Интеллектуальная игра «Знатоки родной природы»

Блохина Светлана Ивановна
Костанайская обл., Мендыкаринский район, с. Боровское, КГУ «Первомайская СШ»
2402
Классный час
Тема:
Интеллектуальная игра «Знатоки родной природы»

Цель:

расширить и углубить экологические знания школьников о природе родного края, активизировать познавательную деятельность учащихся в области познания мира, экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе родного края, формировать умение работать в команде.

Оборудование:

интерактивная доска, использование сайта bilimland.kz, iTest.kz. голоса птиц, животных, сигнальные карточки с цифрами (1, 2, 3), иллюстрации с изображением растений и животных, презентация к игре.

знатоки природы лого iTest.jpg знатоки природы

 

Ход игры

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Посмотрите вокруг! Какая удивительная и красивая природа  нас окружает: леса, поля, реки, небо, солнце, животные. Общаясь с этими прекрасными творениями природы, человек становится добрее, нежнее, духовно богаче. Это – наша родная природа! А начнем мы наше мероприятие с экологической притчи.

«Жил-был мальчик-хулиган. Не любил он все, что окружало его. Топтал цветы, ломал ветки деревьев, убивал бездомных животных, все время мусорил.

Вот прошло время. Выходит он один раз на улицу, и видит, что вокруг нет живности. Все деревья голые, а их ветки разбросаны повсюду. Нет ни одного цветочка, вокруг один мусор, стоит неприятный запах от мертвых тел бедных животных, а небо мрачное и темное. Тоскливо стало мальчику в таком мире. Тогда понял он свою ошибку, упал на грязную землю и заплакал. Но его друзья решили ему помочь и выходить деревья.

Уже через несколько месяцев во дворе радовали всех яркие цветы, новые деревья снова делали воздух приятней, во дворе прыгали веселые собачки, а небо было яркое и голубое! Чтобы земля наша не стала заповедником, охраняйте, уважайте и изучайте Природу!»

Читает подготовленный ученик:

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.

Солнце учит доброте:
Каждый день зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

В. Орлов

 

Итак, мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре среди учащихся 3 классов. Игра посвящена природе родного края, и сегодня мы выявим лучших знатоков в области экологии и познании мира.

В сегодняшней игре принимают участие следующие команды:

знатоки природы еж.PNG Команда «Ушастый еж»   знатоки природы заяц.PNG Команда «Заяц - беляк»

знатоки природы куница.PNG Команда «Лесная куница»  знатоки природы рысь.PNG Команда «Степная рысь»

 

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 9 этапов. Каждый этап имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

знатоки природы рысь.PNG Первый тур:

«Домашнее задание» – защита мини-проектов «Расскажи о своем животном» (защищают проекты капитаны команд) – оценивается в 5 баллов.

знатоки природы рысь.PNG Второй тур:

«Пернатые Костанайской области»

знатоки природы 1.PNG

Ведущий: первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в Костанайской области. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы второго тура

Кукушка. Это достаточно загадочная птица. Ее сложно увидеть. У многих народов о ней есть масса легенд. А связано это, прежде всего, с необычным образом ее жизни. В начале весны эти птицы покидают Африку и летят в Азию и Европу, к месту гнездования. Они ведут одиночную жизнь. Самцы занимают огромные участки, которые достигают нескольких гектаров. А вот у самок территория менее обширна. Для них важным критерием является нахождение поблизости гнезд других птиц.

Розовый пеликан. Это величавая птица, с перьями розового цвета, настолько необыкновенная, что о ней сочиняют легенды. Если бы не клюв, который достигает у самцов 47 см, она была бы похожа на лебедя, но своеобразное украшение выделяет его из всех остальных. Эта птица любит рыбачить – при загоне рыбы у стаи этой птицы настолько отлажены действия, что у добычи-рыбы не остается никакой надежды на спасение. Кстати, такая совместная рыбалка наблюдается среди птиц только у них.

Журавль-красавка. Эти птицы являются перелетными, в зимнее холодное время перебираясь в районы Северо-Восточной Африки, Пакистана и Индии. В августе – сентябре они сбиваются в стаи до 400 особей для совместной миграции. Летят, вытянув голову и ноги, относительно невысоко. Они одни из самых древних на Земле: возраст этих птиц – около 60 миллионов лет, и обитали они на Земле уже в период окончания эры динозавров. Численность видов этих пернатых невелика – всего 15. Живут они недалеко от возделываемых человеком полей, предпочитая болотистую местность. Вода крайне важна для этих птиц, так как они пьют ее несколько раз в день. Пищей им служат части растений, посевы злаков, насекомые, моллюски, рыбья мелочь, но не откажутся взрослые особи и от яиц, а также только что вылупившихся птенцов и даже небольших змей.

Их любят и почитают во многих странах. Согласно восточным легендам, в этих птиц превращались храбрые воины, погибшие на полях сражения. А в Древнем Египте это птица солнца. Для китайцев и японцев эта птица является символом мудрости, чести, красоты, долголетия, бдительности. Существует еще одна легенда, согласно которой они собираются в круг для защиты своего короля, при этом одной ногой они стоят на земле, а другой сжимают камень: если птица засыпает, камень падает и будит его.

Ястреб-тетеревятник. Далеко не все птицы являются любителями жучков, червячков, зернышек и ягодок. Часть из них добывают себе пропитание, охотясь на других пернатых и на зверьков. Таких птиц называют «хищными». В лесах и полях угрозу для мелких птиц и зверюшек представляют эти птицы. Из мелких лесных животных их добычей часто становятся белки. Во время охоты они ведут себя по-разному. Они могут на бреющем полете, максимально прижимаясь к земле, подлететь к стае птиц, кормящихся на земле, и с ходу врезаться в эту стаю, стараясь ухватить добычу. Второй вариант охоты – подняться повыше в небо и оттуда круто спикировать вниз. Если бросок заканчивается неудачей, и птицы улетают от хищника, догнать их он может далеко не всегда. Птица-хищник быстро устает и ему нужен отдых. Как правило, удачной бывает только одна из десяти атак. А в октябре они улетают в теплые края. Лишь только некоторые самки остаются зимовать в родных краях. Долгое время они считались вредными птицами и на них интенсивно охотились. Но со временем люди поняли, что добычей этих птиц становятся, в основном, больные и слабые животные. Поэтому их считаются своеобразными санитарами.

знатоки природы рысь.PNG Третий тур:

«Млекопитающие Костанайской области»

знатоки природы 2.PNG

Ведущий: Начинаем третий тур нашей игры, который посвящен животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы третьего тура «Млекопитающие Костанайской области»

Кабан. Людям это животное известно давно, он упоминается в древних мифах, легендах. В древние времена оно считалось одним из наиболее ценных охотничьих трофеев. Ведь справиться с этим лютым зверем – вепрем, как его называли за свирепый нрав, – задача непростая. Животное внушительных размеров, длина его – 1,5 метра, вес – 150–200 килограммов. У взрослых самцов устрашающие клыки, опасные для любого зверя. Они довольно быстро бегают, причем хорошо передвигаются даже по густым зарослям. Тело у них имеет обтекаемую форму, покрыто жесткой щетиной, которая не цепляется даже за корявые ветки. Убегая от опасности, зверь способен развивать скорость до 40 км/ч и бежать без отдыха до 10–15 км. Они хорошо плавают, могут передвигаться по болоту и лазать по склонам. Зрение у этих зверей не очень хорошее. О приближении опасности они узнают благодаря слуху и великолепному обонянию. Питается это животное разной пищей животного и растительного происхождения. Таким образом, кабанов можно назвать всеядными. В их рацион могут входить как дождевые черви, так и мелкие грызуны. Желуди, орехи и ягоды также являются их пищей.

Косуля. Это одно из самых красивых и изящных животных. Легкое, быстроногое животное с коротким туловищем, немного напоминающее козу. Летом они золотисто-рыжего цвета, а зимой их окрас сменяется на серый. У них тупая мордочка и совсем короткий хвост. Под хвостом светлая шерсть. Почуяв опасность, они высоко задирают хвост, белое пятнышко на котором хорошо видно бегущим сзади. Охотники называют это пятно белым зеркалом. Спасаясь от хищников, может бежать со скоростью до 60 километров в час, а прыгает на 10 метров в длину! Голову самца венчают крепкие рога с маленькими отростками. Они пускают их в ход в жестоких схватках за самку. Рога так остры, а самцы в ярости так сильны, что дуэли иногда заканчиваются ранением одного из дуэлянтов. Пищей для животных служат почки, листья и побеги деревьев лиственных пород, также травянистые растения и хвоя сосны. Часто поедает ягоды, желуди, лишайники, грибы. Зимой кормятся стеблями засохшей травы, молодыми ветками деревьев и различных кустарников. Родившиеся весной малыши слабы и беспомощны, лежат, притаившись, в траве. Но уже через неделю они начинают всюду следовать за матерью и с удовольствием жуют сочную зелень.

Белка. Что же это за зверек, характер которого не по росту задиристый, – умеет он отвоевывать себе место: не задумываясь займет сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру? Разных гнезд – для сна, для потомства или укрытия от непогоды у зверька обычно несколько: до пяти штук. И это не роскошь – устраивая частые «новоселья», зверек спасается от паразитов. Существует примета: если это животное делает большой запас на зиму – жди холодной зимы. 

Лось. В наших лесах живут настоящие, лесные великаны. Во всем облике лесного великана чувствуется мощь и сила. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. У него крупная горбоносая голова. Верхняя толстая губа длиннее нижней. Тело массивное, с загривком, похожим на горб. Длинные уши чутко улавливают малейший звук. Теплая густая шерсть защищает животное от морозов. Ноги длинные, с широкими копытами. Они позволяют ходить по глубокому снегу, по болоту. А еще они быстро бегают и плавают. Встретится река – он  легко переплывет ее и может даже на минуточку нырнуть под воду. Есть и украшение – большие широкие рога. А чтоб они не мешали бежать через лесные заросли, животное поднимает голову, будто кладет рога на спину. Но иногда рога надоедают. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами.

знатоки природы рысь.PNG Четвертый тур:

«Что мы знаешь о них?»

Ведущий: Мир растений таит в себе много загадок. Давайте попробуем разгадать некоторые из них. Задание этого тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными деревьями нашего края. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на один вопрос. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

Задания и ответы четвертого тура

1. У сосен теряются нижние ветки, а у елей ветви сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому ее ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки).

2. Сильные ветры, бури выворачивают ели с корнем, а сосны ломает. Почему? (Все дело в корневой системе – у сосен она уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справиться с ней, легче сломать ствол. У елей – поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения).

3. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу, так как древесина ее тяжелая).

4. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает).

знатоки природы рысь.PNG Пятый тур:

«Зеленые друзья»

Ведущий: Пятый тур нашей игры мы посвящаем деревьям, кустарникам и травам. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов – 9. Сейчас вы будете работать карточками с цифрами: 1,2,3, которые находятся у вас на столе. Я буду зачитывать вопрос, и давать три варианта ответов, задача команд – выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы пятого тура

1. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Почему так происходит?

  1. Осина
  2. Ольха
  3. Дуб

2. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогают бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода.

  1. Клен
  2. Береза
  3. Рябина

3. Это очень красивое деревце особенно вовремя цветения. Оно весной покрыто пушистыми белыми цветками. Если у него раскрылись зеленые почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

  1. Черемуха
  2. Липа
  3. Калина

4. Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут в конуру собак для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол. Это растение нормализует давление.

  1. Полынь
  2. Крапива
  3. Ромашка

знатоки природы рысь.PNG Шестой тур:

«Юные экологи родной природы»

знатоки природы 3.PNG

Каждой команде задается по одному вопросу, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1 минута.

1 команда. У зайца в любое время года много врагов. То и дело слышишь о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3–4-х в год, и в каждом до восьми детенышей).

2 команда. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся? (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных).

3 команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе).

4 команда. Какие признаки помогают животным выжить в нашу суровую зиму? (Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира).

знатоки природы рысь.PNG Седьмой тур:

«Догони лидера»

Ведущий: Каждая команда отвечает на блиц-вопросы. За каждый ответ – один балл.

Блиц-вопросы о птицах

1. Зимуют ли птицы в скворечники? (нет)

2. Где зимой и осенью спят вороны? (в садах, в рощах)

3. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

4. Загадать загадку о птице

5. Какие птицы устраивают спальни в снегу? (куропатки, тетерева, рябчики)

6. Какая птица имеет саамы длинный хвост нашей местности?

7.Какая птица поет хвостом? (бекас)

8. Что положить в кормушку: синице, клесту, снегирю? (сало, семена, шишек, ягоды, рябины)

 

Блиц-вопросы о млекопитающих

1. Каких зайцев называют листопадничками? (которые родятся осенью, в листопад)

2. Какие животные полощут пищу перед едой? (енот-полоскун)

3.След какого хищного зверя похоже на человека? (медведя)

4. Какие животные спят зимой? (медведи, ежи)

5. Кто спит вниз головой? (летучие мыши)

6. На следах каких хищных зверей нет когтей? (Рысь)

7. Правда ли, что крот, живущий под землей, выйдя наружу, погибает? (нет, у кротов такое плохое зрение, что они едва различают свет)

8. Молоко какого животного самое жидкое? (у кита)

 

Блиц-вопросы о насекомых.

1. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (стрекозы)

2. Как узнать о приближение дождя, наблюдая за муравейником? (перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы)
3. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

4. Волосата, зелена,

В листьях прячется она

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (гусеница)

5. Что используют пчелы для строительства сот? (слюну)

6. Каких насекомых зовут как животных? (Жуки: носорог, олень, коровка)

7.У кого самый чуткий «НОС»? (у бабочки)

8. Куда осенью деваются бабочки?

знатоки природы рысь.PNG Восьмой тур:

«Сам себе гидрометцентр»

Ведущий: Что такое погода? (Выслушиваются ответы детей)

https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/vozdux-voda-pogoda/lesson/pogoda знатоки природы лого

Ваша задача, уважаемые участники, предсказать по сегодняшнему дню погоду на день завтрашний. Команды выполняют задание.

знатоки природы 4.PNG

Вопросы для первой команды:
Если сегодня:
1. Багряные зори, ... (завтра будет ветреная погода).
2. Утром туман стелется по воде, ... (завтра будет хорошая погода).
3. Дым зимой над избами «столбом» -- ...(к морозу).
4. Утром на траве роса -- ... (к хорошей погоде без дождя).
5. Иней на деревьях -- ... (к ясной, морозной погоде).

Вопросы для второй команды:
Если сегодня:
1. Вечером с реки поднимается пар, ... (завтра будет дождь).
2. Ночью был иней, ... (снега не будет).
3. Звезды ночью сильно мерцают, а с утра тучи -- ... (днем жди грозу).
4. Кошка в доме ищет теплое местечко -- ... (к морозам).
5. Собака перекатывается с боку на бок по снегу -- ... (к метели).

Вопросы для третьей команды:
Если сегодня:
1. Рыба выскакивает из воды -- ... (к дождю).
2. Вечером сильно стрекочут кузнечики. (к хорошей погоде).
3. Клен «плачет» -- ... (к дождю).
4. Зимой туман -- ... (к оттепели).
5. Зимой луна бледная -- ... (к метели).

Вопросы для четвертой команды:
Если сегодня:
1. Ночью нет росы, а в низинах не видно тумана -- ... (к ненастью).
2. Кучевые облака разрастаются в высоту -- ... (к дождю).
3. Зимой к вечеру при безветрии небо покрывается слоем низких слоистых облаков -- ... (к ясной погоде).
4. Солнце «садится» в тучу -- ... (к дождю).
5. Ласточки и стрижи летают высоко над землей -- ... (к ясной погоде).

 

Ведущий: Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды.

Это интересно! А пока жюри подводит итоги, давайте поразмышляем – что такое туман и как он образуется?

Учитель предлагает просмотреть видеофильм об образовании тумана.

https://bilimland.kz/ru/courses/poznanie-mira/vozdux-voda-pogoda/lesson/oblaka-i-tuman-osadki

Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.

Итог:

Награждение: команды, занявшие призовые места, награждаются грамотами, остальные – благодарностями.

знатоки природы 5.PNG

Практическая часть материала

В результате проведения игры «Знатоки родной природы» у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, формируется умение работать в группе.

Выводы

Экологическую игру «Знатоки природы» можно проводить как массовое мероприятие для учащихся 3-4 классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования.

знатоки природы 6.PNG

Интеллектуальная экологическая игра «Знатоки родной природы»

 

 

Сообщить об ошибке