И это мой выбор!
КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ
« Я ХОЧУ – Я МОГУ – МНЕ НАДО….
И ЭТО МОЙ ВЫБОР! »
Классный час, посвященный проблеме осознанного выбора профессии.
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп
Цели: расширить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору путем анкетирования.
В последнее время на рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, молодые специалисты с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача - помочь ребятам найти востребованную специальность.
Форма проведения: час общения.
Ход классного часа:
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»
Классный руководитель:
-Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Я дам краткие определения нескольких понятий, которые относятся к профессии.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, толкования этих слов содержат профессиональную характеристику человека.
С целью выявления вузов, мною было проведено анкетирование.
Анкета «Мой выбор».
Вопросы:
1.Выбрал ли ты профессию?
2.Назови ВУЗ, в котором ты бы хотел учиться?
3.Назови профессию, которую ты выбрал?
4.Кто помог тебе с выбором?
5.Чтобы ты хотел узнать о своей будущей профессий?
Результаты:
Принимало участие-27
1.Да-27
2.Наибольшее количество выбранных вузов.
-РИА-12
-АРПИ-2
-КГУ-4
-КГПИ-3
-ЕНУ-3
-КИНЭУ-2
-Другие-1
3. Горное дело-6
Железнодорожный транспорт в карьере-4
Охрана окруж.среды-2
Педагоги-5
Журналисты-1
Другие-9
4. Родные-7
Друзья-4
Классный руководитель-7
Другие-9
2. Индивидуальная работа по теме «Факультеты и специальности РИА»
Классный руководитель:
Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. По результатам анкетирования было выяснено, что многие ученики нашего класса выбрали РИА (Рудненская индустриальная академия). И я считаю такой выбор правильным, потому что специальности Академии востребованы на рынке труда не только Казахстана, но и за ее пределами. Для более полной информаций о Рудненской Индустриальной Академии ученики разделились на несколько групп.
А также экскурсоводом нашего урока выбрали Амирхана Какимжанова. Работа Амирхана заключается в подготовке информаций о РИА.
Амирхан: История Рудненского индустриального института тесно переплетается с историей крупнейшего горно-обогатительного предприятия региона - АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» (ранее Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат).
30 июня 1954 года Советом министров СССР было принято решение о начале строительства на базе Соколовского и Сарбайского месторождений магнетитовых руд Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината (ССГОК) и города Рудный.
Около 20 тысяч молодых людей с разных уголков нашей страны приехали в город Рудный на большую стройку по возведению гиганта горнорудной промышленности. Чтобы создать необходимые условия для этой молодежи в получении высшего образования без отрыва от производства, Горком КП Казахстана, руководство Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината и треста Соколоврудстрой в мае 1959 года обратились в ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ и Министерство высшего и среднего специального образования СССР с просьбой организовать подготовку инженерных кадров на месте. В Обращении, в частности, говорилось: «В городе Рудном, где строится крупнейший в нашей стране Соколовско-Сарбайский горно-обогатительный комбинат мощность 19 млн тонн железной руды в год – одна из ударных комсомольских строек семилетки – в настоящее время проживает 45 тысяч населения. На предприятиях ССГОКа и треста Соколоврудстрой работает около 19 тысяч человек, в основном молодежь…».
Открытие вечернего факультета КазГМИ
25 июня 1959 года в городе Рудном на базе Соколовско-Сарбайского ГОКа был открыт вечерний факультет Казахского Государственного металлургического института (КазГМИ). Первый декан факультета – кандидат технических наук, выпускник КазГМИ Пляскин И.И. Осенью 1959 года 100 ИТР ССГОКа становятся первыми студентами вечернего факультета.
Индустриальный факультет КазГМИ
22 августа 1962 года приказом Министерства ВССО КазССР № 802 вечерний факультет реорганизуется в индустриальный факультет КазГМИ и переводится на самостоятельный баланс.
Открытие вечернего индустриального факультета КазГМИ в г. Рудном на базе Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного комбината явилось началом развития в Казахстане вечернего и заочного образования на периферии. Контингент факультета насчитывает более 500 студентов.
Филиал Казахского политехнического института
5 марта 1964 года приказом МВССО КазССР №175 индустриальный факультет КазГМИ преобразуется в филиал Казахского политехнического института (КазПТИ).
В 1966 году было начато строительство специализированного учебно-лабораторного корпуса и общежития. Студенты также принимали активное участие в строительстве.
В марте 1969 года на основании постановления бюро Кустанайского обкома КП Казахстана и Исполкома депутатов трудящихся студенты филиала Казахского политехнического института получили общежитие, выделенное ССГОКом, что позволило создать для них более благоприятные бытовые условия.
В феврале 1973 года было досрочно сдано в эксплуатацию студенческое общежитие на 784 места с встроенной столовой на 100 мест.
В конце 1972-1973 учебного года досрочно принят в эксплуатацию учебно-лабораторный корпус на 1500 мест, общей площадью 11,4 тыс.м2.
Рудненский Индустриальный Институт
1 января 1978 года постановлением Совета Министров ССР №765 филиал КазПТИ становится пятьдесят третьим в Казахстане самостоятельным высшим учебным заведением – Рудненским индустриальным институтом.
В конце 1970-х годов Рудненский индустриальный институт являлся практически, единственным техническим вузом во всем северо-западном регионе КазССР, что определяло его как главную базу для подготовки инженерно-технических кадров для горнодобывающей, строительной и энергетической отраслей промышленного производства. В сложные годы становления независимого Казахстана, когда был снижен спрос на инженерные кадры, удалось сохранить основной кадровый потенциал и материальную базу РИИ.
РИИ сейчас
В настоящее время Рудненский индустриальный институт представляет собой современный научно-образовательный комплекс в области технических наук с развитой инфраструктурой.
В структуре института - 3 факультета (горно-металлургический факультет, факультет энергетики и информационных систем, факультет экономики и строительства), 7 кафедр. Обучение студентов ведется по 18 специальностям бакалавриата на государственном и русском языках по очной, вечерней и заочной формам обучения на базе общего среднего, технического и профессионального высшего образования.
За эти годы в стенах Рудненского индустриального института подготовлено более 25 тысяч специалистов с высшим образованием, многие из которых стали крупными руководителями, бизнесменами, государственными служащими и выдающимися учеными.
РИИ стал РИА
Индустриальный институт прошел проверку МОН на соответствие новому статусу и в настоящее время начата работа по продвижению проекта Постановления Правительства о переименовании статуса вуза.
Событие значимо не только для РИИ, но и для всей области. Поскольку модернизация различных отраслей экономики, социальной сферы, промышленности и инфраструктуры невозможна без подготовки научно-педагогических кадров, внедрения инновационных разработок, исследования, проводимые в вузе, будут востребованы на предприятиях региона. Получение статуса академии даст новый импульс развития учебному заведению, а реализация намеченной программы позволит вывести его в разряд ведущих отечественных вузов.
За статусом «Академия» стоит тщательная подготовка высококвалифицированных кадров по программам бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD, множество фундаментальных исследований и перспективных разработок. В течение нескольких месяцев коллектив института вел скрупулезную работу, теперь перед РИИ стоит новая задача: стать точкой роста отечественной инновационной экономики и промышленности.
Перечень специальностей РИА:
5B070200: Автоматизация и управление
5B073100: Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
5B070700: Горное дело
5B042100: Дизайн
5B070300: Информационные системы
5B080200: Менеджмент
5B070900: Металлургия
5B073700: Обогащение полезных ископаемых
5B090100: Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта
5B073000: Производство строительных материалов, изделий и конструкций
5B012000: Профессиональное обучение
5B072900: Строительство
5B071700: Теплоэнергетика
5B072400: Технологические машины и оборудование (по отраслям)
5B072600: Технология и конструирование изделий легкой промышленности
5B071300: Транспорт, транспортная техника и технологии
5B050600: Экономика
5B071800: Электроэнергетика
Ученики нашего класса разделились на группы, которые будут исследовать данные профессии вместе со студентами РИА (выпускниками нашей школы) и познакомят нас с особенностями каждой специальности. Для подготовки классного часа рекомендован сайт: https://bilimland.kz
Задача групп:
- По результатам анкетирования подготовить панорамные сведения.
Первая группа «Горное дело».
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКОВ.
Вторая группа - «Карьерный транспорт».
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКОВ
https://bilimland.kz/ru/courses/gornoe-delo/karernyj-transport/lesson/zheleznodorozhnyj-put №6071
https://bilimland.kz/ru/courses/gornoe-delo/karernyj-transport/lesson/karernye-avtodorogi №6085
Третья группа - «Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий»
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКОВ
Четвертая группа - «Охрана труда, окружающей среды и рационального природопользования».
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКОВ
Классный руководитель: Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Ученики высказывают свои мнения:
Классный руководитель: А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии, полученная во время информация.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
могу - это все, что мне по силам, по способностям;
надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).
Классный руководитель: Хочу сказать огромное спасибо нашим исследователям, которые поработали с большим объемом информации о различных профессиях и дали нам основные понятия о таких профессиях, как «Горное дело», «Карьерный транспорт», «Электрооборудование и электроснабжение горных предприятий», «Охрана труда и окружающей среды». И сказать слова благодарности нашим выпускникам, которые помогли исследовать отрасли, так как они сами обучаются на таких специальностях. Анар, Раушан, Мырзагали и Жанибек, спасибо вам огромное!