Правила дорожные соблюдать положено

Кочмарик Светлана Алексеевна
г. Актобе, Специальная (коррекционная) школа №7
5036
Классный час
Тема:
Правила дорожные соблюдать положено

Пояснительная записка.


Данная методическая разработка предназначена для использования в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта, основной дефект у которых осложнен разнообразными соматическими заболеваниями. Представленный конспект урока составлен с опорой на знания, сформированные у учащихся ранее на занятиях по изучению правил дорожного движения.

Известно, что одним из важнейших принципов обучения в коррекционной школе является принцип наглядности. Иллюстративный, демонстрационный материал, к которому относится видеофильм, повышает интерес к восприятию материала, облегчает его понимание, а использование презентации, музыкального сопровождения способствует усилению эмоциональной составляющей содержания занятия, урока, классного часа.

Содержание классного часа предусматривает использование методов и приемов, коррелирующих основной недостаток развития учащихся с нарушением интеллекта - нарушения познавательной деятельности. Применение видеофильма, разрезных картинок, разнообразных развивающих заданий позволяет сделать образовательный процесс доступным, ярким, максимально интересным и увлекательным для детей.

Еще одним важным средством активизации познавательной деятельности на уроке является использование яркой презентации для знакомства с новым материалом или его закрепления.

Эффективность классного часа стала возможной, благодаря интеграции традиционных и компьютерных технологий, а также использованию образовательной платформы bilimland.kz для общего стратегического планирования занятия и осуществления всего хода педагогического процесса при закреплении или обобщении материала, при осуществлении контроля за знаниями, для управления познавательной деятельностью учащихся. Кроме того, с помощью ИКТ очень удобно осуществлять постановку проблемной ситуации, повторение в любой части занятия, которое может быть представлено в любом формате (текст, звук, изображение), что в конечном итоге способствует вовлечению учащихся в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового.

Классный час по данной разработке был проведен в январе 2017 года в рамках школы.

Анализ показал, что занятие, прошедшее на высоком эмоциональном подъёме, было результативным: поставленные цель и задачи были реализованы, у учащихся развивалась познавательная и речевая активность, коммуникативная сфера, личностные качества, также отмечен высокий воспитывающий эффект.
 
Цель: уточнить, закрепить и расширить знания, умения и навыки учащихся, полученные ранее на занятиях по изучению правил дорожного движения (далее ПДД), необходимые учащимся для успешной социализации в обществе с использованием продуктивных методов, приёмов и средств.
Задачи: Обучающие: повторить и закрепить знания о правилах дорожного движения, умения определять знаки дорожного движения и знания их предназначения, формировать осознанность их важности в жизни каждого человека.
Коррекционно-развивающие: развивать мыслительную деятельность, различные виды памяти, устную речь, устойчивое внимание, эмоции, формировать волевые усилия при преодолении трудностей в деятельности, развивать высшие психические функции.
Воспитывающие: формировать навыки самосохранения как важного условия безопасной жизнедеятельности; доброжелательность, взаимовыручку, формировать взаимоотношения, настраивающие на продуктивную работу.
Оборудование: символы дорожных указательных знаков, карточки с заданиями, полоски для макета пешеходной дорожки, ресурсы www.bilimland.kz, компьютер, проектор.
 
Ход классного часа.



Учитель: Добрый день, мои юные друзья! Сегодняшний классный час я хочу начать со стихотворения С.Захаровой. Послушайте его внимательно и сразу догадаетесь, чему будет посвящена наша встреча. Итак, «Горе-пешеход».
Жил да был пешеход невнимательный.
И куда только он ни пойдёт,
Попадёт по пути обязательно
Он в какой-нибудь переплёт.
Вот висит, к примеру, знак –
Он висит не просто так –
«Пешеходный переход»,
Его знает весь народ,
Ну а наш пешеход невнимательный
Перепутает всё обязательно,
И дорогу он там перейдёт,
Где совсем запрещён переход.
А потом пешеход удивляется:
Почему все шофёры ругаются?
И от страха таращит глаза:
Отчего так трещат тормоза?
Вот он видит – висит светофор.
Но известно нам всем с давних пор,
Для чего светофору три света.
В этом нет никакого секрета.
Ну а наш пешеход невнимательный
Перепутает всё обязательно,
И когда красный свет загорится,
Он захочет в дорогу пуститься.
И опять пешеход удивляется:
Почему все шофёры ругаются?
Вновь от страха таращит глаза:
Отчего так трещат тормоза?
Нет, нельзя быть таким невнимательным,
Надо правила знать обязательно!
Учитель: Догадались, о чём будем говорить?
(Ученики дают свои варианты ответов, опираясь на текст стихотворения).
Учитель: Все ответы правильны. Наша тема посвящена безопасности движения – «Правила дорожные соблюдать положено».
И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.
1. Кто идёт по тротуару? (пешеход)
2. Где люди ждут транспорт? (на остановке)
3. Кто называется «водителем?» (Человек, управляющий транспортным средством.)
4. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться.)
6. Кто должен первый выйти из автобуса – взрослый или ты? (Из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок.)
7. Можно играть детям около дороги?
8. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (Специальной разметкой – «зебра»).
9. Что ещё помогает на дорогах нашему безопасному движению?
Ученики: Светофор, дорожные знаки.
Учитель: Дорожные знаки - лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на дороге.
Вы ребята, выходите,
Быстро знаки соберите!
Каждый ученик получает разрезанный на части дорожный знак. Дети начинают собирать свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены. Учитель: Кому же помогают дорожные знаки? Верно, и пешеходам, и водителям. Давайте поиграем в пешеходов и водителей. Сделаем «дорогу»
Игра «Правильно или нет»
- Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно сделать шаг вперед, если не согласны – стойте на месте.
Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?
Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
Кто дорогу перейдёт только там, где переход?
Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?
Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Кто дорожному полицейскому помогает, за порядком наблюдает?
Вот дорога и готова.
Учитель: Скажите, кроме дорожных знаков и светофора, что ещё помогает перейти дорогу без опасности для пешехода? Правильно, пешеходные переходы. Какие виды пешеходных переходов бывают? Ответить на этот вопрос нам поможет фильм (видеоколлекция bilimland.kz).
Bilimland

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/dorogi-i-dorozhnye-znaki
Физминутка. Игра «Угадай, куда ехать». По команде «направо», «налево», дети поворачивают и продолжают движение. По команде «кругом» крутятся вокруг своей оси. По команде «задний ход», пятятся назад, по команде «обратно» поворачиваются и едут в обратном направлении.
Учитель: Следующее упражнение «Мы знаем дорожные знаки». Задание: вам надо разложить на две группы
1. Предупреждающие знаки
2. Запрещающие знаки

Правила дорожные соблюдать положено - 1

Учитель: Теперь я предлагаю вам проверить себя. Нам понадобятся фишки красные и зелёные. Как вы думаете, почему именно такого цвета? (Дети отвечают У вас фишки красные и зеленые: если вы согласны, можно ли это делать, то берёте зеленую фишку, если не согласны – красную.
1. Переходить дорогу по сигналу светофора.
2. Играть на проезжей части.
3. Пережидать поток машин на «островке безопасности».
4. Открывать двери транспортного средства во время его движения.
5. Переходить улицы по надземному переходу.
6. Помогать пожилым людям переходить улицу.
7. Велосипедистам цепляться за проезжающий транспорт.
8. Перебегать улицу перед близко идущим транспортом.
9. Кататься на велосипеде, не держась за руль.
10. Переходить улицу на красный сигнал светофора.
11. Громко разговаривать, толкаться в транспорте.
12. Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения.
13. Ожидать любой вид транспорта на остановках, не подходя близко к краю тротуара.
14. Выезжать на велосипеде на улицы города, если тебе 12 лет.
15. Пересекать перекрёсток, если регулировщик стоит с поднятой вверх рукой.
Учитель: Следующие задания будут на внимание.
№1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию с изображениями светофоров.
Задача – найти светофоры, которые нарисованы неправильно, и объяснить – почему.

Правила дорожные соблюдать положено - 2

№2. Раскрасить правильно знаки

Правила дорожные соблюдать положено - 3

Учитель: Молодцы! Все справились с заданиями, поддерживая и помогая друг другу. Сегодня мы повторили основные правила, сигналы светофора, дорожные знаки. Вы уже стали большими ребятами, должны уметь быстро находить верные и безопасные для жизни решения в проблемных ситуациях на дорогах. Старайтесь быть предельно внимательными, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.

Литература:
1. Волков С.Ю. «Про правила дорожного движения» - М., 2000
2. Евсеев М.Ю., Евсеева Е.А., игра «Дорожные знаки»
3. Занятия по правилам дорожного движения/сост. Н.А. Извекова и др.; Под редакцией Е.А. Романовой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Кошель В.И. Игра «Мы – пешеходы, Мы – пассажиры»//Педсовет, 1998, №12
Сообщить об ошибке