Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Цели обучения, достигаемые на этом уроке: |
5.1.2.17 выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; 5.1.2.18 выполнять сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. |
Цель урока: |
|
Критерии оценивания: |
1. применяет правило нахождения НОК; 2. знает алгоритм сложения дробей с разными знаменателями; 3. знает алгоритм вычитания дробей с разными знаменателями. |
Языковые задачи: |
|
Воспитание ценностей: |
Независимость Казахстана и Астана: Воспитание Казахстанского патриотизма и гражданской ответственности. Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе: Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, уважение, солидарность и прозрачность. |
Межпредметная связь: |
*История, Естествознание. |
Предыдущие знания: |
*выполняет сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями;
*сокращает дроби;
|
Ход урока
Этапы урока |
Виды упражнений, запланированных на урок: |
Ресурсы |
|||||||||||||||
Начало урока |
Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, пожелание успеха. Для создания психологической атмосферы проводит разминку «Технологии, сберегающие здоровье» «БЫЛ АПЕЛЬСИН ВСЕГО ОДИН? (допустим если в классе 24 ученика) И КАЖДОМУ ДОСТАЛОСЬ В КЛАССЕ? Ешьте, дети, витамины – будете здоровы!!! И обратите внимание, только вместе мы – единое целое и только все вместе мы – одно целое!
Отвечают на вопросы учителя: метод «Мозговой штурм» (устно) повторение темы: Сокращение дробей 1. Какую часть апельсина съест половина класса? ( {1over 2} = {6over 12}) Значит, половина и есть ({12 over 24})
Актуализация знаний. Организует устную работу учащихся. На доске проецируются 5 примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Игра «Лото» Дескриптор: Обучающийся - находит сумму обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; - находит разность обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; - сокращает дроби; - переводит неправильную дробь в смешанное число. Обратная связь Самопроверка: игра « Светофор» (ответы проецируются на экране, учащиеся ставят в тетради + и –). Поднимите руки у кого 5 плюсиков, у кого 4 и т. д. Молодцы!!! Игра « Лото» переворачивают ответы, и выходит новая тема Выход на тему: Отвечают на вопросы: 1. Почему дробь ({1 over 2}) заменили на ({2over 4})? 2. Какие дроби мы получили? На основании какого свойства получили данные дроби? Дескриптор: - рассматривает рисунки; - использует основное свойство дроби; - выполняет сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Обратная связь «Метод большого пальца» - Кто сможет сформулировать алгоритм сложения дробей с разными знаменателями? Выйти на правило, ответ сравнить с учебником. - Значит цель нашего урока??? Задание 1 Какая Международная специализированная выставка прошла в столице нашей родины? Ответ: выставка «Астана ЭКСПО-2017». С нашей школы поехали учащиеся на эту выставку. С вашего 5 (г) класса поехали 6 учащихся из 28-ми, а с 5 (в) класса поехали 7 учащихся из 20–ти. Вопрос: какая часть учащихся из двух классов поехала на выставку ЭКСПО? (Учащиеся работают в паре) Дескриптор: - читает и записывает обыкновенные дроби; - составляет числовое выражение по условию задачи; - выполняет сложение дробей с одинаковыми знаменателями; - выполняет сложение дробей с разными знаменателями. Обратная связь: - на доске варианты ответов, учащиеся выбирают правильный вариант ответа и прикрепляют стикеры на правильном варианте ответа. |
На экране апельсин https://cloud.mail.ru/public/8RKh/k5EPkHjYU
({1 over 2}) = ({6 over 12}) = ({12 over 24})
https://bilimland.kz/ru/courses/math-ru#
Ответы проецируются на экране https://cloud.mail.ru/public/8RKh/k5EPkHjYU (можно дать на парту в конверте лист с заданиями и ответами) Приложение1
https://bilimland.kz/ru/courses/math-ru#
Работа с учебником Учебник стр. 169
Возвращаемся к апельсину (учиеся объясняют, что применили основные свойства дробей)
Математика Т. АлдамуратоваБайшоланов 5 класс Атамұра 2017, стр 171
На экране картина с ЭКСПО https://cloud.mail.ru/public/8RKh/k5EPkHjYU Приложение 2
https://bilimland.kz/ru/courses/math-ru#
На доске на плакате два варианта ответов |
|||||||||||||||
Середина урока |
Физкультминутка «Смена деятельности»
Нас ждет теперь гимнастика для глаз! Рисуй восьмерку вертикально. |
Интерактивная доска |
|||||||||||||||
|
Первичное усвоение знаний -Учащиеся садятся за компьютеры, где уже загружен урок: https://bilimland.kz/ru/courses/math-ru/arifmetika/naturalnye-chisla/lesson/naibolshii-obshii-delitel-vzaimno-prostye-chisla Отвечают парами, вводя с клавиатуры правильный ответ.
Стратегия «Отсюда – сюда» Задание 2. Выполните сложение и вычитание дробей 1) ({7over 10} + {4 over 5}); 2) ( {7over 3} – {1 over 4}). Дескриптор: - приводит дроби к общему знаменателю; - выполняет сложение дробей с разными знаменателями; - выполняет вычитание дробей с разными знаменателями. Обратная связь - Обучающийся проговаривает устно алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.
Задание 3. Жизнь не может существовать без воды. Большая часть продуктов питания состоит из воды. Вода составляет ( {12 over 30} ) яблока и ({7 over 12}) кочана капусты. Определите, насколько больше воды содержится в капусте, чем в яблоке? Сколько всего воды содержится в кочане капусты и в яблоке вместе? Дескриптор: - приводит дроби к общему знаменателю; - выполняет вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; - выполняет сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Обратная связь - учитель проверяет первых трех учащихся (учитель дает варианты правильных ответов), которые проверяют остальных учащихся (по правильному варианту ответов). |
https://cloud.mail.ru/public/8RKh/k5EPkHjYU Приложение 2
https://bilimland.kz/ru/courses/math-ru#
Методика «Научи другого», консультанты Приложение 2
|
|||||||||||||||
|
Дополнительное задание (на несколько действии) Дескриптор: - приводит дроби к общему знаменателю; - выполняет вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; - выполняет сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Обратная связь: -на экране проецируются правильные ответы (самопроверка). |
Математика Т. АлдамуратоваБайшоланов 5 класс Атамұра 2017стр 174 № 510 https://bilimland.kz/ru/courses/math-ru#
Интерактивная доска |
|||||||||||||||
Конец урока |
Задание 4. Технология полного усвоения знаний (учащиеся выполняют по вариантам, потом в паре). Метод Джигсо Правило 1:-1-вариант а) чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно привести дроби к наименьшему общему знаменателю, затем сложить их по правилу сложения дробей с одинаковыми знаменателями; б) если в результате получилась неправильная дробь, то заменить ее смешанным числом; в) если в результате получилась сократимая дробь, то ее обязательно нужно сократить.
Задание. Выполни сложение: (правило 1) 1) ({5 over 12} + {1 over 4}) 2) ({2 over 3} + {1 over 2}) ПРОВЕРЬ себя: на экране правильный вариант ответа: 1) ({2 over 3} ) 2) (1{1 over 6}) Дескриптор: - знает взаимно простые числа и умеет находить НОК; - выполняет сложение дробей с разными знаменателями; - умеет сокращать дроби; - переводит неправильную дробь в смешанное число. Обратная связь: - «Светофор» – учащиеся показывают карточки в зависимости от правильности ответа: Зеленый цвет – правильно Желтый цвет – есть вопрос Красный цвет – неправильно
Правило 2: вариант 2 При вычитании дробей с разными знаменателями надо: а) привести дроби к наименьшему общему знаменателю; б) выполнить вычитание полученных дробей по правилу вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; в) если в результате получилась неправильная дробь, то заменить ее смешанным числом; г) если в результате получилась сократимая дробь, то ее обязательно нужно сократить.
Задание. Выполни вычитание: (правило 2) 1) ({3 over 5} – {2 over 7}) 2) ({19 over 28} – {3 over 7}) Проверь себя б) 1) ({11 over 35}) 2) ({1 over 4})
Дескриптор: - знает взаимно простые числа и умеет находить НОК; - умеет сокращать дроби; - выполняет вычитание дробей с разными знаменателями. Обратная связь: «Светофор» – учащиеся показывают карточки в зависимости от правильности ответа: Зеленый цвет – правильно Желтый цвет – есть вопрос Красный цвет – неправильно |
https://cloud.mail.ru/public/8RKh/k5EPkHjYU Приложение 3
Интерактивная доска |
|||||||||||||||
|
Домашнее задание на дифференциацию
|
https://cloud.mail.ru/public/8RKh/k5EPkHjYU Лото
Карточки |
|||||||||||||||
|
Рефлексия: метод Анкетирование
|
Раздаются карточки Приложение 4 |
Дифференциация – в данном плане использую при выполнении домашнего задания, с целью выявить уровень учащегося и при планировании заданий на следующие уроки учесть их уровень и подготовить дополнительные задания, как и в домашней работе, так и при работе в классе. Оценивание – использую самопроверку: игра «Светофор», «Метод большого пальца», стикеры при выборе правильного задания, при разработке заданий по технологии полного усвоения, оценивание провожу через метод Джигсо. |
|
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности: через здоровье сберегающие технологии (задание с апельсином и задание о важности воды для организма), проводится физкультминутка. |
|
Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно ли проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?
|
Использую метод анкетирования, чтобы знать информацию и уровень достижения цели каждого ребенка. |
|