Толерантность – путь к миру и согласию
Цель: |
познакомить с понятием «толерантность», формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам. |
Задачи:
|
1) Формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. 2) Увидеть на примере своего класса, что все мы похожие чем-то и разные. 3) Способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс. 4) Воспитание умения слушать другого человека. |
Привитие ценностей: |
-формирование отношения к толерантности как к важнейшей ценности общества; -развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни; -воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность. |
Планируемые результаты:
|
-учащиеся познакомятся с новым понятием «толерантность»; -получат возможность проанализировать черты своего характера; -учащиеся научатся находить компромисс в решении конфликтных ситуаций. |
Оборудование: |
доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), карандаши, карточки с буквами слова «толерантность», человечки, ладошки и сердечки. |
Методы проведения: |
поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре). |
Ресурсы |
|
Организационный момент |
- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о том, как надо относиться друг к другу. - Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру «Приветствие». - Поприветствуйте соседа справа ладошками, ушками. - Поприветствуйте соседа слева коленками, локтями. - Общение было одинаково приятным с соседом справа и слева? Ответы детей. Вывод: все мы разные и по-разному относимся друг к другу. Но это не мешает нам общаться. |
Упражнения на развитие толерантности. Игра «Я такой» |
Попрошу встать тех…. * кто темноволосый; * у кого карие глаза; * кто умеет кататься на роликах; * у кого есть младшая сестренка; * кто умеет играть в футбол; * кто умеет вышивать; * у кого есть старший брат; * кто умеет сочинять стихи… * кто умеет плавать и т. д. Остальные учащиеся аплодируют. Какой вывод можно сделать? Ответы детей. Мы разные. Но есть одно, что нас объединяет. Ответы детей. Мы учимся в одном классе. |
Игра «Можете ли вы меня принять?»
|
- Учась в одном классе, мы с вами должны научиться принимать друг друга такими, какие мы есть. У каждого из нас есть как положительные, так и отрицательные качества. - Какое правило нам помогает жить в мире? Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». Учитель: Значит мы должны научиться принимать людей такими, какие они есть. - Стараетесь ли вы так поступать? Ответы детей. _ Давайте поиграем и узнаем Игра «Можете ли вы меня принять?» Цели: помогать осознавать свои положительные и отрицательные качества. Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить два своих качества: одно положительное, а второе отрицательное. Все сидят в кругу и по очереди один ребенок встает и рассказывают о себе и спрашивает: «Можете ли вы меня принять?» ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.) Ученики должны показать: картинками «Принимаю» или «Я постараюсь».
Я принимаю тебя таким Я постараюсь тебя принять Итак, чему нас научила эта игра? Ответы детей. Любой человек не идеален. У него есть сильные и слабые стороны. И мы должны научиться принимать людей таким, какие они есть. И тогда в нашем классе будет царить мир и согласие. - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Я открою вторую половину темы нашего классного часа. «…- путь к миру и согласию». |
Игра «Что это за слово?» |
Какое же слово может привести нас к миру и согласию - Сейчас каждый из вас посмотрит под свой стул и попробует найти там букву. Эти буквы надо собрать в слово, которое станет главной частью нашего классного часа. - Ученики ищут буквы, крепят их на доску, но не могут составить слово…. (2 вариант. Если кто-то из учеников знает это слово, он должен его объяснить) Разгадать это слово нам с вами поможет фильм. «Что такое толерантность?» Смотрим. - Какое главное слово нашего урока? Правильно- толерантность. Давайте составим слово на доске. Дети, под стульями которых были буквы выходят к доске и молча составляют слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Цель: формирование умения договариваться без слов. - Прочитайте тему нашего классного часа. Толерантность – путь к миру и согласию.
Анимационный фильм – Что такое толерантность Что же обозначает слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ? Ответы детей. Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что понятие «толерантность» означает способность принимать всех людей, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. - Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? Ответы детей. Выслушивать и уважать мнение других людей. - Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Это не просто терпимость, а уважение других людей, даже если они не такие, как ты. Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. |
Все мы разные… |
Учитель: Отчего происходит непонимание между людьми? Ответы детей - Непонимание возникает из-за отсутствия желания понять другого человека. -Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д. Учитель: Ребята, помните на уроке трудового обучения, вы делали человечков? Работали по одному шаблону, а человечки получились разные. - Посмотрите на человечков, которые у вас в руках. - Есть ли среди них одинаковые? Ответы детей. - Да, мы все разные: большие и маленькие, полненькие и худенькие, беленькие и темненькие, у каждого свой характер и отношение к жизни. И, наверное, поэтому нам иногда так трудно понять друг друга, но мы к этому стремимся и у нас получается. - Давайте при помощи этих человечков покажем, как разные люди могут объединиться в большой дружный хоровод. Анимационный фильм «Мы среди вас» https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/my-sredi-vas Ученики крепят своих человечков на доску в хоровод. - Красивый хоровод получился? - Так и мы, когда дружим, уважаем, понимаем друг друга – это красиво. Давайте посмотрим анимационный фильм «Мы среди вас» Вывод: Понимание – это результат совместных усилий общающихся людей. Это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких либо отличий. |
Работа в группах.
|
Учитель: А сейчас попробуем решить некоторые ситуации и посмотрим, легко ли понимать друг друга. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае? Ситуации. Карточка №1.В вашем классе, некоторые ребята называют людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то – не очень. Одного из ребят все называют «толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Роман. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Роман, он – Толстый». Ваши действия? (обсуждение длится несколько минут, затем кто-то из ребят группы высказывает своё мнение). Обсуждается. Делается вывод. Какое отношение имеет эта ситуация к толерантности? Карточку №2.В вашем дворе живёт девочка-инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили её во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Ваши действия? (обсуждение длится несколько минут, затем кто-то из ребят группы высказывает своё мнение). Обсуждается. Делается вывод. Какое отношение имеет эта ситуация к толерантности? Карточка № 3.К вам в класс пришел новый ученик, он отличается от вас. И основное большинство ребят не принимают его. Вы поможете ему? Как? Какие качества вы при этом примените? Ваши действия? (обсуждение длится несколько минут, затем кто-то из ребят группы высказывает своё мнение). Обсуждается. Делается вывод. Какое отношение имеет эта ситуация к толерантности? Карточка №4.Аня – очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила принять её в качестве художника. Она отлично рисует, но ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы – руководитель группы. Ваши действия? (обсуждение длится несколько минут, затем кто-то из ребят группы высказывает своё мнение). Обсуждается. Делается вывод. Какое отношение имеет эта ситуация к толерантности? Анимационный фильм «Мы вместе» https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/my-vmeste
Вывод: Все мы разные, но должны научиться жить вместе. Просмотр анимационного фильма «Мы вместе» На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. 3 П Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Теперь у нас с вами появилось еще одно Золотое правило: Признавай, принимай, понимай. |
|
Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час. Давайте встанем в круг, чтобы глазками видеть друг друга , а руки положите друг другу на плечи, поднимите все правую ногу и шагните в круг. А теперь скажем хором : Если признавать, принимать, понимать научится весь наш класс, То толерантность в мире начнется с нас. Учитель: Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. - Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе. |