Мы среди вас
Пояснительная записка.
16 ноября отмечается
Международный день толерантности (терпимости).
С 2012 года ОСШ № 27 города Караганды является экспериментальной площадкой Национального центра коррекционной педагогики для апробации материалов, необходимых для работы с детьми с особыми потребностями в условиях общеобразовательной школы. У этих детей есть физические или умственные нарушения, этиология которых различна. Это проявляется в нарушениях коммуникации, в гиперактивном поведении, неадекватной реакции на шум, звонок или другие раздражители. Опыт введения инклюзивного образования показывает, что, к сожалению, часто дети, а нередко и взрослые (учителя или родители), не принимают другого, не похожего на всех ребенка. Младшим подросткам легче проявить толерантность по отношению к людям старшего возраста, а труднее быть толерантным среди своих сверстников. Данное мероприятие направлено на развитие толерантного отношения в среде одноклассников.
Привитие ценностей: |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; толерантное отношение к людям; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость. |
Цель: |
Развитие межличностной толерантности у школьников. |
Задачи: |
|
Образовательная Направляющая Ориентирующая Формирующая |
- Расширить круг знаний учеников об инклюзивном образовании, о людях с особыми потребностями. |
Предметная среда: |
Плакат-заготовка для оформления (лист формата А2); цветная бумага по количеству детей, проектор, ноутбук. |
Межпредметные связи: |
«Познание мира», «Коррекционные занятия», «ИВТ». |
Использование ЭОР Bilimland: |
1) Видеоколлекция/Тема классного часа / Мы вместе |
Методы обучения: |
Мультитренинг, метод творческого осмысления анимационного материала; элементы сенсорной интеграции; психогимнастические упражнения; ролевая игра; дискуссия. |
Предварительная работа: |
Просмотр учащимися мультфильмов «Мой маленький братик с Луны», «Анатоль и кастрюлька»; съемка видеоролика «Что для дружбы нужно». |
Ход мероприятия
1. Вступительная часть. (2–3мин)
- Дорогие ребята! Сегодня праздник. А вот какой, вы узнаете сами! Просмотр фильма: МЫ ВМЕСТЕ.
https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/my-vmeste
Учитель: Какой сегодня праздник? Как вы думаете?
Учитель: Итак, сегодня отмечается Международный день терпимости. Именно 16 ноября 1995 года страны-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости.
Учитель: Как вы поняли слово «Толерантность»? Подберите синоним к этому слову.
Примерные ответы учеников: доброта, терпение, дружба, забота.
Учитель: На нашей планете живет много разных людей: мужчины и (ответы детей – женщины), одни люди высокие, а другие (ответ детей – низкие), темноволосые (ответ детей – светловолосые), кареглазые (ответ детей – сероглазые или голубоглазые). А что было бы, если бы все были с одинаковыми глазами, волосами, одного роста?
Сделать вывод вместе с детьми: мы все разные, и это хорошо.
2. Основная часть. (40-45 мин.)
I. Тренинг «Чем мы похожи». (5 мин.)
Учитель: Я зову к доске Глеба, потому что у него сегодня белая рубашка, как у меня.
Ученик выходит к доске и зовет следующего ученика (Я зову Илью, потому что у него темные волосы, как у меня). В конце игры все дети выходят к доске.
Учитель: Ребята, посмотрите, мы все вышли сюда, а это значит, что хоть мы и разные, но у нас у всех есть что-то общее.
Все садятся за парты.
II. Ролевая игра «Разные чувства» (20 мин.)
https://bilimland.kz/ru/courses/podgotovka-k-shkole-vpered-malysh/igraem-v-slova/uprazhneniya/navyki-obsheniya/lesson/01-ehmoczionalnye-sostoyaniya
Учитель: Попробуйте изобразить разные чувства. Даже в одинаковых ситуациях, все люди испытывают разные чувства и эмоции.
1) Что вы чувствуете, когда приходите в школу? 1 слайд.
- Если сегодня всего три урока?
- Если сегодня ваш день рождения и вас будут поздравлять друзья?
- Если сегодня контрольная работа, (или суммативное оценивание), а вы не готовы?
- Если вы увидели на школьном крыльце слона?
- Если вы упали в грязь по дороге в школу?
- А если сегодня 25 мая и впереди летние каникулы?
Дети отвечают и выбирают соответствующие эмоции.
2) Как ты себя чувствуешь, когда получаешь подарок? 2 слайд.
- Вы получили подарок, который у вас уже есть?
- Вы получили в подарок то, о чем давно мечтали?
- Вы получили в подарок конфеты, которые вам нельзя есть?
- Вы получили в подарок кофту, которая вам мала?
- Вы получили в подарок книгу, которую хотели прочитать?
Дети отвечают и выбирают соответствующие эмоции.
3) Как бы ты себя чувствовал в темном лесу? 4 слайд.
- Вы вместе с верным другом.
- У вас есть еда, фонарик и сотовый телефон.
- У вас легкая одежда, вам холодно.
- Уже недалеко видна избушка лесника.
- Темно, холодно. Идет дождь. Но у вас есть палатка, компас, спички, запас еды.
Сделать вывод вместе с детьми: в разных ситуациях каждый человек испытывает разные чувства или эмоции.
III. Тренинг «Легко или трудно?» (5 мин)
Учитель: Вы знаете, что такое параолимпийский игры?
Просмотр видеоролика https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/paraolimpijskie-igry
Вы узнали, что есть люди, которые участвуют в параолимпийских видах спорта и достигают при этом огромных успехов. Попробуем и мы сейчас сделать бумажный мяч одной рукой.
Слайд 43. «Правая рука помогает левой стороне»
https://bilimland.kz/ru/courses/podgotovka-k-shkole-vpered-malysh/v-shkolu-s-radostyu/uprazhneniya/motornye-navyki/lesson/01-krupnaya-i-melkaya-motorika
Вам было легко или трудно работать одной рукой? Ответы детей.
Сделать вывод вместе с детьми: людям с ограниченными возможностями трудно то, что легко другим. Нужно им помогать, если есть возможность.
Учитель: Не забывайте, что и у нас учатся разные дети, у многих часто болит голова, некоторые не могут разговаривать, некоторые плохо видят или слышат, а кому-то трудно ходить или двигать руками.
IV. Игра «Говорим по-инопланетянски» (5 мин)
Учитель: Легко ли человеку, если он не может сказать, что ему нужно, и если люди не могут его понять? https://bilimland.kz/ru/courses/podgotovka-k-shkole-vpered-malysh/govoryashie-kartinki/uprazhneniya/slova-zvuki-i-zvukopodrazhatelnye-slova/lesson/11-prishelczy-na-planete-zemlya
Слайд 1. Представьте, что к нам прилетели инопланетяне.
Слайд 3. Попробуй поздороваться так же, как пришельцы.
Слайд 4. Пришельцы говорят на своем языке.
Поговори на языке пришельцев.
Слайд 8. Какие звуки пришельцы издают во время еды?
Слайд 11. Пришельцы пришли к врачу.
Слайд 13. Какое настроение у пришельцев?
Слайд 14. Попрощайтесь с пришельцами.
Сделать вывод вместе с детьми: трудно объяснить, если ты говоришь на другом языке или не умеешь говорить. Но можно понять другого человека, если смотреть на его жесты, мимику и эмоции.
V. Учитель: Посмотрите фильм, который подготовили для вас наши учителя и ученики из разных классов.
Просмотр видеоролика: Что для дружбы нужно? (5 мин.)
В школе номер 27 нравится учиться всем:
И Данилу, и Кариму, и Алану, и Муслиму.
В этой школе все равны, дружбой мы своей сильны.
Тима не может повторить за учителем фразу. кричит во время урока.
Ученица подходит к учителю: Знаете, я хочу спросить:
почему не может Тима четко говорить?
Учитель: Значимый вопрос какой ты задать решила.
То, что остальным легко, Тиме не по силам.
Вот смотри, не умеешь ты управлять машиной,
Несколько других вещей не умеет Тима.
То, что большинству людей просто удается,
Тиме в десять раз сложней, но он не сдается.
Ученица: Катя говорит, Тима очень странный.
И что с тем, кто так кричит, мы играть не станем.
Что он глупый и больной. Разве так бывает?
Тоже стану я такой, если с ним сыграю.
Учитель: Эти говорят слова те, кто мало знает,
Те, кто книги открывать важным не считает
Чтобы четко отличать знания от сплетен.
Нужно каждый день читать и большим, и детям
Он не глупый – это факт. Точно не заразен.
Просто мир устроен так, он разнообразен,
Даник с детства был левшой, Глеб считать не может.
Нурик ростом небольшой, и Аланчик тоже.
Гриша любит всех собак, Мира строит стенку.
Раник знает пятьдесят желтого оттенков.
Любит Вова фрукты есть, а Улан ватрушки.
На моем носу очки, на твоем – веснушки.
Ученица: А дружить умеет он, если он особый?
Учитель: Дружба – дело двух сторон, ты сама попробуй
Подойти и поиграть; обсуди животных,
Думаю, что другом стать сможет он охотно
Улыбайся от души. Это всем приятно.
В играх сильно не спеши, говори понятно
Мир особого ребенка необычен и красив,
Мир особого ребенка осторожен и пуглив.
Если видишь – он сердит, если смотрит строго,
Улыбнись и отойди, подожди немного.
Он – особый. Как любой. Ведь для каждой мамы
Будет свой малыш родной, преособый самый,
В мире люди все равны, раз кому-то сложно,
Будь добрее, протяни руку осторожно.
Ученица подходит к Тиме и протягивает руку. Тима обнимает ученицу. Ученики читают стихотворение:
«Человеку надо мало…» по Р. Рождественскому.
Человеку надо мало: чтоб искали находил.
Чтоб имелись для начала друг – один и враг – один...
Человеку надо мало: чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете мама. Сколько нужно ей жила…
Человеку надо мало: после грома – тишину.
Голубой клочок тумана. Небо, солнце и весну.
Утром свежую газету – с Человечеством родство.
И всего одну планету: Землю! Только и всего.
Обсудить и сделать вывод вместе с детьми: можно подружиться с любым человеком. Все дети разные, и ведут себя по-разному.
3. Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин.)
Учитель: Как вы думаете, можно ли сделать так, чтобы каждый из нас стал толерантным? Что нужно сделать для этого?
Сделать вывод вместе с детьми: каждый ученик должен стать толерантным.
Учитель: Давайте украсим дерево толерантности. Напишите на листочках, какие нужны качества, чтобы быть толерантными. Приклейте свои листочки к дереву.
Ученики выполняют задание.
Учитель:
Что нового вы узнали сегодня?
Чему научились?
О чем задумались?
Какие чувства возникли у вас? Наш сегодняшний разговор о толерантности закончен. Мы его обязательно продолжим.