5 класс – Делители и кратные натуральных чисел. 6 класс – Умножение рациональных чисел
Класс: |
5 |
6 |
Тема урока: |
Делители и кратные натуральных чисел |
Умножение рациональных чисел |
Тип урока |
Изучение новой темы |
Изучение новой темы |
Цели обучения: |
5.1.1.5 знать определения делителя и кратного натурального числа; 5.1.2.8 находить делители натуральных чисел; 5.1.2.9 находить кратные натуральных чисел. |
6.1.2.15 выполнять умножение рациональных чисел. |
Цели урока: |
Все учащиеся формулируют определения и свойства делителей и кратных. Большинство учащихся отличают делители и кратные. Некоторые учащиеся находят делители и кратные для натуральных чисел. |
Все учащиеся формулируют правило умножения рациональных чисел. Большинство учащихся решают примеры на умножение рациональных чисел. Некоторые учащиеся перемножают рациональные числа при нахождении значений выражений и решений уравнений. |
Уровень мыслительных навыков: |
Понимание, применение. |
Знание и понимание. |
Критерии оценивания: |
Формулируют свойства делителей и кратных; различают делители и кратные; |
Формулируют и выполняют умножение рациональных чисел. |
Языковые цели: |
Применяют термины «делитель числа», «кратное числа», «общий делитель нескольких чисел», «общее кратное нескольких чисел». |
Применяют термины «положительные числа», «отрицательные числа», «противоположные числа». |
Привитие ценностей: |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: сотрудничество; труд и творчество. |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: сотрудничество; труд и творчество. |
Межпредметные связи: |
|
Взаимосвязь с информатикой, с реальной жизнью. |
Предварительные знания: |
Компоненты арифметических действий, деления и умножения натуральных чисел. |
Различают целые числа, рациональные числа; выполняют сложение и вычитание рациональных чисел. |
Ход урока
Этап урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
Запланированные этапы урока |
Ресурсы |
|||
Начало урока
|
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Учащиеся в парах здороваются по-казахски (обнявшись и похлопав по плечу), по-русски (за руку), по-японски (сложив вместе ладони поклониться), как туземцы племени «Майя» (потереться спинами). Мотивация на урок. «Однажды царь решил выбрать себе из своих придворных первого помощника. Он подвёл всех к огромным воротам, на которых висел огромный дверной замок, и сказал: «Кто сумеет открыть этот замок, тот и будет моим первым помощником». Никто даже не притронулся к замку. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который сразу же открылся. Оказывается, он не был закрыт на ключ. Тогда царь сказал ему: «Ты получишь должность моего первого помощника, потому что ты полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку». - Итак, ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете бояться сделать попытку, опираясь при этом на собственные знания. Я желаю вам на уроке работать дружно и открыть что-то новое. |
Слайд 1 |
|||||
|
Актуализация опорных знаний. Прием «Корзина идей». Учащиеся вспоминают и записывают в тетрадях все, что знают о делителях и кратных. Взаимооценивание. АМО. Игра «Лови, не зевай, правильно отвечай!». Правила игры: учитель задаёт вопрос и кому-то из участников игры бросает мяч, тот должен вернуть мяч с ответом. 1) Делители числа 12 2) Кратные 5 3) Самый большой делитель 48 4) Кратное число 14, больше 20, но меньше 50 3) Число, которое является делителем чисел 15 и 18 4) Назовите три числа кратные 8 5) Назовите два числа кратные К 6) Делитель 12 и 18 7) Самый маленький делитель 243 8) Делитель 45 и 15 Оценивание. Прием «Большой палец» |
Слайд 3 |
Актуализация знаний. АМО. Игра «Да – нет»-ка. На вопрос нужно ответить «да» – хлопком ладони, ответ «нет» – топнуть ногой: 1) число 6,3 – положительное число; 2) число (–4,2) – отрицательное число; 3) 0 – положительное число; 4) число имеет два противоположных ему числа; 5) прямую, с выбранными на ней началом отсчёта и единичным отрезком, называют координатной прямой; 6) точка А(–5) расположена правее нуля на координатной прямой; 7) два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами; 8) –8 и (–9) – противоположные числа; 9) число имеет два противоположных ему числа. Взаимооценивание. АМО. Прием «Шашу». После того как все вопросы учащимися «пойманы», учитель предлагает по очереди раскрывать свою «конфету» и отвечать на вопрос. (Для введения новой темы как проблемный вопрос, учитель заранее готовит одну «Конфету» с примером умножения рациональных чисел, которые учащиеся еще не изучали) Оценивание. Похвала учителя. |
Слайд 2
Макеты конфет |
|||
|
Обобщение и закрепление знаний АМО. «Карусель». Каждый ученик получает по плакату, на котором написано 4 задания, маркеры двух цветов. Каждый решает по 1 заданию и по сигналу учителя передает плакат другому. Так продолжается, пока каждый плакат не вернется к первому ученику. Каждый ученик после проведенной проверки защищает свой плакат. Если решение неверное, то рядом записывает свое решение маркером своего цвета. Оценивание. Прием «Большого пальца» |
Приложение 1 |
Изучение новой темы. Для закрепления правила знаков формулируем мнимое правило. Условившись положительные числа связывать со словом «друг», а отрицательные числа со словом «враг», древние употребляли интересное правило умножения: 1. Друг моего друга - мой …… · «+» · «+» = « ? ». 2. Друг моего врага - мой …… · « +» · « - » = « ? ». 3. Враг моего врага - мой …… · « - » · « - » = « ? ». 4. Враг моего друга - мой……. · « - » · «+» = « ? ». |
https://bilimland.kz/ru/courses/math-ru/arifmetika/czelye-chisla/lesson/czelye-chisla |
|||
|
Динамическая пауза «Австралийский дождь» Знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Следите внимательно! · В Австралии поднялся ветер. (Трет ладони) · Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами) · Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди) · Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам) · А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами) · Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам) · Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди) · Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами) · Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней) · Солнце! (Руки вверх) |
||||||
|
Индивидуальная работа. Тест «Делители и кратные» Самооценивание.
Работа в паре. Формативное оценивание (сборник) Задание 1. Определите истинность утверждений. Отметьте истинные утверждения буквой «И», ложные – «Л»: 8 – делитель числа 68; 70– кратное числу 5; 24 – делитель числа 72; 56 – кратное числу 7; 15 – делитель числа 3. Дескриптор: Обучающийся показывает истинные утверждения, используя определение делителя и кратного числа. Задание 2. Из чисел определите: a) делители числа 21; b) делители числа 60; c) числа, кратные числу 3; d) числа, кратные числу 5. Дескриптор: Обучающийся выбирает делители заданных чисел; выбирает числа, кратные заданным числам. Оценивание. Наблюдение учителя. |
https://itest.kz/ru/exam-test? Сборник ФО
|
Работа в парах В столбик запишите номера заданий и разделите тетрадный лист на две колонки. В первой колонке вы записываете только знаки произведений, во второй колонке полный ответ. Сами примеры записывать не надо. Далее взаимопроверка и оценивание. Самооценивание. Индивидуальная работа. Практическая часть (упражнение №1 (первая таблица), №2, 12) |
Слайд 4
https://bilimland.kz/ru/courses/math-ru/arifmetika/czelye-chisla/lesson/czelye-chisla |
|||
Конец урока |
Рефлексия. Притча Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» Кто ответил бы также как первый человек? (поднимают красные круги) Кто ответил бы также как второй человек? (поднимают желтые круги) Кто ответил бы также как третий человек? (поднимают зеленые круги) Успехов в строительстве вашего храма знаний. Домашнее задание. |
кружки
Слайд 5
|
|||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||
Совместная работа – это главная тщательно запланированная работа, так что менее уверенные учащиеся работают с такими же учениками своего уровня, но очень уверенными. Диалог между партнерами таков, что оба учатся одновременно. Более способным учащимся предлагаются дополнительные задания более сложного уровня. |
Наблюдение, опрос, взаимооценивание самооценивание, рефлексия. Формативное оценивание: жесты, похвала, также проводится в виде индивидуальной самостоятельной работы. |
Использование интерактивной доски на уроке занимает времени не более 10 минут. На уроке проводится физминутка. Применяются активные методы обучения. |
|||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
||||||
Цели урока были достигнуты Дифференциация на уроке была правильной, каждый этап был начат и закончен вовремя. Отступлений от плана урока не было. |
Приложение 1
Плакат №1.
1. Напишите все делители числа 24.
2. Напишите шесть чисел, кратных числу 13.
3. Запишите все двузначные числа, кратные 23.
4. Из чисел выберите все числа, кратные 12: 26, 108, 36, 112, 84.
Плакат №2.
1. Напишите все делители числа 28.
2. Напишите наибольшее трехзначное число, кратное 10.
3. Напишите число, кратное 14, которое является делителем 56.
4. Из чисел выберите все числа, кратные 11: 23, 55, 121, 76.
Плакат №3.
1. Напишите все делители числа 30.
2. Напишите три двузначных числа, кратных 3.
3. Напишите число, кратное 16, которое является делителем 64.
4. Напишите наименьшее двухзначное число, кратное 9.
Плакат №4.
1. Напишите все делители числа 21.
2. Напишите четыре кратных числа 17.
3. Напишите число, кратное 12, которое является делителем 48.
4. Из чисел выберите все числа, кратные 19: 38, 67, 114, 76.