Доли
Цель: |
организовать учебную деятельность детей по освоению понятия «доля», в процессе практической работы познакомить с тем, как образуются и называются доли. |
Задачи: |
- Развивать умения самостоятельно применять полученные знания при решении и сравнении числовых выражений, развитие слуховой и зрительной памяти. Коррекция: логики мышления. - Формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, чисел, геометрических фигур. - Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки. |
Оборудование: |
- Для учителя: компьютер(https://bilimland.kz/ru/courses/nachalnaya-matematika/4-klass/1-tablicza-umnozheniya/lesson/1-07-3-zakreplenie-projdennogo-materiala-dopolnitelnye-zadachi), мультимедийный проектор, экран, презентация, демонстрационный материал: яблоко, мандарины. - Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, геометрический материал: прямоугольник, квадрат, круг; учебник «Математика». |
Тип урока: |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. |
Ход урока
Этапы урока |
Выполняемые задания |
Комментарии |
1. Орг. момент |
Создадим хорошее настроение. - Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. |
Улыбнитесь друг другу, садитесь! – Руки? – На месте. – Ноги? – Локти? – У края. – Спина? – Прямая. |
2. Актуализация знаний |
На доске запись: 27 : 3 > 9 24 : 4 > 8 28 : 8 = 4 20 : 4 < 5 14 : 1 = 14 21 : 7 = 3 - Прочитайте записи. Найдите неверные. Исправьте ошибки. - Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражений. - Чем отличаются данные выражения друг от друга? - На какие две группы можно разбить данные выражения? - Какое действие с числами выполняли? |
Учитель ответы фиксирует на доске.
Работа на интерактивной доске |
3. Сообщение темы и целей урока |
- Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин. - На какие равные части делили целый апельсин? (на дольки) - Кто знает, что это такое? - Где в жизни вы встречали это слово? Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т. д.) - Ребята, словосочетание «равные части» иногда заменяют словом «доли». - В математике такие равные части от целого называются доли. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое доли. - Значит тема нашего урока … - Два бобра решили распилить бревно пополам. Наметили разрез и распилили. Вот что поучилось. - Как распилили бревно бобры? - Согласны ли вы с тем, что бревно распилено пополам? (Нет, т. к. части у бревна не равны.) Значит, какое сегодня обязательное требование к делению целого на части? (Части должны быть равными) - Молодцы! - Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял еж? Какую долю бревна взял бобер? - Сможем ли мы с вами точно ответить на этот вопрос? - Значит, какая цель стоит перед нами? |
Презентация «Мы делили апельсин» Вернуться в начало презентации 1. (дольки) «Доли» - (появляется слайд в презентации 1 и табличка на доске). Варианты записи фиксируются на доске: 1:5; \({1 \over 5}\) … рядом с записью появляется знак ? - научиться записывать доли и читать их (записать на доске). |
4. «Открытие» нового знания. Из истории дробей |
- Давайте разберемся с этим вопросом. А) - Показываю яблоко. Ребята, какие мысли у вас возникают, глядя на этот предмет? Варианты ответов: аппетитное, сладкое, круглое, спелое, его хочется съесть. - А я бы одна не стала его есть, а обязательно поделилась бы со своей семьей. - Смогу ли я одно яблоко разделить между двумя людьми? - Как мне это сделать, ведь яблоко одно? (Выслушиваются мнения учащихся) Яблоко разрезаю на 2 равные части. - Что сделали с яблоком? - Как разрезала? (Пополам) - Как сказать по другому? (На две равные части) - Как по-другому назвать равные части? (Доли) - На сколько равных частей (долей) разделили яблоко? - Как можно назвать одну часть? (Половина, одна вторая.) Б) - А мне нужно разделить на четыре равные части. Как теперь разделить яблоко? Кто догадался, как это сделать? (Каждую половину поделить пополам) - Мы получили какую долю яблока? (Четвертую) - Как это записать? (Дети сначала предлагают свои варианты записи) На доске дети видят следующую запись: \({1 \over 2} {1 \over 4}\) - Что эта запись обозначает? (Мнения детей) - Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) . - Но в математике есть еще один знак деления, он называется «дробная черта – и, соответственно, числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Как вы думаете, что обозначает число под чертой? (Мнения детей) - А число над чертой? (Мнения детей) - Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т. к. от целого взяли одну равную часть. Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. Вывод: - Итак, при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвертая и т. д. - В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли |
- Красным мелом выделяется одна вторая от целого. делили показать на запись с актуализации новый вид чисел. ВЗ: Кому первому я дам яблоко и почему? (первой даете яблоко маме, потому что она старше и она женщина, затем – папе – он старше, а последнюю часть вы возьмете себе, потому, что тот, кто угощает кого-то, берет самый последний)
|
5. Первичное закрепление |
- Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос? - Вернемся к презентации. - Сколько было апельсинов? - На сколько равных частей разделили апельсин?- Какая доля апельсина досталась ежу? - Что мы делали с апельсином? |
- да Вернуться в начало презентации 1 «Мы делили апельсин» |
Физкультминутка. Гимнастика для глаз |
Дружно встали – 1, 2, 3! Мы теперь все молодцы! А теперь пришла пора – Разомнется детвора. |
Комплекс упражнений для глаз, для снятия утомления с мышц туловища |
6. «Открытие» нового знания. Практическая работа с геометрическим материалом |
- Сейчас мы вместе выполним такую работу. А) - Возьмите круг и разделите его с помощью перегибания на две равные части. Сколько половин в целом круге? (В целом круге 2 половины.) - Какие это части? (равные) - Получили … (½). - Возьмите другой круг и разделите перегибанием его на 4 равные части. Сколько в целом круге четвертых долей? - А теперь, закрасьте, синим карандашом 1 часть. Как можно назвать эту часть? (одна четвертая, т.к. круг поделили на 4 части, а закрасили одну) - А как записать? (¼) - Что обозначает эта запись? (Целое разделили на 4 равные части и взяли одну такую часть) - Как прочитать эту запись? (Одна четвертая). - Сколько четвертых долей в половине? - Какая доля больше, половина или четверть? (Половина) - Как это записать? (½ > ¼) Б) - У вас на партах лежат полоски бумаги. -Разверните. - На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? - Закрасьте одну такую долю полоски. - Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили? - Другую полоску разделите на три равные части. Получили … (⅓). - Какая доля больше, ⅓ или 1/6? (⅓). Проверьте накладыванием. |
Алгоритм обозначения долей. Сравнение долей. Вывод: ½ > ¼ |
7. Закрепление пройденного. Работа с учебником |
- На сколько долей вы разделили свою полоску? - Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски. - Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4. Аналогично с другой полоской. Возьмите квадрат и разделите его на 8 равных частей. Закрасьте одну часть. - Как можно назвать эту часть? (Одна восьмая.) - А как записать? \({1 \over 8}\) - Что эта запись обозначает? (Целое разделили на 8 равных частей (долей) и взяли одну такую часть) На доске: \({1 \over 2}; {1 \over 3}; {1 \over 4}; {1 \over 8};...; {1 \over n}. \) - Как вы думаете, что обозначает запись: 1/n? - Как эта запись читается? - Так, что же такое «доли»? - Приведите свои примеры долей Закрепим полученные выводы. стр.69, № 3 (в). Назови не закрашенная часть полоски. |
4 записали, (один человек у доски) целое разделили на 4 равные части и одну из них закрасили (если дети не смогли ответить, вернуться к модели) учебник с. 80 - убираем знак ? |
8. Работа в группе с демонстрационным материалом |
Задание на сообразительность: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза. - Какую часть торта взяла Муха-Цокотуха? - Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа? - Теперь нам надо разделить «торт» между собой, который вы сделали на уроке технологии. На сколько частей будете делить торт. Какие части должны быть? (равные части). Как нам это сделать? - Какая доля торта досталась каждому? |
Презентация «Доли» Показывается на слайде, затем выдается модель торта. |
9. Самостоятельная работа. Самооценка |
Стр.69 № 4 . На доске верное решение. - У кого такие же результаты? - У кого 1-2 ошибки? В чем и почему? - Кто не справился с заданием? Кто выполнил всю работу без ошибок в своих тетрадках, поставьте себе оценку. |
На доске верное решение, молодцы! Я думаю, что сейчас мы разберемся с вашими ошибками. Таких нет. Самоконтроль и самооценка |
10. Итог урока. Рефлексия |
- Какую часть конфитюра взяли обезьянки? - Что обозначает цифра 1, 3 в записи числа? - Какую цель мы перед собой ставили? - Что такое доли? – У вас у каждого на столе по три мордашки с улыбками. Покажите - Кто считает, что хорошо поработал на уроке и ему все понятно? - У кого еще есть затруднения? В чем? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Достиг ли наш урок цели? - Спасибо за урок. Вы молодцы. |
Презентация – пирог-конфитюр, кольцо, сыр Научиться записывать доли и читать их. - показывают мордашки |
11. Домашнее задание |
Стр. 69 № 5 |
|
Дополнительно: Самая известная из долей – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра. Разделить целое на две равные части – половина. Долю называют «половина». Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на три части – «треть». Долю называют «треть». Если целое разделить на 4 равные части, то получится или по-другому говорят «четверть». Скажите, когда мы говорим четверть? (Учебная четверть, четверть часа)
Рефлексия:
Каждый из обучающихся произносит продолжение одной из фраз, которые можно высветить на экране.
На уроке я узнал…
Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…
Я узнал новое…
Я понял, мне необходимо поработать над темой…