Что такое друг, дружба, добрососедство
Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага.
Место проведения: кабинет самопознания.
Участники: 10 Б класс областного многопрофильного лицея-интерната для одарённых детей, классный руководитель Шмулько Ольга Викторовна.
Ресурсы: кабинет самопознания, интерактивная доска, главная презентация классного часа, презентации групп, постеры, фломастеры, клей, ножницы заготовки к постерам, видеоролики (взятые из интернет-ресурсов, из ресурса Bilimland.kz, YouTube.com), песни о дружбе, сердце-игрушка для заключительной игры.
Тема: Что такое «друг», «дружба», «добрососедство»?
Роль дружбы в жизни человека, страны, государства.
Цель: дать представление о том, что такое дружба, добрососедство и их значении в жизни людей. Развивать умения школьников называть и давать характеристику качеств, которые они хотели бы видеть в своих друзьях. Воспитывать лучшие человеческие качества: доброту, искренность, понимание, самокритичность, благородство.
План классного часа
- Вступительное слово – ведущие о дружбе.
- Фрагмент фильма «Наставление отца».
- Групповая работ – 10 мин, пока звучат 2 мелодии о дружбе, группы готовят постеры по своим темам (заготовки: домашнее задание).
- Выступление групп, показ презентации и постера.
- Стихи о дружбе – читает учитель.
- Фрагмент видео «Наставление мудрого человека».
- Высказывание по классному часу.
- Игра «Комплименты».
Ход урока
1. Вступительное слово ведущих: (презентация)
Мы начинаем классный час «Урок дружбы и добрососедства».
Словарь классного часа.
Дружба – отношения между кем-либо, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.
Дружба – одна из форм межличностных отношений людей, основанная на глубокой личной симпатии и привязанности, на единстве взглядов и интересов и проявляющаяся в тесном, длительном, разностороннем общении, взаимопомощи и взаимоподдержке.
Добро – важнейшая категория этики. В этом понятии люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее.
Душевность – доброе отношение человека к окружающим его людям, заботой, вниманием, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе.
Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Человек не должен быть одиноким, ему нужны друзья. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания. В основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие.
2. Фрагмент фильма «Наставление отца». Ресурс YouTube.com
3. Групповая форма работы. Обсуждение темы по группам, создание постера на уроке, создание презентации д.з.: 7 минут.
Группы по темам разбиты до классного часа.
1 группа. Понятие дружбы начинается с семьи.
2 группа. Значение дружбы для нашего класса.
3 группа. Ассамблея народов Казахстана – основа добрососедства в государстве.
4 группа. Основа мирового благополучия – добрососедские отношения между государствами.
Пока группы готовятся звучат две мелодии о дружбе.
4. Выступление групп.
1. Группа Семья. Проект «Большая и дружная семья»
(Мы долго обсуждали будущий проект и предлагаем познакомиться с семьей…)
(уч-ся рассказывает о значении семьи в воспитании добрососедства, терпимости и слаженности между людьми.
Вывод: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Нужно дорожить друг другом, уважать, ценить, знать свои корни. Как говориться, не надобен и клад, коли в семье лад.
2. Группа «Наш дружный класс»
«Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро».
Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. «Будьте для всех солнышками… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдаёт себя на служение ближним». Таким образом, между вами и друзьями создаётся некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.
Итог.
Раздели радость с другом – она станет вдвое больше. Раздели горе с другом – оно станет вдвое меньше.
3. Проект «Ассамблея» из ресурса Bilimland.kz
Рядом с тобой и твоей семьей живут люди. Их называют соседями.
Когда люди долгое время живут рядом, говорят на одном языке и чувствуют, что их
многое объединяет, и не только родство, сколько общие традиции, праздники,
ценности, они постепенно сближаются и начинают ощущать себя одним
коллективом. Так в старину образовались различные народы.
Итог. Быть хорошим, настоящим человеком – это значит жить на земле с открытым искренним сердцем, любить и уважать тех, кто дал вам жизнь,
беречь своих друзей, чтобы дружба приносила только радость, и всегда помнить о том, что мы – только один из многих цветов в огромном букете, и рядом с нами такие же красивые, сильные, гордые цветы – наши добрые соседи!!!
4. Группа – Мир между государствами – основа стабильного мирного проживания всего народа Земли.
На несколько дней во всей Древней Греции главными были спорт, здоровье, сила, и даже войны прекращались во время проведения Олимпийских игр. В 19 веке, более 110 лет назад, французский общественный деятель Пьер де Кубертен предложил возродить Олимпийские игры. Поэтому Олимпийские игры - это не просто спортивные соревнования, это мероприятие, которое объединяет людей всего мира: жителей разных стран, разного возраста, национальности, цвета кожи. ДРУЖБА, СОВЕРШЕНСТВО, УВАЖЕНИЕ – Ценности Олимпийского движения! Олимпиада призывает всех спортсменов и болельщиков всего мира проявить уважение к другим, к окружающей среде, к себе. Олимпиада призывает поддерживать дружбу и взаимопонимание между спортсменами, и не только в одной команде, но между командами, между людьми всех народов мира. Олимпийское движение стремится к прекращению всех международных конфликтов и войн, объединению через спорт враждующих сторон. Участники Олимпиады – это особые спортсмены, самые лучшие. Кто постоянно стремится к высотам, к совершенству. Частью СОВЕРШЕНСТВА являются ДРУЖБА и УВАЖЕНИЕ.
5. В заключении выступления групп стихи Осипова Светлана Павловна. Жила в Азербайджане. Недавно вышел сборник её стихов «Иду дорогами любви».
Учитель:
Иду дорогами любви,
Который год по ним шагаю.
Пока огонь горит в крови,
Я всё другое отвергаю.
Иду дорогами любви...
Богатства нет на них и лести.
На них цветы и соловьи,
Поддержка, дружба, кодекс чести.
Иду дорогами любви...
Они ведут в места святые,
На них подъёмы - ох! Крутые,
Завет их - праведно живи!
На них вступив, людей люби,
Старайся жить в согласье с веком.
Не обмани, не укради
И будь достойным человеком.
А есть ещё дороги зла.
И если вы на них свернёте,
Подлоги, тёмные дела
Там в уваженье и почёте.
Там, может быть, и легче жить,
Но вас обманут и подставят,
И бескорыстно там дружить
Никто, поверьте мне не станет.
Не жди там истинной свободы
И зря на помощь не зови.
Вот почему я через годы
Иду дорогами любви.
6. Фрагмент видео «Наставление мудрого человека» ресурс YouTube.com
7. Высказывание учеников об услышанном на классном часе, о подготовке своей группы и других групп.
Вывод:
«Дружба это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро».
Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. «Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдаёт себя на служение ближним». Таким образом, между вами и друзьями создаётся некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.
Раздели радость с другом – она станет вдвое больше. Раздели горе с другом – оно станет вдвое меньше.
8. Завершаем классный час игрой «Комплименты».
-Вот наше сердце (игрушка сердце- атрибут игры) наполнилось вашими пожеланиями!!!И это замечательно, что у вас есть друзья , люди, которых вы любите, которым желаете счастья! Наш классный час подходит к концу и завершим его мы с вами игрой, которая называется «Комплименты»! Сядьте в круг, возьмите в руки сердце, и от всей души скажите, рядом стоящему однокласснику или однокласснице -комплимент, предавая в руки сердечко. (Ребята, говорят друг другу комплименты начиная словами: Я уважаю сидящего с лева от меня за…, Мне нравится в моём друге, с лева от меня…., Я дарю своё сердце своему товарищу, потому-то…. и т.д.).
Итог классного часа.
Все дети с ответственностью подошли к подготовке и проведению классного часа. Распределили обязанности в группах: подготовка презентации, подготовка материала для постера, подбор текста выступления. Все материалы для презентаций и выступлений были взяты из Интернет-ресурсов. В подготовке и проведении классного часа приняли активное участия все. Дети очень объективно оценили друг друга в конце на игре «Комплимент» рассказали, почему они уважают своих друзей, сидящих с лева. Всё закончилось на позитиве. В конце все перешли в свой кабинет. Обсуждение классного часа прошло за чашечкой чая в душевной обстановке.