает основание и далее включать дифференцированных подход в обучении. |