Толерантность – путь к миру и согласию

Идрисова Марина Геннадьевна
г. Павлодар, СОШ №39 инновационного типа с гимназическими классами
6392
Классный час
Тема:
Толерантность – путь к миру и согласию

Цель:

познакомить с понятием «толерантность», формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам.

Задачи:

 

1) Формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.

2) Увидеть на примере своего класса, что все мы похожие чем-то и разные.

3) Способствовать формированию таких ценностных ориентиров, как дружная семья, дружный класс.

4) Воспитание умения слушать другого человека.

Привитие ценностей:

-формирование отношения к толерантности как к важнейшей ценности общества;

-развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;

-воспитание чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность.

Планируемые результаты:

 

-учащиеся  познакомятся с новым понятием «толерантность»;

-получат возможность проанализировать черты своего характера;

-учащиеся научатся находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.

Оборудование:

доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), карандаши, карточки с буквами слова «толерантность», человечки, ладошки и сердечки.

Методы проведения:

поисковые, дискуссионные, игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре).

Ресурсы

Bilimland

 

Организационный момент 

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о том, как надо относиться друг к другу.

- Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру «Приветствие».

- Поприветствуйте соседа справа ладошками, ушками.

- Поприветствуйте соседа слева коленками, локтями.

- Общение было одинаково приятным с соседом справа и слева?

Ответы детей.

Вывод: все мы разные и по-разному относимся друг к другу. Но это не мешает нам общаться.

Упражнения на развитие толерантности.

Игра «Я такой»

Попрошу встать тех….

* кто темноволосый;

* у кого карие глаза;

* кто умеет кататься на роликах;

* у кого есть младшая сестренка;

* кто умеет играть в футбол;

* кто умеет вышивать;

* у кого есть старший брат;

* кто умеет сочинять стихи…

* кто умеет плавать и т. д.

Остальные учащиеся аплодируют.

Какой вывод можно сделать?

Ответы детей.

Мы разные.

Но есть одно, что нас объединяет.

Ответы детей.

Мы учимся в одном классе.

Игра «Можете ли вы меня принять?»

 

 

 

- Учась в одном классе,  мы с вами должны научиться принимать друг друга такими, какие мы есть. У каждого из нас есть как положительные, так и отрицательные качества.

- Какое правило нам помогает жить в мире?

Дети: Золотое правило:

«Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

Учитель: Значит мы должны научиться принимать людей такими, какие они есть.

- Стараетесь ли вы так поступать?

Ответы детей.

 _ Давайте поиграем и узнаем

Игра «Можете ли вы меня принять?»

Цели: помогать осознавать свои положительные и отрицательные качества.

Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить два своих качества: одно положительное, а второе отрицательное.  Все сидят в кругу и по очереди один ребенок встает и рассказывают о себе и спрашивает: «Можете ли вы меня принять?»

 ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

Ученики должны показать: картинками «Принимаю» или «Я постараюсь».

 

Толерантность – путь к миру и согласию – 1  Я принимаю тебя таким

 Толерантность – путь к миру и согласию – 2Я постараюсь тебя принять

Итак, чему нас научила эта игра?

Ответы детей.

Любой человек не идеален. У него есть сильные и слабые стороны. И мы должны научиться принимать людей таким, какие они есть.

И тогда в нашем классе будет царить мир и согласие. 

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Я открою вторую половину темы нашего классного часа. «…- путь к миру и согласию».

Игра

«Что это за слово?»

Какое же слово может привести нас к миру и согласию

 - Сейчас каждый из вас посмотрит под свой стул и попробует найти там букву. Эти буквы надо собрать в  слово, которое станет главной частью нашего классного часа.

- Ученики ищут буквы, крепят их на доску, но не могут составить слово….

(2 вариант. Если кто-то из учеников знает это слово, он должен его объяснить)

Разгадать это слово нам с вами поможет фильм.

«Что такое толерантность?» Смотрим.

- Какое главное слово нашего урока? Правильно- толерантность. Давайте составим слово на доске.

Дети, под стульями которых были буквы выходят к доске и молча составляют слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Цель: формирование умения договариваться без слов.

- Прочитайте тему нашего классного часа.

Толерантность – путь к миру и согласию.

 

Анимационный фильм – Что такое толерантность

(https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/chto-takoe-tolerantnost)

Bilimland

Что же обозначает слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Ответы детей.

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что понятие «толерантность»  означает способность принимать всех людей, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»?

Ответы детей.

 Выслушивать и уважать мнение других людей.

- Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

 Это не просто терпимость, а уважение других людей,  даже если они  не такие, как ты.  Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.

Все мы разные…

Учитель: Отчего происходит непонимание между людьми?

Ответы детей

- Непонимание возникает из-за отсутствия желания понять другого человека.

-Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

Учитель: Ребята, помните на уроке трудового обучения, вы делали человечков? Работали по одному шаблону, а человечки получились разные.

- Посмотрите на человечков, которые у вас  в руках.

- Есть ли среди них одинаковые?

Ответы детей.

- Да,  мы все разные: большие и маленькие, полненькие и худенькие, беленькие и темненькие, у каждого свой характер и отношение к жизни. И, наверное,  поэтому нам иногда так  трудно понять друг друга, но мы к этому стремимся и у нас получается.

- Давайте при помощи этих человечков покажем, как разные люди могут объединиться в большой дружный хоровод.

Анимационный фильм «Мы среди вас»

Bilimland

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/my-sredi-vas

Ученики крепят своих человечков на доску в хоровод.

- Красивый хоровод получился?

- Так и мы, когда дружим, уважаем, понимаем друг друга – это красиво.

Давайте посмотрим анимационный фильм «Мы среди вас»

Вывод:  Понимание – это результат совместных усилий общающихся людей. Это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо  от каких либо отличий.

Работа в группах. 

 

Учитель: А сейчас попробуем решить некоторые ситуации и посмотрим, легко ли понимать друг друга.

Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?

Ситуации.

Карточка №1.В вашем классе, некоторые ребята называют людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то – не очень. Одного из ребят все называют «толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Роман. Вы называете его по имени, но все кричат: «Какой он Роман, он – Толстый».

Ваши действия? (обсуждение длится несколько минут, затем кто-то из ребят группы высказывает своё мнение).

Обсуждается. Делается вывод. Какое отношение имеет эта ситуация к толерантности?

Карточку №2.В вашем дворе живёт девочка-инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили её во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения.

Ваши действия? (обсуждение длится несколько минут, затем кто-то из ребят группы высказывает своё мнение).

Обсуждается. Делается вывод. Какое отношение имеет эта ситуация к толерантности?

Карточка № 3.К вам в класс пришел новый ученик, он отличается от вас.  И основное большинство ребят не принимают его. Вы поможете ему? Как? Какие качества вы при этом примените?

Ваши действия? (обсуждение длится несколько минут, затем кто-то из ребят группы высказывает своё мнение).

Обсуждается. Делается вывод. Какое отношение имеет эта ситуация к толерантности?

Карточка №4.Аня – очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила принять её в качестве художника. Она отлично рисует, но ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы – руководитель группы.

Ваши действия? (обсуждение длится несколько минут, затем кто-то из ребят группы высказывает своё мнение).

Обсуждается. Делается вывод. Какое отношение имеет эта ситуация к толерантности?

Анимационный фильм «Мы вместе»

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/my-vmeste

Bilimland

 

Вывод: Все мы разные, но должны научиться жить вместе.

Просмотр анимационного фильма «Мы вместе»

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. 3 П

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого

изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Теперь у нас с вами появилось еще одно Золотое правило:

 Признавай, принимай, понимай.

 

Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час. Давайте встанем в  круг, чтобы глазками видеть друг друга , а руки положите  друг другу на плечи, поднимите все правую ногу и шагните в круг. А теперь скажем хором :

Если признавать, принимать, понимать научится весь наш класс,

То толерантность в мире начнется с нас.

Учитель: Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

 

Сообщить об ошибке