Рыбы. Как помочь рыбам зимой
Цель: |
– сформировать представление у учащихся о рыбах; – познакомить со способами оказания помощи рыбам в зимнее время года. |
Задачи: |
– расширить знания о многообразии рыб бассейна реки Урал и водоёмах Западно-Казахстанской области; – показать какие трудности возникают у обитателей водоёмов в зимнее время года; – развивать познавательную активность, исследовательские навыки, развитие умений работать в группе; – воспитывать бережное отношение к природе, флоре и фауне рек и озёр, воспитывать любовь к Родине. |
Ресурсы: |
|
Оборудование: |
карта Казахстана, ноутбуки + мультимедийный пректор + экран +колонки, картинки, ватман, маркеры, линейка, белые листы. |
Методы работы |
беседа, работа в группах, игровые ситуации, практическая работа. |
Ход урока
Этапы |
Содержание |
Ресурсы |
|||||||||
Вступительное слово.
|
Ведущий: Вода - уникальнейшее вещество на Земле: - среда обитания живых существ, - источник жизни на Земле! Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в «Водный мир»! Послушайте стихотворение. «Рыбы зимой живут, Ища подо льдом кислород. Рыбы зимой плывут, Задевая глазами лёд. Рыбы плывут в поисках света, Но зыбкое солнце далеко где-то. Рыбы не льют слёзы, Упираясь головой в глыбы. Ждут лишь помощи от людей Беззащитные рыбы.» |
|
|||||||||
Знакомство с видами рыб.
|
Ведущий: Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем говорить? -Правильно мы с вами будем говорить о рыбах. Скажите, а какая река протекает в нашей местности? - Река Урал. Мы с вами живем в необычном месте, где протекает великая река Урал. Недаром Урал называют Урал-батюшка, Урал - великий. Он берёт начало с Уральских гор России и, протекая по территории Республики Казахстан, впадает в Каспийское море.
Река Урал является экосистемой всемирного значения с точки зрения сохранения многих пород рыб Урало-Каспийского бассейна. Весной разливаясь, река Урал выходит из берегов и пополняет ближайшие маленькие озёра водой. Западно-Казахстанская область - одна из самых богатых в республике по численности водоемов. Здесь насчитывается около трехсот различных рек, озер, стариц и почти везде имеется рыба. А какие виды рыб обитают в водоёмах нашего края, мы сейчас узнаем, отгадав загадки и просмотрев видеофильм.
Загадки Любим жить в прозрачных водах, Каждый день в урочный час Возле берега охотно Рыбоводы кормят нас. (Сазан.)
Я живу в подводной тине, Страшен с виду я небось: Пасть да хвост, а между ними Только игл колючих горсть. (Ерш.)
Рыба в озере живёт, Глубоко зарылась в грязь. Нет воды, один лишь лёд- До весны проспит (Карась).
Больших размеров достигает, Усами рыба обладает, И любит в ямах зимовать, Так, как же рыбу эту звать? ( Сом)
В озёрах, реках обитает, Та рыба жалости не знает, Мальков, рыбёшёк и мышей, Съедает каждый божий день! (Щука)
На спине его броня, Острый нос, усатый, Сверху тёмный он всегда, Снизу беловатый! ( Осётр) |
https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/raznoobrazie-zhivotnyx/lesson/ryby
|
|||||||||
Сведения из Красной книги Казахстана
|
Осетровые – древние по происхождению рыбы, дожившие до наших дней. Своего расцвета они достигли 100-200 млн. лет назад, когда по земле ещё бродили динозавры. В настоящее время этот вид находится на грани вымирания. Наше государство заботится о сохранения этого вида. Осётр занесён в Красную книгу Казахстана и также в Международную Красную книгу. |
|
|||||||||
Выступление Рыбовода
|
В настоящий момент на базе Научно-исследовательского института при ЗКАТУ имени Жангир хана города Уральска собрана уникальная коллекция осетровых видов рыб: русский осетр, сибирский осетр, белуга, стерлядь, севрюга и, обитающий в основном на Урале, шип. Работы по созданию новых технологий будут способствовать сохранению уникальных видов рыб в искусственных условиях. Полученный от маточного стада посадочный материал будет использоваться для восстановления естественных запасов осетровых рыб. |
|
|||||||||
Выступление Искусствоведа |
В разных странах мира рыбам посвящено много памятников и скульптурных композиций. Бычку-кормильцу в Бердянске, Запорожская обл., Украина
Рыбе в г.Тяудок, Вьетнам
Рыбе в Сиднее, Австралия
Вобле в Астрахани, Россия
Рыбе в Фуюане, Китай
Оnalaska, штат Техас, США
Рыбе в Кота-Кинабалу, Малайзия
В сентябре 2016 года в городе Уральске на набережной реки Урал открыли малую скульптурную композицию «Осетр». Автор композиции – скульптор Дмитрий Баймукашев, фонтан спроектировал Суюгали Сагинов.
Памятник Осетру и другим рыбам – это напоминание молодому поколению о том, что надо беречь природу и ее богатства. На церемонии открытия, аким города Нариман Турегалиев и гости из соседних городов, областей Казахстана и России выпустили в реку 20 особей осетровых, выращенных в лаборатории ЗКАТУ имени Жангир хана. Глава города Нариман Турегалиев отметил: « Что важно сохранить не только осетровые породы рыб как вид, но и все природные богатства, которые располагаются в Приуралье».
|
|
|||||||||
Причины гибели рыб.
|
Ведущий: Почему же численность рыб уменьшается, и некоторые виды находятся на грани исчезновения? Сложности с экологией имеются у большинства водоемов на территории нашей республики. Одной из главных причин является хозяйственная деятельность человека. Её влияние сопровождается как положительными, так и негативными последствиями. Это загрязнение, которое влечёт за собой и высыхание водоёмов. А водоём – это среда обитания животных, рыб, пресмыкающихся, растений и других живых организмов. Нарушение водного баланса, влечёт за собой негативные изменения всего живого вокруг. Несмотря на столь обширные резервы природы для решения экологических проблем, резко возрастающая нагрузка на все экосистемы (водоемы в том числе) не оставляет природе шансов самостоятельно справиться с этим бедствием. Всё острее возникает необходимость в человеческой помощи. Одной из причин гибели рыб, является замор рыбы. Рыбоохранщики каждый год бьют тревогу. В водоемах Западного Казахстана задыхается рыба. Зимой создаётся замороопасная ситуация, которая приводит к гибели рыбы.
|
https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/poznavatelnye-filmy/lesson/zelenaya-ehkonomika
|
|||||||||
Встреча со студентами ЗКГУ им. М.Утемисова Кабанкиным С. и Кучкиным А. (выпускниками нашей школы)
|
Кабанкин С. биолог: «Если не обеспечить рыбам дыхание зимой можно потерять весь пруд». Автор: Георгий Афанасьев Главную опасность представляет замор зимой, когда ледяной покров препятствует поступлению кислорода в водоем из атмосферы. В этот период и растения не обогащают воду кислородом. Количество кислорода в воде может настолько уменьшиться, что рыба начинает задыхаться. Нередко погибает полностью все рыбное население водоема или же гибнут многие ценные виды рыб, и выживает лишь карась. Кучкин А. эколог:
|
|
|||||||||
Выступление Инспектора рыбнадзора
|
Способы оказания помощи водным жителям: В этом вопросе два принципиальных подхода. 1.Один стоит на использовании оборудования. Например, рекомендуют использовать Прудовой компрессор (аэратор) который насыщает воду кислородом. Кроме того использовать Зимний обогреватель для пруда (теплая лунка).
2.Второй подход можно было бы назвать био-технологический. Он основан на использовании природных приемов. Например, заросли водных растений на мелководье в пруду, водоеме – создают путь для насыщения воды кислородом. Камыш, рогоз вполне может транспортировать по трубочкам воздух под лед. Этот прием природы люди могут технологизировать, и сделать сноп из камыша вморозить его посреди пруда. Могут подойти и снопы соломы.
|
|
|||||||||
Составление карты «Этапы деятельности по оказанию помощи обитателям водоёма».
|
Ведущий: Каким же способом мы сами своими силами сможем помочь рыбам, какие приспособления для этого необходимы? Сейчас мы составим карту деятельности по оказанию помощи обитателям водоёма. (Учащиеся заполняют окна в соответствии с последовательностью действий)
Сделать отверстие во льду - прорубь. (№1) Для этого используют специальные приспособления: ледобуры, бензопилы или старинное приспособление, которое называется «пешня». Очистить прорубь от кусочков льда. (№2) Очистить прорубь от кусочков льда с помощью «сачка».
Собрать камыш (№3) Срезать стебли камыша.
Вставить пучки камыша в прорубь (№4) И вставить в лунки пучки камыша или рогозы так, чтобы нижний конец оказался ниже уровня льда, а верхний – выше. Таким образом, может установиться определенный газообмен между воздухом и водой, так как стебли этих растений богаты многочисленными воздушными полостями.
|
|
|||||||||
Выступление литературоведа
|
История нашего села Трёкино начинается с 1800 года. Наша река «Урал», озеро «Старица» и множество других маленьких озёрков с причудливыми старинными названиями « Травное», «Старое зимовье», «Зимчик», «Мангулкин затон» и другие существует также на протяжении многих лет, и являются нашими родными местами. Они были воспеты в стихах поэта-земляка, члена Союза писателей России Андрея Федосеевича Свечникова. Живя в другой стране, он пронёс любовь к родным местам через всю жизнь и написал 16 книг, многие из которых посвятил своей Родине Казахстан, Приуралью, родному селу Трёкино. (На доске портрет и выставка книг А.Ф. Свечникова)
Ученик: «Мои места» Ведёт тропиночка меня В луга из Трёкино родного, А колокольчики звенят В пределах озера Травного. Три котлубани – три пруда – Остались слева близ дороги, А справа – Зимчика вода, Знакомая совсем немногим. В своих лугах шагать легко, Поскольку мной они любимы. Ах, детство! Как ты далеко От этих мест незаменимых! Ходили здесь отец и мать, И сёстры, и односельчане. Люблю об этом вспоминать За далью лет и расстояний. А впереди – Лушной Песок, Журчанье гулкого Урала, Лес вдоль реки густ и высок: Затон Большой и рядом Малый, Затон Мангулкин – крайний лес – Хорош. Его я с детства знаю. Он вызывает интерес, Он – красота родного края. Упомяну Вербовый Яр, Сазаний Яр – брега крутые, Старицу – озеро, как дар, А рядом рощи молодые. Отдельно Волосков Затон Урала Запад украшает, Прижат к реке судьбою он И суховеи укрощает. Ведёт тропиночка меня Туда, где Старое зимовье… Я посвятил остаток дня Такому озеру с любовью! (А.Ф. Свечников «Моё Приуралье, моё Трёкино», 2007г.) |
|
|||||||||
Просмотр видеофильма «Казахстан – наш общий дом!»
|
Ведущий: Мы сегодня познакомились с некоторыми видами рыб, обитающих в водоёмах Западно-Казахстанской области. Узнали о проблемах, которые возникают в суровые снежные зимы, когда водоемы промерзают почти до дна, и о том, как можно помочь рыбам в зимнее время года, чтобы восстанавливать их численность. Наше Приуралье, река «Урал», озёра, родные места с богатейшей флорой и фауной – это наша Родина. Вы - молодое поколение – будущее страны, должны знать, любить, беречь родной край, природные богатства нашей страны! Вы должны быть настоящими патриотами своей Родины! Казахстан – наш общий дом! |
|
|||||||||
Работа в группах, изготовление листовок.
|
Ученик: Смотрю на глобус – шар земной, И вдруг вздохнул он, как живой; И шепчут мне материки: Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза, И тихо просят родники: Ты береги нас, береги! Грустит глубокая река, Свои, теряя берега, И слышу голос я реки! Ты береги нас, береги! Остановил олень свой бег, Будь человеком, человек, В тебя мы верим – не солги. Ты береги нас, береги. Смотрю на глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной И шепчут губы: Не солгу, Я сберегу вас, сберегу! Е. Шкловский Учитель: Это стихотворение призывает нас продолжить наше путешествие. Завтра мы все вместе отправимся на озеро «Старица», чтобы оказать помощь обитателям водоёма. С собой обязательно возьмём «Карту деятельности по оказанию помощи обитателям водоёма» и необходимые приспособления. А сейчас мы изготовим листовки, чтобы привлечь к операции «Воздух – рыбам!» взрослых людей. Эти обращения мы расклеим на доске объявлений, раздадим людям села, поместим в социальных сетях. Работа в группах, изготовление листовок.
Обращение! «Внимание! Люди села, страны, всей Земли! Зима – трудное время года для обитателей водоёмов! Помогите рыбам пережить зиму! 20 февраля состоится операция «Воздух – рыбам!» Пусть каждый из вас сделает хотя бы один прорубь на водоёмах. А вместе их будет много!» И помните: «Спасая природу – человек спасает себя!» Учащиеся 4 класса Трёкинской школы |
|
|||||||||
Заключение. Практическая работа |
Распространение листовок по селу. |
|