Игра «Знатоки. Ошибки на экранах телевидения и в литературных изданиях»
Цели: |
- углубить и расширить знания учащихся, развивать умения работы в команде и нахождения коллективного варианта ответа на вопросы; - формировать интерес к обучению; развитие функциональной грамотности; - развитие внимания и критического мышления. |
Межпредметные связи: |
литература, русский язык, биология, изобразительное искусство. |
Привитие ценностей: |
сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства. |
Предварительные знания: |
из курса биологии, русского языка за 6–9 классы. |
Дифференцированный подход: |
привлечение в игру учащихся, у которых наблюдается пониженная мотивация к изучению биологии в связи с определением профессии, не связанной с биологией. Привлечение сильных учащихся для разработки и подборки заданий. |
Ход мероприятия
Запланированные этапы |
Запланированная деятельность |
Ресурсы |
Приветствие |
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее мероприятие принесет нам всем радость общения. Сегодня вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Сегодняшняя игра знатоков будет посвящена ошибкам, которые встречаются в кино, детских книгах. Часто не знание основных азов наук приводит к появлению ошибок на больших экранах, в литературных изданиях, полотнах картин, которые «режут глаза» грамотному человеку. Начнем нашу игру. Сегодня на уроке будут отражены биологические ошибки, которые встречаются на экранах телевидения, в детской литературе, в интернете. Кто сегодня выиграет? «Знатоки» или...? |
|
Игра |
Вопрос: Перед вами страница детской книги «Энциклопедия для малышей в сказках», автор Е. Ульева. Прочитайте рассказ. Что к этому рассказу можете добавить? (Предполагаемый ответ: Автор должна была указать, что основной причиной сбрасывания листьев в зимнее время происходит из-за нехватки воды. В земле вода находится в замерзшем состоянии – в состоянии льда, и она не может проникнуть в корни деревьев и кустарников. В то же время с поверхности листьев процесс испарения идет непрерывно). Комментарии ведущего: Энциклопедия предназначена, чтобы в легкой форме рассказать детям об окружающем мире. Эту страницу они еще ни раз прочитают и у них в сознании отложится, что главная причина – это чтобы не было тяжело и не сломались ветки, а то что деревьям не хватает воды и просто-напросто вода может замерзнуть в листьях и они погибнут, дети и не запомнят уже в школе. |
Приложение 1 |
Вопрос: Перед вами страница детской книги «Энциклопедия для малышей в сказках», автор Е. Ульева. Прочитайте рассказ. Найдите биологическую ошибку. (Предполагаемый ответ: Сердцебиение и дыхание происходят круглосуточно). Комментарий учителя: Посмотрим видеоролик о кровообращении. Из видеоролика видим, что сердцебиение – это непрерывный процесс. |
Приложение 2 (Биология – Человек как биологический вид – Сердечно-сосудистая система – Кровообращение) |
|
Вопрос: Посмотри внимательно на страницу из детской книги «Энциклопедия для малышей в сказках», автор Е. Ульева. Где здесь ошибка? (Предполагаемый ответ: Страусы не прячут голову в песок). Комментарий ведущего: На самом деле то, что страусы прячут голову в песок, – это миф. Этот вымысел родился еще в тpудax Плиния Cтapшeгo. B oднoм из cвoиx coчинeний дpeвнeгpeчecкий пиcaтeль oднaжды нaпиcaл, чтo cтpaуcы cчитaют ceбя нeвидимыми, ecли, cпpятaв гoлoву в пecoк, caми никoгo нe видят. Имeннo c этoгo мoмeнтa oдни cтaли cлeпo пpинимaть нa вepу этo утвepждeниe и pacпpocтpaнять eгo, пepecкaзывaя дpугим, a дpугиe – искать подтверждение сказанному и изучать жизнь птиц. Пocкoльку зaблуждeниe oпиpaлocь нa тo, чтo тaким oбpaзoм cтpaуc пытaeтcя cкpытьcя oт xищныx звepeй, opнитoлoгaм удaлocь дoкaзaть, чтo в cлучae peaльнoй угpoзы птицa пpocтo убeгaeт, пpичeм бeжaть oнa мoжeт c oгpoмнoй cкopocтью, дoxoдящeй дo 80 км/чac. Пpи этoм cтpaуcиный бeг oтличaeтcя oт бeгa вcex дpугиx живыx cущecтв тeм, чтo бeгун мoжeт peзкo мeнять нaпpaвлeниe движeния, буквaльнo мгнoвeннo. Oднaкo пocлe бeгa дo изнeмoжeния птицa нacтoлькo уcтaeт, чтo пaдaeт бeз cил нa зeмлю, пpи этoм дeйcтвитeльнo мoжeт oкaзaтьcя в пecкe c гoлoвoй пpocтo пo тoй пpичинe, чтo пoд нoгaми ee в этoт мoмeнт будeт пecoк, a нe твepдaя пoчвa. Kpoмe тoгo, вo вpeмя выcиживaния яиц caмки вынуждeны pacплacтывaтьcя пo зeмлe, вытягивaя шeю и пpижимaя к зeмлe гoлoву, чтoбы cтaть мeнee зaмeтными для пpиближaющиxcя вpaгoв, a вo вpeмя cнa иx гoлoвы тoжe лeжaт нa пoвepxнocти гpунтa. Kcтaти, кoгдa птицa пoдбиpaeт кopм c зeмли, тo из выcoкoй тpaвы тopчит тoлькo oдин ee xвocт, чтo тaкжe мoжeт дaть пpeдпocылки для нeвepнoгo тoлкoвaния тaкoгo пoвeдeния co cтopoны нaблюдaтeля. |
Приложение 3
http://www.fotoprom.com/view_post.php?id=581
|
|
|
Вопрос: Перед вами страница детской книги «Энциклопедия хорошего поведения для малышей в сказках», автор Е. Ульева. Посмотрите внимательно на рисунок. (Предполагаемый ответ: Еж не может мечтать о яблоке, т. к. является насекомоядным). Комментарий ведущего: Каждый из нас с детства знает, что ежики носят еду на спине. В мультиках и на рисунках в книжках мы не раз видели, как ежи носят яблоки и грибы, которые закреплены на иголках. Но, что если мы скажем вам, что всех нас с детства водили за нос? Удивительно, но этот миф гораздо древнее, чем может показаться. По некоторым данным, его автором является древнеримский писатель Плиний Старший, который известен тем, что написал «Естественную историю», одну из самых значимых энциклопедий античности. В 77–78 гг. н. э. Плиний писал, что ежики карабкаются на деревья, сбивают яблоки, а после этого катаются по земле, нанизывая фрукты на спину. Автор также утверждал, что ежи уносят собранные фрукты к себе в нору, запасаясь едой на зиму. В тот момент Плиний, наверное, даже не подозревал, насколько сильно он ошибается. Зачем ежику яблоки и грибы? Вопреки утверждениям Плиния, ежи не только совершенно неспособны забираться на деревья, но и практически не питаются фруктами и грибами. Они являются насекомоядными млекопитающими, и едят в основном жуков, червей и улиток, также ежи могут питаться лягушками, ящерицами, и даже мертвыми мышами и птицами. К слову, ежи одни из немногих млекопитающих, которые не боятся есть пчел и ос: дело в том, что яд этих насекомых совершенно на них не действует. Еще одной полезной особенностью организма ежей является некоторый иммунитет от змеиного яда: известны случаи, когда они атаковали и съедали змей вместе с ядовитыми железами. В неволе ежей действительно часто кормят фруктами и овощами, но обусловлено это тем, что людям довольно тяжело найти достаточное количество слизняков и насекомых. На воле же ни фрукты, ни овощи, ни даже грибы ежам не интересны. Зачем ежик носит фрукты на спине? Даже если бы ежи питались яблоками и грибами, скорее всего, ели бы они их прямо на месте. Ежам просто незачем было бы тащить еду к себе в нору. Вопреки утверждениям Плиния, ежи не делают запасов на зиму, так как в это время года они впадают в спячку, а просыпаться, чтобы перекусить, в их планы не входит. Интересно, что ежи, обитающие в пустынях, спят не только зимой: из-за недостатка еды в самые жаркие и сухие месяцы года они впадают в летнюю спячку. Таким образом, метаболизм животных замедляется, позволяя им экономить жизненно важную энергию. Иголки ежей – не что иное, как шерсть, которую эволюция превратила в орудие самообороны. В опасных ситуациях ежи сворачиваются в шар и выставляют иголки, которые защищают их от хищников. Ни для чего другого эти иголки не годятся. Ежи не умеют кататься по земле в форме шара, а сами иголки не настолько остры, чтобы нанизывать на них еду. Так что, если увидите ежа в лесу, не пытайтесь накормить его яблоками, скорее всего, они ему не понравятся. Тем самым закладывается неправильное мнение у детей, что ежи питаются фруктами и грибами. Но мы с вами грамотные люди и знаем, что ежи относятся к классу млекопитающих, отряд насекомоядные. (Демонстрация таблицы «представители отряда млекопитающих»). |
Приложение 4 (Биология – Царство животных – Класс Млекопитающие – Многообразие млекопитающих – Представители отряда млекопитающих) |
Вопрос: Внимание на доску. Вам сейчас будет продемонстрирован отрывок из российского фильма «Не покидай меня, Любовь». Какая ошибка в сценарии? (Предполагаемый ответ: У родителей с первой и четвертой группы крови не может быть ребенок с четвертой группой крови). Комментарий ведущего: Давай посмотрим видеоролик о наследовании группы крови. В конце этого фильма главный герой Виктор узнает, что 15 лет тому назад Люба родила сына. Из видеоролика мы видим, что биологическую ошибку допустил сценарист и не заметили трое актеров в кадре: режиссер, продюсер, оператор и другие участники этой сцены. |
https://www.youtube.com/watch?v=xB9HMCBy20k (отрезок 1 ч 28 мин – 1 ч 30 мин)
(Биология – Основы генетики и селекции Основные закономерности изменчивости – Наследование групп крови – Установление отцовства). Как видим, у этой пары может быть сын со второй или третьей группы крови). |
|
|
Вопрос: Прослушаем арабскую сказку «Али-баба» и сорок разбойников». В этой сказке есть неточность. Может автор этой сказки ошибку сделал, а может ошибку совершили во время перевода сказки. Найдите ее. (Предполагаемый ответ: в переводе с арабского «сим сим» или «сезам» означает кунжут. Кунжут – это однолетнее, но достаточно мощное растение. Средняя высота растения – 120−150 см). Комментарий ведущего по мере необходимости. |
https://deti-online.com/audioskazki/arabskie-skazki-mp3/ali-baba-i-sorok-razboynikov/
(начало сказки около 3 мин, до «сим сим откройся) |
|
Вопрос: Посмотри внимательно на страницу из детской книги «Энциклопедия для малышей в сказках», автор Е. Ульева. Где здесь ошибка? (Предполагаемый ответ: нарисовано не верное количество глаз у паука). Комментарий учителя при необходимости. |
Приложение 5 |
|
Вопрос: Перед вами страница детской книги «Энциклопедия для малышей в сказках», автор Е. Ульева. Прочитайте рассказ. Найдите биологическую ошибку. (Предполагаемый ответ: не верно указан центр окультуривания фиалки). Комментарий ведущего: родина сенполии – восток Африки. Историю ее открытия можно назвать романтичной и благородной: в далеком 1892 году один из губернаторов государства Адальберт фон Сен-Поль прогуливался со своей невестой у подножья Узамбарских гор и заметил меж камнями незнакомые фиолетовые цветы. Они пришлись по душе молодой паре, и семена будущих цветов были отправлены отцу губернатора – коллекционеру и цветоводу, а после зарегистрированы и названы в честь первооткрывателя. В Европе красоту этого цветка оценили быстро, и после того как он впервые был представлен на международной выставке цветов в Бельгии, фиалка моментально разлетелась по разным странам. В начале следующего века семена этого растения попали в Америку, где также завоевали популярность. Причем жителям США новый вид настолько понравился, что в одном из штатов организовалось общество цветоводов, которые занимались разведением прекрасного цветка. Может благодаря этому на сегодняшний день только в Америке официально зарегистрировано несколько тысяч видов данного растения. |
Приложение 6 |
|
Вопрос: Перед вами страница детской книги «Энциклопедия для малышей в сказках», автор Е. Ульева. Прочитайте рассказ. Что можете сказать о защитных приспособлениях у растений? (Предполагаемый ответ: основная функция колючек у кактуса – это уменьшение испарения влаги с поверхности листа, т. к. влага накапливается в стебле – колючки защищают и от животных). Комментарий ведущего по мере необходимости |
Приложение 7 |
|
Вопрос. Внимание на доску. Вам будет продемонстрировано одно из видео юных блогеров Кати и Макса. Для этих юных блогеров родители тщательно продумывают сценарии, подбирают реквизиты, место. (Предполагаемый ответ: неправильное приготовление микропрепарата; жиры не рассматривают под микроскопом) Комментарий учителя по мере необходимости |
https://www.youtube.com/watch?v=zFriAxwS7qM (отрезок 5 мин 30 с – 6 мин)
|
Рефлексия |
Подведение итогов. Благодарю за прекрасную игру! Скажите, пожалуйста, в каких профессиях вы встретили необходимость биологических знаний? Как мы видим, такие профессии, как художник, писатель, могут привести к неправильному мнению о некоторых вещах с детства.
Прикрепите, пожалуйста, стикеры на дерево творчества. «Дерево творчества» Плоды – дело прошло полезно, плодотворно. Цветок – довольно неплохо. Зеленый листик – не совсем удовлетворен мероприятием. Желтый листик – «зря потраченное время», неудовлетворенность. |
Стикеры, дерево творчества |