Cообщение отправлено!
Благодарим за обратную связь!
Природа не прощает ошибок
Субханкулова Светлана
г. Актобе, Средняя школа №1
5263
156
Классный час
Тема:
Природа не прощает ошибок
Цель | Расширить представление детей об экологических законах, способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей. |
Ресурсы | www.bilimland.kz |
Оборудование | 1. Компьютер, проектор. 2. Бечевка ниток 3. Листы бумаги, ручки для учащихся 4. Звуки природы |
Формы работы | Беседа, виртуальный экологический рейд, творческая работа. |
Ход урока
Этапы | Содержание | Ресурсы |
---|---|---|
Вступительное слово. | ||
Проблемная ситуация. «Нужны ли комары?» | Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. « Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»! – в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только, что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен …. Комарами. | |
Интерактивная беседа. | Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку? Примерные ответы детей: - Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. - В природе всё находится в равновесии, всё связано. -Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. Предлагаю вам поиграть в экологическую игру. Экологическая игра «Паутина жизни»: Дети образуют круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Учитель задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто-то из детей отвечает: «Гусеница». Тот ребенок, который сказал «береза», отдает клубок бечевки тому, кто сказал «гусеница», оставив в руках конец бечевки. Учитель задает следующий вопрос: «Кто питается древесиной березы?» Ответ: «Жук-короед». Далее учитель задает аналогичные вопросы, имеющие отношение не только к пищевым, но и к непищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки-короеды?» (дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет?»; «Дуб нуждается в солнечном свете?»; «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева? » (почва и вода). К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса. А можете вы привести примеры такой взаимосвязи? Показать Познавательный фильм – Аральское море Информационный блок «Законы экологии» Как видим , природа жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске (Читаем). Первый закон: Все связано со всем. Действие этого закона мы уже увидели на примерах. Второй закон: Все должно куда-то деваться. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который мы сжигаем или закапываем. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: Ничто не даётся даром. Всё, что мы выиграли, взяв у природы. Она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За все приходится платить. Четвёртый закон: Природа знает лучше. Человек самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент , способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. Виртуальный экологический рейд. Какие законы нарушены? |
https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/uchebnye-filmy/geografiya/lesson/aralskoe-more |
Интеллект карта –земля наш дом – антропогенное воздействие - загрязнение | Сейчас мы проведем виртуальный рейд и узнаем, выполняют ли жители нашей планеты экологические законы. А вот и первый нарушитель. В реку сбросили сточные воды. Чем это грозит водоему? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в ситуации? | https://twig-bilim.kz/film/pollution-water-6446/ |
Идем дальше. Что-то трудно становится дышать. Ага, это люди сжигают листву, чтобы не вывозить её на свалку. Чем это грозит нам, и какой экологический закон нарушают люди? Примерные ответы детей: листья, сгорая, загрязняют воздух, вызывая болезни людей. Нарушение второго экологического закона. В цветочном магазине покапаем упаковку удобрения « биогумус.» ( Слайд 10) На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от+4 до+40 градусов. Живет этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете , люди, которые вывели такого червяка , нарушили законы экологии или нет? Примерные ответы детей: Это ,наоборот , строгое выполнение законов экологии. Тут выполняется второй закон «Все должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а дает пищу червяку и становится удобрением. Вот теперь решите задачку : представьте себе . что неподалеку от нашего села было болото. (Слайд 11) Весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но люди решили избавиться от болота и они его осушили. (Слайд 12)К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? Примерные ответы детей: Осушив болото , можно потерять речку, да и лес пропадет. Нарушается четвертый закон природы « Природа знает лучше». Раз природа создала болото , так тут ему и нужно быть. Почему уничтожение лесов может поставить под угрозу будущее нашей планеты. Ну, что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это один из признаков экологической культуры. |
https://twig-bilim.kz/film/pollution-air-6448/ https://twig-bilim.kz/film/pollution-land-6447/ https://twig-bilim.kz/film/deforestation-6451/ |
|
Подведение итогов. | Стоит дерево без листьев. Учащиеся на своих зеленых листочках пишут ответы и пожелания и прикрепляют к дереву. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми? |
Сообщить об ошибке