Семь граней Великой степи
Цель: |
Продолжить знакомство учащихся со статьёй главы государства «Семь граней Великой степи», с культурным наследием казахского народа, воспитание чувств казахстанского патриотизма и любви к своей Родине. |
Задачи: |
Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о национальной истории Казахстана, о месте Великой степи в глобальной истории. Развивающая: расширить кругозор учащихся в области казахской литературы на примере выдающихся деятелей – А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, М. Ауэзова, М. Шаханова. Воспитательная: развивать творческие способности учащихся; стимулировать интерес к духовной культуре РК. |
Ход урока
Запланированные этапы классного часа |
Запланированная деятельность на классном часу |
Ресурсы |
Приветствие учеников. |
– Здравствуйте! Что особого этим мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? |
Стихотворение В. Солоухина. |
Вступление. Определение темы классного часа.
Содержание статьи. |
Просмотр видеофрагмента «Кочевники» Определите ключевые слова просмотренного фрагмента. Предполагаемый ответ: Кочевники, степь, кони, Золотой Человек, саки, скотоводство…
- О каких культурных достижениях, родившихся на нашей земле, говорится в видеофрагменте? (например, одомашнивание животных) - О каком сенсационном открытии 1969 года в Иссыке говорится в фрагменте? (о Золотом Человеке) - О чем нам поведала знаменитая находка? (о следах древней письменности, об умении кочевников обрабатывать золото и мн. другое) Как бы вы определили тему нашего классного часа? Чему он будет посвящен? (Нашей Великой Степи!) Да, ребята, сегодня мы еще раз обратимся к статье Главы государства «Семь граней Великой степи». К чему нас призывает Президент в этой статье? (нам необходимо принимать и знать свою историю, знать место Великой Степи в глобальной истории) Вспомните семь граней Великой степи. 1. Всадническая культура 2. Древняя металлургия Великой степи 3. Звериный стиль 4. Золотой человек 5. Колыбель тюркского мира 6. Великий шелковый путь 7. Казахстан – родина яблок и тюльпанов
Наш Президент сказал: «Все эти вопросы требуют серьезного осмысления. Они касаются фундаментальных основ нашего мировоззрения, прошлого, настоящего и будущего народа. Один из них «Великие имена Великой степи» Именно нашим великим именам мы посвятим наш Устный журнал «Великие имена Великой степи» |
https://bilimland.kz/ru/courses/ uchebnye-filmy/istoriya/lesson/kochevniki
Статья Главы государства Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи» |
Основная часть |
Страница 1. «Отрарская поэма» Рассказывает Матвеева Евгения. Шли годы, столетия… Великая степь мужала и росла. Появлялись города. Славен был туркестанский город Отрар. Знаменит на весь Восток своими богатейшими библиотеками, знаменитыми учеными и поэтами. Но пришла беда. Монгольское иго Чингисхана не щадило никого… Но крепок духом был Гаир-хан. 5 месяцев не сдавался врагу город. Но предатели открыли ворота… И снова правитель Отрара дал сопротивление… Когда же силы были на исходе, Чингисхан подверг Гаир-хана жестокой казни. Но чувства окрыляющей победы у монгольского завоевателя не было, ибо не сломлен был дух отрарцев и их правителя. Такие страницы истории мы должны помнить. Наш казахстанский поэт Мухтар Шаханов призывает нас помнить историю в своем знаменитом произведении «Отрарская поэма о побежденном победителе, или Просчет Чингисхана». Предлагаю вам прослушать фрагмент (аудиохрестоматия). · Ребята, какие чувства вызывает прослушанный отрывок? · Почему Чингисхан не был окрылен победой над Отраром? · Какие строки вызывают гордость за подвиг отрарцев и Гаир-хана? |
|
|
Страница 2. «Абай Кунанбаев и Мухтар Ауэзов» Учитель. Как известно, мудрецы с давних времен утверждали, что человек – «мера всех вещей», подлинный и единственный творец истории. Человек – это сфокусированная история, а история – это развернутая во времени человеческая активность. Казахская пословица гласит: «Без почитания мертвых не будет счастья живым». Поэтому почитание великих людей является святым делом ныне живущих казахстанцев. Одна из важнейших задач общества – возрождение духовности. Творчество Абая обогатило историю народа и, вместе с тем, общечеловеческую культуру новыми ценностями. Эти ценности народ хранил потому, что в них воплощались высшие достижения народного духовного богатства, способствовавшие расцвету его передовой культуры. Давайте вспомним великого просветителя и обратимся к рубрике «Большие люди» – Абай Кунанбаев.
О жизни Великого Абая мы узнаем из романа М. Ауэзова «Путь Абая». Думаю, после просмотра данного видеофрагмента вы обратитесь к роману-эпопее и прочтете это великое творение. Знаете ли вы что… · Знаменитые «Слова назидания» Абая переведены на 10 языков мира. · В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая. · В декабре 2018 ко Дню независимости Казахстана в Актау открыли памятник Абаю Кунанбаеву. Скульптурная композиция высотой 5 метров, шириной 3,3х3,6 метра установлена перед культурно-досуговым комплексом имени Абая. |
https://bilimland.kz/ru/courses/education- movies/televizionnye-programmy/bolshie-lyudi/lesson/01-
https://bilimland.kz/ru/courses/ education-movies/izvestnye-imena/lesson/mukhtar-auehzov
|
Авторское чтение. |
Страница 3. «Ибрай Алтынсарин» – великий просветитель. Читает Шалдина Галина (стихотворение собственного сочинения). Просветитель. Посвящается Ибраю Алтынсарину... Он посвятил всю свою жизнь народу. И молодежь учиться призывал. Великим мыслям и трудам, дарив свободу, Талантливым учителем он стал. Как сложно было школы открывать… Бороться за развитие родного края, Но до сих пор уменье убеждать Живет в великом творчестве Ибрая. К наукам призывал и к просвещению, Неся тяжелое ответственное бремя, Он обжигал огнем душевного прозренья, Чтоб обогнать и пережить свое лихое время. Он не жалея сил учил народ, И каждый казахстанец его чтит... Он веру в знания в душе своей несет. И он создал казахский алфавит. Неоценимый вклад внесен был земляком. Мы – алтынсаринцы, и твердо это знаем. С великой честью вместе мы живем На той земле, что славится Ибраем!
Обращение! Дорогие ребята, мы живем на славной земле Ибрая! Давайте же с гордостью носить имя алтынсаринцев и свято чтить память великого просветителя, своими поступками и делами продолжая дело земляка – учиться, жить и служить на благо Родины! |
|
Заключение. |
Дорогие ребята, вот и подошел к завершению наш классный час. На стикерах напишите пожелания нашей стране в виде обращения, синквейна или акростиха. Ребята пишут послание и размещают на изображении степи. Всего доброго! Будьте достойными казахстанцами! Знайте историю страны, чтобы вершить ее будущее и быть истинными патриотами сегодня! |
|