Простые и составные числа
Цель обучения: |
5.1.1.6 знать определения простого и составного чисел. |
Цель урока: |
Умеют различать простые и составные числа, используют таблицу простых чисел, применяют полученные знания в жизненных ситуациях. |
Критерии оценивания: |
Все учащиеся смогут: различать простые и составные числа, использовать таблицу простых чисел. Большинство учащихся будут применять полученные знания на практике, решать более сложные задачи, отличать простые числа от составных. Некоторые учащиеся смогут: выполнить индивидуальные и дифференцированные задания, решать задачи уровня «С». |
Уровень мыслительных навыков: |
Знание, понимание, применение. |
Языковые задачи:
|
Развитие математической речи через диалог, работу в парах. Ключевые слова: составные и простые числа, числа-близнецы. Вопросы для обсуждения: |
Воспитание ценностей: |
Воспитание патриотизма на основе знаковых объектов столицы (Монумент «Астана-Байтерек», Мечеть Хазрет Султан), формирование взаимного уважения и взаимной ответственности. |
Межпредметная связь: |
История Казахстана, краеведение, самопознание. |
Предыдущие знания: |
Делители и кратные натуральных чисел. |
Ход урока
Запланированные этапы урока |
Виды упражнений, запланированных на урок |
Ресурсы |
Начало урока
|
1. Организационный момент Приветствие. Психологический настрой на урок. Добрый день, ребята! Какое же сегодня у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи карточек трех цветов светофора, которые лежат у вас на парте. Зеленая карточка – настроение отличное, желтая – хорошее, красная – так себе. - Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. Повернитесь лицом к соседу и пожелайте ему добра. Таким образом, девиз урока: «Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед» (А. Нивен) Мозаика. А теперь поделимся на группы. Ученикам выдается часть изображения, и они должны найти, у кого есть другие части этого изображения (Достопримечательности Астаны – Монумент «Астана-Байтерек», Пирамида, Мечеть Хазрет Султан). |
Слайд
|
Середина урока |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Работа в парах. Задание 1. Игра «Кто лишний?» В каждой цепочке 5 чисел обладают общим свойством, а одно этим свойством не обладает. 12, 106, 55, 66, 1008, 88. 25, 47, 39, 44, 55, 151. Указать, что это за свойство, и какое число лишнее. Дескриптор: - использует определение четных чисел; - использует определение нечетных чисел; - найти лишнее число. Ф.О. Если правильно, то ставит знак «+» или «–». Задание 2 Прием «Верю – не верю» 1. Любое натуральное число имеет бесконечно много делителей. 2. Верно ли, что 2 делитель числа 96? 3. Верно ли, что 63 кратно числу 9? 4. Верно ли, что 6 делитель числа 96? 5. Верно ли, что 80 кратно числу 5? 6. Число 15 делитель 45 и кратно 5? 7. Верно ли, что 2 делитель числа 34? Дескриптор: - указывает верные высказывания, используя определение делителя и кратного. Задание 3. На сколько равных частей можно разложить 24 асыка?
4. Индивидуальная работа. Самооценивание. Ф.О. Самооценивание. Если правильно, то ставит знак «+», или «–» если неправильно. |
Слайд
https://itest.kz/ru/ent/matematika-ru/lekciya_ deliteli_i_kratnye_naturalnykh_chisel_ru Слайд (правильные ответы) |
3. Изучение нового материала путем создания проблемной ситуации. Работа в группах. На слайде предложены следующие числа: 10, 13, 1, 12, 7, 24, 11, 18, 41, 35, 29, 58, 119, 225, 441, 882. Вам необходимо рассортировать в корзину идей данные числа по признакам: - имеют больше двух делителей в красную корзину; - имеют только два делителя в зеленую корзину; - имеют только один делитель в синюю корзину. После того как учащиеся распределят данные числа по корзинам, учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать определения простых и составных чисел. Игра «Хочу спросить». 1. Учитель задает вопрос: «А почему число 1 не попало ни в одну корзину?» Это помогает им сформулировать определение, что число 1 ни простое и ни составное. 2. Даны числа: 5 и 7, 11 и 13, 17 и 19. Учитель спрашивает учащихся, в чем же закономерность между данными числами? Вводится определение «Числа-близнецы» и «Совершенное число». 3. Давайте рассмотрим форзац учебника, где приведена таблица простых чисел от 2 до 997. - Назовите наименьшее простое число. (2) - Что о нем можно сказать? (2 – четное число) - Какую закономерность вы заметили в таблице простых чисел? (Все простые числа, кроме 2, нечетные) - Почему? (Если число четно, то оно делится на 2, значит у него больше, чем два делителя, следовательно, оно составное) 5. Историческая справка Древнегреческий ученый Эратосфен (276 г. до н. э. – 194 г. до н. э.) предложил свой способ для составления таблицы простых чисел. Этот способ назвали «Решето Эратосфена». На основе этих рассуждений была создана таблица простых чисел, которая есть в нашем учебнике. Используя ресурсы BilimLand, познакомимся с решетом Эратосфена. Ф.О. Словесная оценка. |
Слайды, корзина.
https://bilimland.kz/ru/courses/math-ru/arifmetika/naturalnye-chisla/ lesson/prostye-chisla-sostavnye-chisla-resheto-ehratosfena
|
|
Критерии успеха. |
Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы. Работают с тестовыми вопросами. |
|
|
Физкультминутка на интерактивной доске. |
Ссылка на видеоматериал в word-файле. |
|
4. Закрепление нового материала. Решение задач из учебника. № 191. Используя таблицу простых чисел: 1) из чисел 66, 67, 128, 139, 201, 311, 450, 502, 503, 641, 864, 859, 991 в одну строку выпишите простые числа, в другую – составные; 2) напишите числа-близнецы от 1-50. № 194. Средневековый казахский ученый Абу Насыр аль-Фараби родился в Отраре (Южно-Казахстанская область), жил в период между 870–950 гг. Сколько простых чисел содержится в числовом промежутке, указывающем на годы жизни ученого? № 57. 1) Применив решето Эратосфена, составьте таблицу простых чисел: а) от 1 до 20; б) от 1 до 50. 2) Напишите простые числа: а) между числами 13 и 26; б) между числами 9 и 18. № 142. Напишите все простые числа, при подстановке которых вместо буквы получится верное неравенство: 1) 7 < a < 27; 3) 305 < b < 330; 2) 50 < x < 83; 4) 918 < y < 955. Ф.О. Дескриптор: - записывает простые числа; - записывает составные числа. Групповая работа с карточками – дифференцированный подход (взаимооценивание, проверяют тетради друг друга). Используя ресурсы BilimLand, познакомимся с знаковыми объектами столицы. 1 группа Мечеть Хазрет Султан – крупнейшая мечеть в Центральной Азии. Общая площадь – 17 700 кв. м; вместимость от 5 до 10 тыс.; количество куполов – 9; высота купола – 51 м; высота минарета – 77 м. К каким числам относятся эти значения? Объясните ответ. Ф.О. Дескриптор: - записывает простые числа; - записывает составные числа. 2 группа Монумент «Астана – Байтерек» – уникальное архитектурное сооружение из металла и бетона, масштаб которого ошеломляет: металлическая конструкция высотой 105 метров, весом свыше 1000 тонн стоит и упирается на 500 сваях. Впервые в мире шар диаметром 22 метра и весом 300 тонн из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного света, был поднят на высоту 97 метров. Основная идея, которую отражает Монумент «Астана – Байтерек», – это древо Мира. Найдите простые и составные числа. Ф.О. Дескриптор: - записывает простые числа; - записывает составные числа. 3 группа В таблице имеются стайки «жар-птиц» – простых чисел с «пером» 13 в хвостике (оканчивающихся на 13): 13, 113, 313... стайки простых чисел с «пером» 31 в хвостике. Какие еще можно найти стайки? Ф.О. Дескриптор: - находит стайки «жар-птиц»; - использует таблицу простых чисел. |
Учебник «Математика», 5 класс, стр. 75
https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/ tema-klassnogo-chasa/lesson/monument-bajterek
|
Критерии успеха |
Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы. |
|
Конец урока – 7 мин.
|
Игра «Поражение цели». Приготовим оружие – сигнальные карточки. На доске прикреплены «метеориты» – кружки, вырезанные из цветной бумаги. Ученики по очереди называет числа, которые показывает учитель, а остальные при помощи красных или зеленых карточек выражают свое согласие или несогласие. Если правильно, то поднимают зеленые карточки, а если нет – красные. - Из следующих чисел назовите простые числа: 225; 227; 269; 357; 367; 416; 419; 461; 477; 509; 583. - Из следующих чисел назовите составные числа: 431; 437; 467; 587; 667; 677; 703; 713; 739; 899; 907. После меткого попадания учитель убирает сбитый «метеорит» с доски, пока не собьют последний. После такого обстрела проверим ваше настроение на заданиях с ресурса itest.kz. Ф.О. Дескриптор: - записывает простые числа; - записывает составные числа. 5. Задание на дом: А) п. 2.2, выучить определения, № 192, 193, 199, стр. 75. Б) 1) Разложить на простые множители год своего рождения и родителей. 2) С помощью решето Эратосфена найдите простые числа от 1000 до 1500. С) С помощью решето Эратосфена найдите числа-близнецы от 1000 до 1500. 6. Рефлексия. Предлагаю вам выразить при помощи карточек трех цветов светофора: зеленый – все понятно; желтый – остались вопросы; красный – непонятно. Хочу закончить урок следующей притчей: «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». |
Слайд
https://itest.kz/ru/ent/matematika-ru/ lekciya_prostye_i_sostavnye_chisla_ru
|
Дифференциация Каким образом Вы |
Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
|
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Дифференциация заданий была предложена на этапах групповой и индивидуальной работ, при подаче домашнего задания. |
Осуществляется формативное оценивание, взаимооценивание, самооценивание учащимися на этапах групповой и индивидуальной работ, игра «Светофор», «Поражение цели». |
Использование на уроке музыкальной физминутки на казахском языке «Қыдырып қайтайық» (Путешествие по Казахстану и Астане).
Инструктаж по работе с компьютером. |