Как возникло Казахское ханство?
Цели обучения: |
3.3.3.1. Объяснять причины образования Казахского ханства. |
Развитие навыков: |
3.3. Важные события в истории Казахстана. |
Предполагаемый результат: |
Все учащиеся смогут рассказать: – где и когда возникло Казахское ханство; – как и почему оно возникло. Большинство учащихся смогут: – в творческой форме объяснить причины откочевки Жаныбека и Керея от хана Абулхаира, составив обращение к кочевникам от имени одного из султанов. Некоторые учащиеся смогут: – прогнозировать ход событий; – составлять сценарий видеоклипа об образовании Казахского ханства. |
Языковая цель: |
Учащиеся могут: объяснять причины образования Казахского ханства. Предметная лексика и терминология: Жаныбек, Керей, Казахское ханство. Серия полезных фраз для диалога/письма. Казахское ханство образовали султаны Жаныбек и Керей. Казахское ханство возникло на западе Жетысу между реками Шу и Талас. Обсуждение. Почему Жаныбек и Керей решили откочевать от хана Абулхаира? Куда они направились? Какая встреча ожидала их на чужбине? Когда и где возникло Казахское ханство? Как в будущем расширилась территория Казахского ханства? Письмо. В тетради ученика составить письменный рассказ об образовании Казахского ханства. В рассказе выразить свое отношение к событию. |
Материал прошедших уроков: |
Тюрки и их образ жизни. Мои предки – кипчаки. |
Ход урока
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
0-1 мин |
Создание положительного эмоционального настроя: тренинг «Шанырак». Учащиеся становятся в круг под шанырак (кольцо с лентами). Говорят пожелания друг другу. Мотивация. Стартер. Послушайте стихи. …Все проходит. Остается Родина – То, что не изменит никогда. С ней живут, Любя, страдая, радуясь, Падая и поднимаясь ввысь. …Светлей и чище чувства Родины Людям никогда не обрести. Медленно История листается… Все пройдет, А Родина останется. (В. Фирсов) Ребята! Что вы представляете себе, когда слышите слово «Родина»? |
Шанырак
Звуки домбры |
Середина урока 2-5 мин
5-35 мин |
Актуализация ЗУНов: Целеполагание. Ковыльные степи, Казахстан, семья, родные люди, родной дом… Учитель. Наша большая Родина – Казахстан. Истоки государства казахов уходят в глубь веков. Недавно наша страна отмечала 550-летие со дня образования Казахского ханства. Тема урока: образование казахского ханства. (И, К) Что вы должны знать к концу урока? Чему научиться? Учащиеся. Мы узнаем причины образования Казахского ханства. Учитель (дополняет). Вы научитесь составлять сценарий видеоклипа об образовании Казахского ханства. Для этого нужно вспомнить материал прошлого урока. Проверка знаний Ресурс BilimLand, курс Всемирная история. № 3644. Тюркские народы средневековья 1 задание Выберите правильный ответ. Укажите лишнее среди тюркских народов.
Укажите лишнее среди тюркских народов.
Укажите лишнее среди тюркских народов.
2 задание Основным видом хозяйства населения Тюркского каганата было
Изучение нового материала: Ресурс BilimLand курс – Видеоколлекция. Учебные фильмы. История. Казахское ханство Просмотр изучающего видеофильма «Казахское ханство» Изучение темы строится в виде сюжетного рассказа В повествовании присутствуют завязка, кульминация и развязка. Завязка – хан Абулхаир поднимает налоги, ужесточает условия жизни народа. (чтение 1-го абзаца в учебнике) Кульминация – призыв султанов Жаныбека и Керея откочевать от Абулхаира. Задание учащимся. Представьте себя в роли одного из султанов – Жанибека или Керея. Сочините обращение к кочевникам, чтобы они последовали за вами. В своих выступлениях учащиеся могут сказать примерно следующее: – Уйдем от хана Абулхаира! Он жесток и жаден. Как правитель, Абулхаир не смог защитить нас от врагов. Проиграл сражение ойратам и трусливо спрятался за стенами города! А враги ограбили наши дома, угнали весь скот. Теперь хан требует заплатить налоги сполна! Чем нам платить? – Абулхаир беспощаден. Никто из нас не чувствует себя спокойно под его властью! Он заставляет плакать и друзей, и врагов. Ни один человек не уверен в своей безопасности! Скольких людей он перебил в борьбе за власть! Зачем нам такой хан? – Надо уйти на другие земли. Создадим свое государство и заживем мирно и счастливо! Выберем справедливых ханов, которые будут заботиться о нас! Кочевники откликнулись на призыв Жаныбека и Керея и направились в сторону Семиречья. Но впереди – неизвестность! Работа с иллюстрацией в учебнике. На этой картинке ты видишь султанов Жаныбека и Керея во время перекочевки на чужбину. Как ты думаешь, о чем они могут беседовать между собой? Работая в паре, попробуйте воссоздать их диалог. (Ответы учащихся.) Прогнозирование будущего. Выскажите предположения, как будут дальше развиваться события. Какая встреча ждет кочевников на чужбине? Ответы учащихся: – На новых землях пришельцев могут встретить враждебно. – Возможна дружественная встреча. Учитель. Чтобы проверить ваши предположения, читаем дальше текст учебника. Развязка – дружественная встреча ханом Есенбугой кочевников, выделение им земель на западе Жетысу, образование Казахского ханства! Учитель. Так образовалось Казахское ханство. Какое значение это имело для народа: – Раньше казахи жили в составе других государств, а теперь они объединились в одном государстве! – Народ выбирал своих правителей. Они заботились о защите границ от нападений врагов. – Казахское ханство могло устанавливать связи с другими странами. – Образование Казахского ханства привело к расцвету культуры, традиций и обычаев народа. (Г) Прием «Синквейн» В группах составляют синквейн «Казахское ханство» (ФО) Прием «Мини-тест». Для проверки знаний по образованию Казахского ханства учитель предлагает написать на листочках мини-тест (время выполнения – 5 минут): 1. Казахское ханство образовалось: А) в 1435 году; В) в 1455 году; С) в 1465 году. 2. Первоначально Казахское ханство возникло: А) между реками Шу и Талас; В) между Волгой и Жайыком; С) в долине реки Сырдарьи. 3. Казахское ханство образовали султаны: А) Касым и Мурундук; В) Керей и Жаныбек; С) Тауекел и Есим. 4. Жаныбек и Керей откочевали от хана: А) Жангира; В) Тахира; С) Абулхаира. 5. Казахское ханство возникло: А) на западе современного Казахстана; В) на севере современного Казахстана; С) на юго-востоке (Жетысу) современного Казахстана. Выполнение заданий в тетради ученика (по выбору): А.1. Соедини стрелками начало предложения и его окончание; А.2. Звезда истории. Ответь на вопросы. Практикум – работа с датой и картой в учебнике, тетради, электронном приложении. Прием «Кубир». Учащиеся составляют вопросы по теме урока с помощью кубика Блума. |
Компьютер, проектор
Ресурс BilimLand Всемирная история. №3644. Тюркские народы средневековья
https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/istoriya/lesson/kazaxskoe-xanstvo
Учебник
Иллюстрация в учебнике
Тетрадь ученика
Листы А4, фломастеры
Листы ФО (мини-тест)
Тетрадь
Кубик Блума |
Конец урока 35-40 мин |
Итог урока: Выполнение заданий в тетради ученика. 1. Представь, что тебе надо снять видеоклип об образовании Казахского ханства. Какие важные события ты поместил бы в кадрах? 2. Проведи самооценку своей деятельности (ФО) Прием «Взаимооценивание». Выберите одну фразу из фразеологизмов для соседа по парте: - шевелить мозгами - краем уха - хлопать ушами 3. Рефлексия «Четверостишие». |
Карточки с фразеологизмами
Карточка «Четверостишие» |