Расы и национальности
Цели и задачи: |
познакомить учащихся с культурой ведения дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность выступления; развивать стремление к самовоспитанию; способствовать социализации учащихся: создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.); обучающиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между ними принимать как положительный факт; сформулировать принципы толерантности. |
Оборудование: |
компьютер, телевизор, видео «расы и национальности», мультфильм о толерантности, листы А3 для творческой работы (6 шт), карандаши или фломастеры, разработки с заданиями, алфавит (6 шт), картинки с лицами людей разных национальностей для каждой группы, листы А3 для оформления картинок (6 шт), стикеры в форме листочков деревьев. |
Предварительные мероприятия: | дать выучить стихотворение С.Я. Маршака «Всемирный хоровод» и «Две нации» ребятам из класса. |
План
- Организационный момент:
- Деление учащихся на группы.
- Обсуждение целей классного часа.
- Актуализация знаний:
- Распределение картинок по категориям. Дать название каждой категории.
- Введение новой темы:
- Загадки. Соедините правильно загадку и ответ.
- Стихотворение «Две нации»
- Видео «расы и национальности»( https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/rasy-i-naczionalnosti ). Посмотри и выполни задание:
- Заполните таблицу : «Расы»
- Выберите правильный вариант ответа.
- Разгадайте секрет мирной жизни в каждом государстве, посмотрев видео. (https://www.youtube.com/watch?v=E-EW2DzswH8)
- Секретный код (Учащиеся разгадывают слово «Толерантность» )
- Выступление учащегося. Стихотворение С.Я. Маршака «Всемирный хоровод»
- Творческая работа «Дерево толерантности»
- Выводы
Ход мероприятия:
- Организационный момент:
- Добрый день, ребята. Сегодня необычный день и вначале позвольте угостить вас конфетой.
- Посмотрите на цвет этой конфеты и найдите свою группу.
(Учащиеся рассаживаются по группам по цвету конфеты)
- Сегодня мы работаем в составе 6 групп. Надеюсь, вы будете работать дружно, прислушиваясь к друг другу.
- Актуализация знаний:
- Давайте, начнем нашу работу. И для начала вам предлагается посмотреть на следующие картинки и распределить их на три категории.
- На что это за категории вы сами должны назвать.
- Как вы думаете, по какому принципу распределены эти картинки.
Учащиеся работают в группах, распределяя картинки по категориям. Время выполнения 3 минуты
- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. От каждой команды выходит один выступающий и представляет нам вашу работу.
- На выступление вам дается 1 минута.
- Сегодня мы говорим о расах и национальностях. Что- то вы уже подметили из предыдущего задания, а впереди вас ждет много новых и интересных заданий!
- Введение новой темы:
- Загадки.
- Ну хорошо, теперь посмотрим как вы разбираетесь в национальностях. Вам предстоит, разгадать о какой национальности говорится в высказывании.
- Необходимо только вклеить нужную национальность в пропуск.
- Например, какой национальности принадлежит такая трапеза, как 5 часовой чай?
- Конечно же, вы правы это Англичане.
Ответы:
- У этого народа в голове только две мысли, вторая – это спагетти. (Итальянцы)
- Старинная народная мудрость этого народа гласит: нахаляву- все кошерно! (Евреи)
- Эта нация считается самой дисциплинированной и пунктуальной. (Немцы)
- Когда царь этого народа ловит рыбку, Европа может подождать. (Русские)
- Певцы этого народа очень любят петь. Они поют о том, что видят. (Казахи)
- Нелегальные иммигранты всегда были проблемой для этой нации. Спросите любого индейца. (Американцы)
- Стихотворение «Две нации»
- Вы с легкостью узнаете разные национальности по тем признакам, которые ходят в народе.
- Но есть люди, которые убеждены что национальностей должно быть, намного меньше.
- Прослушайте стихотворение «Две нации»
Ученик:
Две нации
Нет у зла национальности,
Равно как и у добра.
Это в паспорте — формальности.
В жизни, честно говоря,
В том готова я признаться вам,
Что давно ввела б для всех
Только две всего лишь нации —
Злой и добрый человек.
- Видео «расы и национальности»
- Приступим к следующему заданию. Вам предстоит просмотреть видео ролик про расы и национальности и выполнить задания.
- Для начала вам необходимо заполнить табличку названием рас. Это первое задание для вас.
- Затем вы должны обвести в кружок правильный вариант ответа.
Ответы:
Задание № 1
расы
Европеоидная |
Монголоидная |
Негроидная |
|
|
Африканская |
Австралийская |
Задание № 2
- Европеоидная раса в основном формировалась на территории Европы/ Азии.
- У представителей Европеоидной расы волосы могут быть только светлыми/ и светлыми, и темными.
- Форма лица у монголоидной расы в основном круглая с широкими скулами/ овальная.
- Цвет глаз у представителей монголоидной расы голубой/ карий.
- У какой группы негроидной расы волосы и борода растут очень быстро Австралийская / Африканская
- На территории современного Казахстана более 100/ 1000 этносов.
- Разгадайте секрет мирной жизни в каждом государстве.
- Ребята, вот в Казахстане проживают более 100 этносов. А как так получается, что мы все дружно живем?
- Как вы думаете, в чем наш секрет?
( Учащиеся выражают свое мнение по данному вопросу)
- Я предлагаю вам посмотреть мультфильм и постараться отгадать в чем секрет мирной жизни в каждом государстве.
( Учащиеся смотрят мультфильм https://www.youtube.com/watch?v=E-EW2DzswH8. )
- Секретный код.
- Давайте все- таки постараемся разгадать этот секретный код. Многие страны хотят его узнать.
- Вам необходимо посмотреть на слово, которое представлено в числах. Ваша задача, используя алфавит русского языка, разгадать это слово
20 16 13 6 18 1 15 20 16 19 20 30
Ответ: Толерантность
- Стихотворение С.Я. Маршака «Всемирный хоровод»
- Давайте, задумаемся о том, что не важно какой у тебя цвет глаз или волос, а важно каким ты будешь человеком.
- Прослушайте стихотворение С.Я. Маршака «Всемирный хоровод»
Ученик:
Всемирный хоровод
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких,
Немецких
Французских,
Негров, чья родина-
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых-
Тех, что живут
В городах и селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится и Югом,
Запад с Востоком,
А дети друг с другом!
С.Я. Маршак
- Творческая работа «Дерево толерантности»
Каждая группа получает лист бумаги с деревом. Ребятам необходимо раздать стикеры в форме листочков дерева. Задание для каждой группы- написать на листах бумаги те качества, которые могут объединять людей.
После выполнения задания представитель каждой группы наклеивает листочки на символический рисунок дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.
- Выводы:
Учитель: мы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет. Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один. Так задумано природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее.